Одной из актуальных проблем современной системы психолого-педагогической работы является девиантное поведение, под которым чаще всего понимаются отрицательные, а также опасные для окружающих или осложняющие жизнь добропорядочным гражданам поступки. Чаще всего это словосочетание относится к детям и подросткам.
В психологическом словаре девиантное поведение — это отклоняющее поведение от социальной нормы, то есть система поступков и таких действий человека, которые не соответствуют сложившимся в обществе моральным, этическим и правовым нормам
Многие исследователи занимались изучением девиантных форм поведения, среди наиболее ярких представителей данного направления являются — O. Конт, Г. де Тард, A. Кетле, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Мертон.
В каждом обществе существуют определенные нормы, определенные ценностные системы и в первую очередь они направлены на самосохранение. В литературе «девиантное поведение» представляется как целый ряд психических расстройств в поведении — от незначительных нарушений общепринятых, социально одобряемых норм до тяжелых психопатических нарушений.
До настоящего времени нет единого понятия, которым можно было бы полно охарактеризовать девиантное поведение. Это связано с тем, что девиантология относительно молодая наука и её понятийный аппарат находится в развитии. Девиантное поведение представляет собой больше социологическое понятие, которое характеризует такое поведение индивида, которое не соответствует принятым на данном этапе развития общества нормам и правилам.
Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Иначе говоря, это действие, не соответствующее существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам [5].
В конце XIX – начале XX в. были распространены биологические и психологические трактовки причин девиации. Итальянский врач Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Он утверждал, что «криминальный тип» есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции [6].
Такие зарубежные исследователи, как Л. Клагес (1872–1956), Р. Мертон (1910–2003), Н. Смелзер (1930), Т. Шибутани (1920–2004) определяют девиантность степенью соответствия социальным нормам-ожиданиям. Следовательно, девиантным является то поведение, которое не удовлетворяет социальные ожидания данного общества. Автор термина «девиантное поведение» Я. И. Гилинский (1934), рассматривая девиацию с позиции социальных норм, пришёл к выводу, что социальная норма — «исторически сложившийся в конкретном обществе предел», «мера допустимого поведения» [2, с. 7].
В. Д. Менделевич (1956) в работе «Психология девиантного поведения» подчеркивает, что девиация — это граница между нормой и патологией, крайний вариант нормы. Есть основания полагать, что главными факторами, предопределяющими отклонения в человеческом поведении, являются уровень общественного сознания, нравственности, развитость в обществе системы социальных регулятивов [5, с. 221].
Рассмотрим некоторые из отклонений в поведении:
– индивидуальные отклонения предполагают такую ситуацию, когда отдельно взятый индивид отвергает нормы своей субкультуры;
– групповое, можно рассматривать как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре (например, подростки из трудных семей, которые проводят большую часть времени в подвалах). Такая жизнь кажется им нормальной, у них существует свой кодекс морали, свои законы и культурные комплексы. Здесь наблюдаем групповое отклонение от доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры).
– первичное и вторичное отклонения.
В подростковом возрасте значительное влияние на поведение оказывают реакции, характерные для этого периода. К ним можно отнести эмансипацию, половое созревание, имитацию, различные увлечения, стремление к группировке со сверстниками. Именно эти реакции могут являться факторами, способствующими возникновению девиантного поведения несовершеннолетних. Под реакцией эмансипации, характерной именно для подросткового возраста, понимается стремление освободиться из-под контроля, уйти от опеки со стороны родителей, преподавателей и вообще всех старших по возрасту. Подростками отвергаются все нормы, порядки и законы, установленные взрослыми. Реакция эмансипации может быть направлена в одном случае на конкретных людей, к примеру, родителей, а в другом, на все старшее поколение в целом. В случае, когда реакция эмансипации сочетается со стремлением к группировке со сверстниками, поведение несовершеннолетних может становиться асоциальным, принимая различные формы. Так же для этой реакции характерно стремление попробовать все, что находилось под запретом взрослых. Часто это различные психоактивные и наркотические препараты. В этом случае эмансипация способствует аддитивному поведению несовершеннолетних.
Реакция группирования со сверстниками является достаточно важной для подростка, потому как группа служит для него новой формой межличностных отношений и представляет собой иной вид эмоциональных контактов, который невозможен во внутрисемейных отношениях. Группа сверстников является для подростка той средой, без которой он не может обойтись. Но в то же время реакция группирования может способствовать возникновению аддиктивного поведения. В группах подростков зачастую приняты неодобряемые обществом нормы и ценности. И подросток, попадая в такую группу, начинает следовать этим нормам. Группа, от части, определяет формы поведения и взгляды подростка.
Реакция группирования несет в себе риск вовлечения несовершеннолетнего в употребление наркотических и психоактивных веществ [4]. Реакцией имитации называют стремление несовершеннолетнего копировать манеру общения, вкусы, внешний вид и поведение человека, к которому подросток испытывает положительные чувства. Объектам имитации могут стать популярные известные личности или лидеры подростковых групп, пользующиеся популярностью в своей среде. И в случаях, если объект имитации демонстрирует проявления девиантного поведения, подросток может копировать это поведение. Таким образом, реакция имитации также может являться фактором возникновения девиантного поведения несовершеннолетнего [11].
Реакция увлечения, напротив, может препятствовать возникновению девиантного поведения несовершеннолетних. Проявление интереса к какой-либо деятельности, наличие хобби, удерживает подростка от употребления вредоносных веществ. Исключение может составить лишь употребление допингов при занятиях спортом. В юношеском возрасте закрепляются собственные взгляды и ценности, формируется общая эмоциональная направленности личности. Этот возраст является значимым для жизни человека, поскольку именно в этот период закладываются эмоциональные основы, которые будут оказывать влияние на дальнейшую жизнь человека [2]. Сложности, которые переживает личность в юношеском возрасте, могут способствовать формированию девиантного поведения несовершеннолетних. К примеру, права и обязанности детей и взрослых сильно отличаются. И подростку приходится в короткий срок осваивать новые для себя роли. Общество предъявляет к несовершеннолетнему новые требования, с которыми ему не приходилось сталкиваться ранее. И все это осложняет тот факт, что подросток в этот период переживает серьезные физиологические изменения. Это приводит к тому, что подросток может стать эмоционально неустойчивым.
Довольно быстрый темп физиологических изменений привод к тому, полностью физически сформированная личность сталкивается с социальной незрелостью, материальной зависимостью от родителей, не обладает всеми правами совершеннолетнего. Это может вызывать серьезные психологические трудности и межличностные конфликты.
Причины девиантного поведения не имеют точной, научной трактовки. Но выявить основные факторы и причины возникновения девиантного поведения можно. Причины возникновения девиантного поведения можно рассматривать и на генетическом уровне. Такие девиации в основном проявляются в виде аддикций — пагубных пристрастий, например, к алкоголю, наркотикам, курению. В результате происходит разрушение личности. Человек, проживший жизнь не добился того, чего хотел. В результате проявляется не признание общественных норм поведения, которых должен придерживаться человек. В современном обществе главными общепринятыми целями считаются успех и благополучие.
Сегодня в современных исследованиях особенно актуальной является такая форма девиантного поведения, как экстремизм. Отечественные исследователи В. И. Чупров, Ю. А. Зубок определяют экстремизм именно как форму девиантного поведения, когда отмечают, что «подростковый экстремизм представляет собой социально обусловленные формы отклонения от развития экстремального типа сознания подростков и нарушения меры в выборе адекватных моделей поведения, что выражается в приверженности к крайним взглядам и действиям в процессе её самореализации» [2, с. 19]. Вышеприведенное определение является вполне точным, поскольку даёт возможность понять экстремистские настроения как реальное отклонение от нормы, совершающееся в процессе восприятия подростками окружающей и культуры. Таким образом, молодые люди могут стать на путь экстремизма только при особых социокультурных условиях, которые будут участвовать в качестве катализатора экстремальности общественного сознания. Присущий подросткам максимализм в сочетании с жизненной наивностью, возникающей в результате слабых оценок возможностей революционного изменения общественного порядка в лучшую сторону, существенным образом увеличивает риск попадания в движения экстремистского толка.
Экстремизм как вид девиантного поведения среди подростков характеризуется как переживание дисбаланса между угрожающими обстоятельствами и индивидуальными возможностями их преодоления, личностной дезорганизацией индивида, которая возникает вследствие дискредитации его личного опыта как субъекта. Для экстремиста террористические действия выступают как один из способов реализации своих убеждений. Экстремистские формы поведения рассматриваются как смещение с цели на сами разрушительные действия, неадекватный способ разрешения социально-политических противоречий некоторой части подростков в области классовых, межэтнических, религиозных и иных социальных отношений соответствующими субъектами последних. Специфика экстремизма: масштабность, деструктивность, жестокость, стихийность, фанатичность, девиантность [6].
Проблема выявления психологических предпосылок подросткового экстремизма исследовалась отечественными и зарубежными учеными. При этом достаточно большое внимание уделялось исследованию влияния индивидуально-типологических особенностей подростков на склонность к экстремизму.
Среди многообразия своих проявлений подростковый экстремизм характеризуется неоправданной жестокостью, высокой степенью агрессивности. Он проявляется в деформациях сознания, в увлеченности националистическими, неофашистскими идеологиями, нетрадиционными для Российской Федерации, участии в деятельности радикальных движений и групп, в совершении противоправных, а иногда и преступных действий в связи со своими убеждениями. Конфликтные отношения в семье [7, с. 198–223], алкоголизация родителей, состояние фрустрации (блокировка актуальных потребностей: нехватка денег на самое насущное, долги, потеря интереса к старым друзьям и невозможность появления новых, отсутствие впечатлений), острое чувство непонятости, одиночество, информационный и коммуникативный голод, общая эмоциональная неудовлетворенность, избыток свободного времени, отсутствие возможности или желания продолжать образование, ограниченность интересов, что во многом объясняется спецификой возраста, и в первую очередь это кризис идентичности, несформированность нравственных норм [7, c. 85–93], желание самоутвердиться, жажда высокого социального статуса. Кроме того, подростки очень чувствительны к бесперспективности, несправедливости, отчуждению, отсутствию главного дела всей жизни. Многие эксперты отмечают, что для подростков более привлекательны жертвенность, героика, романтика риска, статусная значимость деятельности, возможность показать себя, доказать что-либо себе и другим и т. д.
По мнению психолога Ю. С. Бузыкиной, к эскалации насилия среди подростков ведут: «снижение ценностной и нормативно-регулирующей функций культуры, духовно-нравственный кризис и расцвет потребительской культуры ведут к проявлению крайних (экстремальных) форм проявления. Сложная социально-экономическая, этнополитическая ситуация, а также неконтролируемая миграция и экономический кризис в наибольшей степени сказываются на подростках» [1, c. 72].
Экстремистский характер поведения, в основе которого лежит мощный потенциал агрессивности, находится за рамками жизненных интересов. Среди причин, объясняющих вступление подростков в нетрадиционные для России неформальные и религиозные объединения– это конфликтные отношения в семье, алкоголизация родителей, состояние фрустрации, чувство отверженности и одиночества, одиночество, диффузная идентичность, информационный и коммуникативный голод, общая эмоциональная неудовлетворенность.
Многообразие причин возникновения экстремизма ставит вопрос о подробном и более качественном изучении этого отрицательного феномена. Возникновение и рост экстремизма в России многие специалисты связывают с резким имущественным расслоением различных социальных групп населения. Формирование экстремистских групп происходит за счет вовлечения в них людей, не способных адаптироваться к новым политическим и социально-экономическим условиям жизни. В число людей, сочувственно относящихся к экстремизму, входят подростки, которые, не имея жизненного опыта и четких морально-нравственных ориентиров, не могут определить, где проходит грань между преступным и непреступным действием, и которая все чаще становится объектом вовлечения в противоправную экстремистскую деятельность. Среди причин участия подростков в экстремистской деятельности также можно выделить: неудовлетворенность материальным положением, отсутствие государственной идеологии, утрату жизненных ориентиров, традиционных ценностей, таких как патриотизм, веротерпимость, целомудрие. В СМИ проповедуется культ насилия, жестокости, стяжательства. Искривление информационных потоков в сторону героизации криминальных «авторитетов», уголовников, лиц, нарушающих за коны, привело к тому, что именно подростки не способная критически оценить получаемую информацию, оказалась наиболее подверженной влиянию экстремистских группировок [9]. В результате такой деятельности средств массовой информации следует отметить дезориентацию части подростков, бездуховность, отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, а также утрата чувства сопричастности и ответственности за ее судьбу. Внешними критериями степени выраженности толерантности к экстремистским идеям являются: особенности поведения, наличие признаков приверженности к экстремизму в речи. Поведенческие характеристики определяются через наличие склонности к агрессивным поступкам, способам их выражения; наличие конфликтов на идеологической почве; специфику поведения в конфликтной ситуации. У подростков, склонных к девиантному поведению проявляются разные виды ригидности, в том числе, такие как тревожность, фрустрация, агрессивность — ригидность в сфере чувств, и нарушение процессов прогнозирования будущего — ригидность в сфере познания. Также наблюдаются нарушения в сфере адаптационных способностях психики.
В качестве механизмов обеспечения профилактики развития спектра негативной структуры личности с экстремистскими тенденциями, нами выделяются следующие: гармонизация и эмоциональная устойчивость, лежащая в основе жизнестойкости. Проблема профилактики молодёжного экстремизма базируется на широком спектре вопросов, отражающих аспекты формирования личности в условиях современного развития общества и проблемы образовательной политики.
Исследование истоков и факторов негативных тенденций в развитии личности предполагает обращение к фундаментальным проблемам человеческого существования в условиях трансформирующегося социума. Именно молодёжь как наиболее пластичная среда для проникновения идей экстремизма, представляет группу рисках. Знание психологических особенностей современного экстремиста предоставляет возможность конструирования соответствующей модели его поведения и формирование программ противодействия разрушительным тенденциям этого процесса.
Первый блок анализа: стратегии поведения при столкновении с экстремальной ситуацией.
Возможны три стратегии снижения угрозы и риска травматизации в социально опасной для субъекта ситуации:
- Мобилизация, основанная на борьбе. Из разнообразия средств и техник преодоления возникает совершенная гармония. «Самостояние человека ‒ залог величия его» (А. С. Пушкин). К. Левин приводит аффирмацию, которую он советует повторять всем своим клиентам, эта аффирмация на самом деле ‒ древняя молитва североамериканских индейцев: «Я приношу благодарность за помощь, которая ‒ я знаю ‒ уже на пути ко мне». Бог посылает свет через желание. Необходима активация молитвенного состояния. Отношение выступает главным фактором, а препятствием страх. Он деморализует мышление. Тело в состоянии страха угнетает характеристики иммунной системы. Страх используется против нас в ситуации самоизоляции. Технология 5G, основанная на беспроводном облучении, относится к внешнему активатору страха и тревоги, снижающему ресурсные возможности индивида.
- Примирение. Формы: бездействие, повиновение, распад Я, устойчивое чувство вины, подверженность насилию, поведение жертвы. Механизмы: зомбирование, манипулирование, моббинговость распад Я. Человек-жертва сам себя парадоксальным образом погружает в стрессовый контекст (жена алкоголика выбирает мужа-алкоголика). 3. Избегание развивается на фоне инстинктивных защитных механизмов пассивнооборонительной реакции -двигательной бури и рефлекса мнимой смерти. У человека эти механизмы обычно действуют лишь при чрезвычайной, угрожающей жизни опасности, когда страшным раздражителем (событием) парализовано, выключено человеческое мыслительное, «корковое» реагирование и человеком управляет «подкорковая», «животная половина» без человеческой «прибавки» (И. П. Павлов).
К стратегии избегания относятся и некоторые физиологические формы проявления переживания кризиса. В таких случаях наблюдается «многоэтажный» спазм с сокращением всех мышц тела, а у некоторых людей, страдающих повышенной виктимностью (синдромом потенциальной жертвы), реакция на травматическую ситуацию (встреча с террористом, убийцей, стихийное бедствие, психическое заражение паникой) может проявляться в резком расслаблении мышц, слабости, состоянии «ватного тела», «обмирании», обмороке. Базу копинга совладающего поведения образуют механизмы анти-ингибирования и гармонизации т. е. продуктивных стратегий поведения как основы резистентности и противодействия деструктивным силам и факторам социума [2].
Ингибирование (торможение, угнетение, подавление, блокирование, снижение активности) на социальном уровне наступает в силу ряда причин. К таковым относятся тревожность, выученная беспомощность, низкий уровень компетенций, оперирование непродуктивными защитными механизмами, особенно при комплексах неполноценности: ретро-рефлексии (энергия борьбы направлена на себя, а не на изменение среды), интроекции (тенденция присваивать себе убеждения, способы мышления и поступки других людей), проекции (тенденция переносить собственные ошибки и ответственность за то, что происходит внутри «Я» на других и окружающую среду) [10].
Второй блок анализа: эмпирическое исследование по картине показателей психотипических особенностей в развитии, присущих личности с тенденциями экстремизма-зависимости, эмоциональной устойчивости и жизнестойкости.
По нашему мнению, профилактика экстремизма должна базироваться на существующей взаимосвязи между стратегиями поведения и негативными тенденциями в развитии психотипического профиля личности. Консультативная программа превентивного развития у навыков противодействия влиянию деструктивных групп расширяет границы осознания, что влияет на выбор стратегии поведения. Подростки должны осознать перспективы достижения целей и способность влиять на ход собственной жизни.
Психологическая помощь подросткам, у которых экстремизм является проявлением девиантного поведения, строится на принципах конфиденциальности, добровольности и личной заинтересованности. Необходимо строить работу с таким человеком на основе взаимного доверия и поддержки, уважении личности и учитывать индивидуальные особенности своего клиента. Помощь в данном случае, по нашему мнению, имеет два направления — психологическая профилактика и психологическая коррекция.
В заключении хотелось бы отметить, что обнаружение подростков со значительной степенью предрасположенности к экстремизму позволяет вовремя осуществить персональную коррекцию и профилактику, а наличие индивидуальных шкал методики установить целевые ориентиры коррекционной работы. Помимо этого, наблюдение и сопоставительный анализ итогов всеобъемлющих исследований предоставляет вероятность обнаружить общественные категории со значительной и низкой степенью склонности к экстремизму, дать оценку влиянию профилактической работы и разных общественных факторов влияющих на распространенность экстремистских идей среди подростков.
Литература:
- Бузыкина Ю. С. Отношение к экстремизму: региональный аспект: монография. Тамбов, 2017.
- Гилинский Я. И. Девиантология. — 2-е изд. испр. и доп. СПб.: — «Юридический центр Пресс», 2013. — 520 с.
- Калинина Т. В. Профилактика девиантного поведения подростков / Т. В. Калинина // Феноменология и профилактика девиантного поведения: Материалы IV Всероссийской с международным участием научнопрактической конференции: В 2 т. — Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2010. — Т. 2. — С. 61–64.
- Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога /И. Г. Малкина-Пых. — М., 2005.
- Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. М.: МЕДпресс, 2001. — 221 с.
- Розенова М. И. Жизнь в мегаполисе: обучение пространственному поведению, как психологический механизм усвоения социально-культурных норм взаимодействия // Психология обучения. 2016. — № 5. — С. 85–93.
- Розенова М. И. Позитивные стратегии преодоления эмоциональной неудовлетворенности в семье / Психологические проблемы современной семьи: позитивный подход: монография колл. / под ред. М. И. Розеновой. М., 2016. — С. 198–223.
- Созонов В. П. Анатомия девиантного поведения // Народное образование. — 2015. — N 6. — С. 171–182.
- Хуснутдинова З А. Проблемы формирования аддиктивного поведения в подростковой среде // Социологические исследования. — 2013. — N 6. — С. 86–90.
- Целуева Н. В. Психологические аспекты экстремизма // Материалы международной межвузовской конференции молодых ученых «Психология — наука будущего» 5–7 ноября 2007 года / отв. ред. А. Л. Журавлева. — М.: ИП РАН, 2007.
- Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. — М., 2005.