В статье рассматриваются основные подходы к понятию «социализации» как межпредметной области исследований.
Ключевые слова: социальный опыт, индивид, социализация, процесс социализации, процесс, активное воспроизводство.
The article discusses the main approaches to the concept of «socialization” as an interdisciplinary field of research.
Keywords: social experience, individuum, socialization, process.
Социализацию можно назвать процессом, который является двусторонним и характеризуется такой процесс тем, что присутствует в данном случае единство целенаправленного и стихийного влияния на то, как развивается и формируется личность. При этом индивид усваивает социальный опыт путем того, что входит в некую социальную среду, систему, в которой присутствуют определенные социальные связи. Далее мы можем наблюдать процесс активного воспроизводства вышеуказанным индивидом определенной системы связи. Достигается все это за счет того, что индивид проявляет активную деятельность, то есть активно самостоятельно включается в социальную среду. Таким образом, человек будет в данном случае выступать одновременно в качестве объекта и субъекта общественных отношений. Будут присутствовать внешние социально-психологические факторы (совокупность всех социальных воздействий на человека) и те факторы, которые являются внутренними, то есть как таковое само психологическое содержание, к которому можно отнести сам процесс формирования целостной личности.
Советским психологом А. В. Петровским была предложена определенная концепция этапности процесса социализации. Основой вышеуказанной концепции является динамика пассивной и активной позиции индивида. Таким образом, учёным выделялись три стадии развития, на протяжении которых развивается личность, проходя процесс социализации. К этим стадиям можно отнести следующее: адаптацию, индивидуализацию, интеграцию.
По мнению И. С. Кона социализация была определена как усвоение человеком некоего социального опыта. В процессе такой социализации и создается конкретная личность [5, с. 383].
Похожее определение социализации давалось Б. Д. Парыгиным, который говорил о социализации, как о процессе, при котором человек входит в общество (социальную среду), приспосабливается к нему, осваивает некий набор определенных конкретных ролей и функций и вслед за своими предшественниками осуществляет какие-либо повторы на протяжении всей истории, когда формируется и развивается.
Существенно позже в данное определение внесли некоторые поправки, которые указывали на то обстоятельство, что данный процесс не может рассматриваться только как односторонний, то есть в качестве усвоения индивидом социальных норм и ценностей. Социализацию нужно рассматривать именно как процесс двусторонний, то есть тут включается активное воспроизводство индивидом общественных отношений.
На данном аспекте в своих работах заостряла внимание Г. М. Андреева, уточняя понятие «социализация». То есть мы видим такие два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса, которые составляют в целом сущность такого понятия как социализация. Об этом писал также в своих работах и Б. Ф. Ломов. С одной стороны индивид всё больше включается в систему общественных отношений, то есть личность связывается с людьми, с разными сферами жизни общества. При этом сеть связей расширяется и углубляется и благодаря данному аспекту происходит овладение общественным опытом, то есть человек выстраивает этот опыт и делает его как таковым своим достоянием. Данная сторона личности часто и определяется именно как социализация [2, с. 368].
Вспомним различия, факторы, которые в свое время были выделены Б. Г. Ананьевым. Одновременно он уточнял, что они действуют на индивида в совокупности. К вышеуказанному можно отнести следующее: наследственный фактор, влияние окружающей среды, процесс воспитания (в широком и узком смысле слова) и собственную практическую деятельность индивидов. Одновременно можно отметить, что врождённые наследственные индивидуальные свойства выступали, согласно мнению вышеуказанного ученого, предпосылками формирования личности, когда же социальные факторы играли решающую роль в том, как индивид усваивает социальный опыт, то есть каким образом происходит процесс социализации [1, с. 282].
Процесс социализации, как говорил Л. С. Выготский, подразумевает некое «врастание» человека в общую культуру. Это процесс приобщения человека к всеобщим ценностям. Социализация становится результатом целенаправленной воспитательной работы, усилия по которой осуществляются и семьей, и учебно-воспитательным учреждением [3, с. 224].
Таким образом, проведя анализ сущности понятия «социализация» с точки зрения междисциплинарного подхода, мы можем прийти к определенному выводу о том, что имеет место отсутствие единого мнения в деталях, нет как такового единого концептуального подхода в разработке категории «социализация». Но при этом большинством научных направлений социализация рассматривается как довольно сложный процесс, который и внутренне, и внешне обусловлен и во многом противоречив. В целом обобщая можно сказать, что это процесс усвоения индивидом социального опыта. Наиболее дискуссионный в данном случае вопрос социализирующего влияния на индивида внешних факторов, к которым относят окружающую среду и внутренние факторы психологического характера. Также много вопросов вызывает проблема их взаимного влияния.
Помимо этого можно отметить, что многие учение, исследователи едины во мнении, что социализация должна рассматриваться изначально как процесс регуляции в целом личностного становления индивида, который будет обеспечивать его активное взаимодействие с окружающей действительностью, формируя индивидуальную структуру самосознания, создавая направление и образ жизни, при которых индивид будет овладевать системой определенных социальных ролей. Большинством исследователей социализация рассматривается в качестве двустороннего процесса. При этом данный процесс включает, с одной стороны, освоение индивидом существующего социального опыта, с другой же стороны, индивид этот опыт активно преобразует, воспроизводит в различной, в том числе персональной, деятельности.
Литература:
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания, Санкт-Петербург: Питер.2002–282с.
- Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. — М.: Аспект пресс, 2014–368 c.
- Выготский Л. С. Вопросы детской психологии — М: Перспектива, 2018–224 с.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 2011- 480 с.
- Кон И. С. Социология личности. М., Политиздат. 1967–383 с.