В статье рассмотрены оригинальные способы изучения экологической тематики в школьном курсе географии в некоторых зарубежных странах, проанализировано сравнение с российским экологическим просвещением.
Ключевые слова: географическое образование, экологическое просвещение, проектная деятельность.
В российских школах включение экологических основ в школьную программу и в курс географии находится в начальной стадии. Разработаны несколько методик, но в практической части на данный момент времени основной подход не сформирован [2]. В последние два десятилетия во многих странах прошли образовательные реформы, затрагивающие место экологии. По подсчетам ЮНЕСКО, 73 % стран так или иначе затрагивают вопросы устойчивого развития в образовании, 55 % используют в своих учебных программах термин «экология» и 47 % — «экологическое образование» [1].
Австралия: входит в число трёх междисциплинарных тем всей учебной программы и носит название «устойчивое развитие». Состоит из трёх ключевых понятий: система, мировоззрение, будущее. Темы изучаются в курсах английского языка, математики, естественных наук, искусства, технологии, физической культуры и профориентации [3]. Достоинства для российского образования — развитие метапредметных связей, причинно-следственных связей, особенностей взаимодействия общества, производства и природы. Недостатки: отсутствие чёткого понятийного аппарата по разделу науки.
Финляндия: экологическое образование реализуется через проектную деятельность. Достоинство: ориентация на практические навыки и научный поиск. Недостатки: отсутствие теоретической базы. В соседней Швеции: деятельность лесных школ при условии длительного пребывания детей на воздухе, укреплении физического здоровья, разделение на этапы: открытие мира, проведение исследований под надзором учителей, собственные практические проекты. Данный способ изучения экологии также применяется в Норвегии [3]. Достоинства: практическое применение теоретических навыков, подбор методов обучения с учётом возраста, Недостатки: в России для выхода за пределы школы необходимо оформить множество бумаг, в крупных городах часто отсутствуют лесные массивы, либо очень долго ехать.
Франция: уклон на экскурсии, изучение предметов через личный опыт обучающихся. Достоинства: программы экскурсий подчинены комплексному подходу, проходят в ООПТ, разработаны Министерством Образования совместно с Министерством охраны природы [3]. Недостатки: школьная внеурочная деятельность в России и так сильно насыщенна.
Широко представлены различные способы внедрения экологических программ в рамках географии в Великобритании: 1 — поочерёдно рассматривается каждая из глобальных экосистем на географии, затем по каждой рассматривается охрана окружающей среды, в средней школе — выезды для полевых исследований в места поблизости национальных парков, в зоны активного экологического туризма; 2 — введение биогеографии: в течении нескольких часов один день в неделю проводятся углубленные занятия, а в рамках внеурочной деятельности посещают различные ООПТ — учащиеся наблюдают за устойчивостью и сохранением экосистем; 3 — создание эко-комитета в старших классах, который изучает воздействие школьной жизни на окружающую среду. География в этой стране входит в число наиболее важных и обязательных предметов [1]. Достоинства: применение наглядности, апробация практических навыков, развитие самостоятельности. Недостатки: большинство ООПТ удалены от населённых пунктов, только в нескольких регионах развита сфера экологического туризма.
Педагоги и учёные выявили несколько проблем экологического образования в зарубежных странах: недостаток компетенций учителей; в насыщенной образовательной программе не всегда хватает достаточно времени для изучения необходимых аспектов; взгляд на экологию со стороны разных дисциплин, но не со стороны самой науки. Экологическое образование должно, по мнение критиков, должно быть интересным, включать практическую деятельность, учитывать различные связи, идти через весь процесс обучения. Многие из проблем ликвидированы: в Европе на высоком уровне развита культура сортировки и уборки мусора, выезды на природу, включены социальные аспекты, постоянная возможность для реализации проектной технологии. Из значимых отличий западного эколого-географического образования от российского: упор на практическую самостоятельную деятельность и слабая ориентация на теорию.
Можно определить рекомендации для российского экологического образования: преобладанием групповой работы в средних классах; связь с изучением краеведения и географии; использование разнообразных литературных источников, включать государственную статистику; применение игровых технологий; моделирование процессов, создание макетов; обучение должно давать стимулы для общественной деятельности, направленной на развитее различных способностей детей; применение наглядных методов обучения; посещение ООПТ. Во многих странах результаты проектной и исследовательской деятельности выступают частью выпускного экзамена и дополнительными баллами для поступления. Курс географии интегрирован с другими учебными предметами и имеется положительный эффект применения личностно-ориентированного обучения. Родной край изучается не только как способ наглядного изучения географии, но и с точки зрения воспитания нравственного и ответственного отношения к природе. Также стоит отметить, что для эффективной работы на местности привлекаются специалисты.
Тенденции выделения географии как предмета сильнее выражены, чем в России. Проектная деятельность учеников выводится на общественный уровень: школьные проекты становятся средством просвещения населения по вопросам экологии и охраны природы. В нашей стране учителя часто сталкиваются с проблемой невозможности формальной реализации образовательных интересов. Положительный результат принесут эксперименты, поддержка «больших идей».
Проектное обучение как способ освоения эколого-географического знания поможет разобраться в сложных вопросах, не имеющих однозначного решения. Проект формирует навыки коммуникации, критическое мышление и самоорганизацию. Реализация индивидуальных и групповых проектов формирует у школьников умение принимать рациональные, инженерные решения, анализировать последствия этих решений для состояния окружающей среды, воспитывает чувство ответственности за результаты своей деятельности с целью сохранения здоровья окружающих.
В качестве вывода, анализ опыта экологического образования зарубежных стран может привнести полезное не только для географии в российских школах, но и для всей системы обучения и воспитания при формировании экологически грамотной личности с возможностями оздоровительного эффекта.
Литература:
- Галлямова Д. Р. Зарубежный подход к организации экологического образования / Д. Р. Галлямова // Вестник Казанского федерального университета. — 2020. — № 82. — С. 23–27.
- Добрякова М. С. Экологическая грамотность: что это такое и откуда она берётся? / М. С. Добрякова. — М.: Институт образования НИУ ВШЭ, 2020. — 28 с.
- Савватеева О. А., Спиридонова А. Б., Лебедева Е. Г. Современное экологическое образование: российский и международный опыт / О. А. Савватеева, А. Б. Спиридонова, Е. Г. Лебедева // Современные проблемы науки и образования. — 2019. — № 5. — 26 с.