В статье рассматриваются некоторые особенности получения объяснений как способа проверки сообщения о преступлении, а также предлагаются обязательные реквизиты протокола получения объяснений.
Ключевые слова: уголовный процесс, способы проверки сообщений о преступлении
В интересах настоящего исследования находится рассмотрение отдельных средств проверки сообщений о преступлениях.
В качестве одного из первоочередных средств проверки сообщения о преступлении следует назвать получение объяснений.
По мнению Т. Г. Алексеевой и С. Ш. Исмаиляна, получение объяснений — «не только один из эффективных способов проверки оснований для возбуждения уголовного дела, но и действие, определяющее тактические комбинации и операции при собирании доказательств как на стадии возбуждения уголовного дела, так и при проведении предварительного расследования» [1].
Как правило, объяснения получаются в следующих случаях:
− у лиц, которые сообщили о совершенном или готовящимся преступлении;
− у очевидцев совершенного или готовящегося преступления;
− у сотрудников правоохранительных органов, которые выявили признаки преступления;
− у лиц, имена которых указаны в качестве лиц, совершивших преступления, в сообщении о преступлении.
Следует сказать, что получение объяснений — далеко не новый способ проверки сообщения о преступлении.
Так, согласно статье 254 Устава уголовного судопроизводства 1864 г. полиция была уполномочена собирать все нужные ей сведения посредством проведения словесных расспросов. При этом выделялись две формы объяснения — устная и письменная [2].
УПК РСФСР также содержал статью 109, которая давала право прокурору, следователю, органу дознания и суду получать объяснения от правонарушителей, очевидцев и иных лиц, однако порядок получения объяснений регламентирован не был [3].
С момента принятия УПК РФ в 2001 г. объяснение не было закреплено в уголовно-процессуальном законе. Тем не менее, следователи и дознаватели все равно проводили данное мероприятия.
Ряд исследователей, столкнувшись с данной проблемой, ссылались на пункт 3 статьи 13 Федерального закона «О полиции», в соответствии с которым сотрудникам полиции предоставляется право в связи с проверкой сообщений и заявлений о преступлении получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения [4].
Кроме того, получение объяснений фигурирует в пункте 1 статьи 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в соответствии с которым опрос является оперативно-розыскным мероприятием [5].
Статья 26.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также содержит получение объяснений. Однако анализ данной нормы свидетельствует о том, что объяснение может быть получено только от лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении [6].
Согласно статье 144 УПК РФ, при проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения. Тем не менее, порядок получения объяснений и акт, которыми получение объяснений фиксируются, до настоящего момента не установлены. Такой документ, как протокол получаемых объяснений может содержать следующие реквизиты:
− место, дату, время получения объяснений;
− звание, должность, ФИО должностного лица, которое получает объяснения;
− ФИО, дату и место рождения, место регистрации или жительства, гражданство, номер телефона, образование, семейное положение, место учебы или работы, отношение к воинской обязанности, наличие судимости, документ, удостоверяющий личность лица, которое дает объяснения;
− сведения о применяемых технических средствах (аудио- или видеозапись);
− сведения о разъяснении прав опрашиваемому лицу (в соответствии со ст. 51 Конституции Российской Федерации [7] не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников; давать объяснение на родном языке или языке, которым владеет; пользоваться помощью переводчика бесплатно; заявлять отводы участвующим в опросе лицам; заявлять ходатайства и приносить жалобы на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора; являться на опрос с адвокатом; ходатайствовать о применении мер безопасности);
− изложение сути объяснения по существу дела;
− факт прочтения объяснений лично опрашиваемым лицом или вслух лицом, составившим объяснение;
− удостоверение факта правильности или неправильности записи объяснений;
− наличие замечаний и дополнений к объяснению;
− перечень лиц, участвовавших при получении объяснений;
− подпись лица, получившего объяснения.
В результате чего можно сделать вывод о том, что предлагаемые изменения будут способствовать оптимизации правового регулирования деятельности на этапе проверки сообщения о преступлении.
Литература:
- Алексеева Т. Г., Исмаилян С. Ш. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела // Актуальные проблемы теории и практики противодействия наркопреступности на Дальнем Востоке. Материалы международной научно-практической конференции, 22–23 ноября 2007 г. Хабаровск, 2008. С. 74–86.
- Устав уголовного судопроизводства 1864 года (утратил силу) // Российское законодательство X — XX вв. Т. 8. М., 1991. С. 150.
- Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (утратил силу) // Свод законов РСФСР. Т. 8. С. 613.
- Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 06.02.2020) // Собрание законодательства РФ. — 2011. № 7. — Ст. 900.
- Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. — 1995. № 33. — Ст. 3349.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.06.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2020) // Собрание законодательства РФ. — 2002. № 1 (ч. 1). — Ст. 1.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.