Адвокатура в Российской Федерации является профессиональным добровольным объединением, в составе которого осуществляют свою деятельность квалифицированные юристы.
В 2003 году была создана Федеральная палата адвокатов Российской Федерации (ФПА РФ), в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Закон об адвокатуре). В связи с принятием этого закона произошел новый этап развития адвокатуры в Российской Федерации. На его основе впервые было объединено адвокатское общество в масштабах всей страны.
Федеральная палата защитников РФ оценивает собственную работe в неразрывной связи с полуторавековой ситуацией русской адвокатуры, которая была сотворена в 1864г. в ходе судебной реформы, проделанной царем Александром II. Принципы законности, корпоративности, самоуправления, независимости, в том числе равноправия защитников, являются основой деятельности адвокатов, которые закреплены как принципы адвокатуры в Законе об адвокатуре (п.2 ст. 3).
Федеральная палата защитников РФ считается общероссийской негосударственной некоммерческой организаций, которая объединяет адвокатские палаты субъектов РФ. Региональные адвокатские палаты, в собственную очередь основаны на неотъемлемом членстве защитников надлежащих субъектов.
Число адвокатов в РФ в начале 2017 года составило 78 491 чел., 72 508 из которых — с действующим статусом. 59,1 % — мужчины, 40,9 % адвокатского сообщества — женщины; 13 % не достигли 30 лет, 12,8 % -старше 60 лет.
Согласно статистике, на 01 января 2017 года в Российской Федерации было действует и утверждено 25 806 адвокатских образований, 21 823 адвокатских кабинета, в том числе 824 адвокатских бюро, 2960 коллегий адвокатов, 199 юридических консультаций.
Представительство и защита интересов защитников в органах государственной власти и органах местного самоуправления, обеспечение высочайшего уровня оказываемой юридической помощи, координация деятельности адвокатских палат, в том числе реализация иных задач, которые возложены в соответствии с законодательством РФ на адвокатуру.
В целях обеспечения квалифицированной юридической помощи, доступности для населения на всей территории Российской Федерации, соответствующих субъектов, организации юридической помощи, оказываемой бесплатно, защиты и представительства интересов адвокатов в вышестоящих органах государственной власти и органов местного самоуправления, действуют региональные адвокатские палаты, а также общественные объединения и иные организации, контролирующие профессиональную подготовку лиц, которые допускаются к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдение адвокатами Кодекса профессиональной этики адвоката.
Институт адвокатуры, регулируемый законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре, занимает особое место в сфере оказания профессиональной юридической помощи, которая уже долгое время остается неурегулированной в целом. Условиями, определяющими высокий уровень оказываемой юридической помощи адвокатами, являются обязанность вступления в независимую самоуправляемую профессиональную корпорацию, в том числе необходимость соответствия определенным квалифицированным требованиям, наличие особой процедуры для приема в корпорацию, правил профессиональной этики, дисциплинарной ответственности, а также обязанность постоянно повышать квалификацию.
Одной из приоритетных задач Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации является создание условий, которые определяют высокое качество квалифицированной юридической помощи, оказываемой адвокатами юридическим и физическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов. Для решения этой задачи принимается комплекс мер, необходимых для реализации гарантированного ост. 48 Конституции Российской Федерации права. Вместе с тем в силу прямого указания Закона об адвокатуре –адвокатура является важным институтом гражданского общества, роль которого определяется целями деятельности, а также особой социальной ответственностью, которую налагает принадлежность к адвокатской профессии.
Юридическая помощь адвокатами — не просто одна из профессиональных услуг, а условие, которое необходимо для реализации конституционных и иных прав граждан. Роль юристов, в том числе адвокатов, в современном обществе является столь значимой.
На Восьмом конгрессе ООН (27 августа — 7 сентября 1990 г., Гавана) были приняты Основные принципы, касающиеся роли юристов. Этот обширный документ содержит комплекс важных рекомендаций. Определение цивилизованных, соответствующих современным представлений о правовом государстве и правах человека способы взаимодействия юристов с теми, кто нуждается в их помощи, способы участия государства в подготовке квалифицированных юридических кадров, обеспечения гарантий деятельности в подготовке квалифицированных юридических кадров, обеспечения гарантий деятельности адвокатов и др. является их главным назначением.
Право на квалифицированную юридическую помощь закреплено в абсолютном большинстве конституций стран всего мира. В СССР оно было провозглашено Конституцией 1977 г. В современной теории право на юридическую помощь является гарантией правосудия. Это право предполагает, что каждый, кто нуждается в квалифицированной юридической помощи, может получить ее, обратившись к адвокату.
Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам, он не извлекает прибыли, не вправе заниматься другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской и иной творческой (ст. 2 Закона).
По инициативе Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации Федеральным законом от 02 июня 2016 г. № 169-ФЗ была принята поправка в ст. 57 КАС РФ, которая отменяет требование к адвокатам представлять суду документ о высшем юридическом образовании. Полномочия адвоката как представителя в суде удостоверяются ордером, который должен быть выдан соответствующим адвокатским образованием, а в случаях, предусмотренных КАС РФ, доверенностью.
Для обеспечения высокого и качественного уровня оказываемой адвокатами юридической помощи, необходимо понимать, что прежде всего важна тщательная проверка подготовки претендентов на приобретение статуса адвоката. Важное значение в этом отношении имеет процедура приема в профессию тех лиц, которые удовлетворяют требованиям, установленным Законом об адвокатуре, и допущены к сдаче квалификационного экзамена.
Прием в профессию адвоката должен осуществляться по единым стандартам, в связи с тем, что процедура проведения квалификационного экзамена унифицирована для всех адвокатских палат субъектов РФ в соответствии с изменениями, которые внёс Совет Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации в 2016 году в Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката. Новые правила сдачи квалификационного экзамена вступили в силу уже с 1 сентября 2016 года.
Экзамен состоит из двух частей: первая часть— компьютерное тестирование, которая определяет знание Закона об адвокатуре и Кодекса профессиональной этики адвоката, вторая часть — ответы на вопросы в экзаменационных билетах.
Действующий Перечень вопросов, включённых в экзаменационные билеты квалификационного экзамена для лиц, претендующих на приобретение статуса адвоката (для устного собеседования), утвержден Советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации 28 января 2016 года и начал применяться с 1 сентября 2016 года. Ранее лицо, претендующее на статус адвоката, должно было знать ответы на 454 вопроса, в настоящее время их число составляет 236. Новый экзамен ориентирован на практику. Будущих адвокатов проверяют на знание законодательства, умение его применять, а также способность профессионально действовать в той или иной правовой ситуации.
В эпоху современных интернет-технологий соискатели статуса адвоката, которые желают проверить свои знания и подготовиться к экзамену, могут ознакомиться с полным перечнем экзаменационных вопросов для подготовки к компьютерному тестированию на сайте Федеральной палаты адвокатов Российской федерации — www.fparf.ru.
В июле 2015 года по инициативе ФПА РФ в Гражданский кодекс Российской Федерации были внесены изменения, впервые затрагивающие правовой статус адвокатских палат и адвокатских образований В Гражданском кодексе РФ закреплено важное для адвокатуры положение о том, что особенности создания, правового положения и деятельности адвокатских палат и адвокатских образований, являющихся юридическими лицами, определяются законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре.
Среди многих других важных инициатив Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации следует отметить, пример предложенных по поправкам в законопроекте о расширении компетенции суда присяжных, внесенный в Государственную Думу РФ Президентом Российской Федерации в 2016 году. Уже июне 2016 года был опубликован пакет законов, направленных на реформирование института суда присяжных в нашей стране (Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 190-ФЗ, Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 209-ФЗ), часть предложений ФПА РФ была учтена законодателем.
Примером взаимодействия Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации с органами законодательной власти служат представленные в Комитет Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству предложения, которые направленны на усиление роли прокуратуры в расследовании уголовных дел. 26 апреля 2017 г. получено поручение от Совета Федерации проработать данный вопрос совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, в том числе с неправительственными и общественными организациями.
Представители ФПА РФ участвовали в деятельности рабочей группы, которая была сформирована Минюстом России при подготовке проекта Концепции регулирующий рынок профессиональной юридической помощи. В нее входили представители государственных органов и организаций, а также научных учреждений различных сегментов юридической профессии.
Проект, опубликованный 24 октября 2017 г. на официальном сайте Минюста России, носит предварительный характер и может быть изменён и доработан с учетом предложений, высказанных в ходе его обсуждения. Он предусматривает, что с 2023 года только адвокаты и адвокатские образования смогут заниматься оказанием юридической помощи, в том числе осуществлением представительства в суде.
Первый этап реализации Концепции рассчитан на 2018 год, в течение которого должны быть разработаны нормативные правовые акты о новых формах адвокатских образований, в том числе возможность работать адвокатам по трудовому договору. На втором этапе, намеченном на 2019 г., предусматривается разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих временный упрощенный порядок перехода в адвокатуру лиц, оказывающих юридическую помощь, на третьем этапе, в 2020–2023 гг., планируется прием в адвокатскую корпорацию лиц, оказывающих юридическую помощь. Уже к моменту его окончания необходимо обеспечить переход в адвокатуру всех заинтересованных представителей юридического сообщества. Также предусматривается, что с 1 января 2023 года представительство во всех судебных инстанциях вправе будут осуществлять адвокаты.
Литература:
- https://cyberleninka.ru/article/n/advokatura-segodnya???history=25&pfid=1&sample=15&ref=2