В статье представлены результаты исследования субъективного благополучия студентов Самарских ВУЗов. Выявлена специфика благополучия в зависимости от профиля обучения (направления подготовки), а также гендерная специфика благополучия. Приведены статистические доказательства выявленной специфики.
Ключевые слова: субъективное благополучие, студенческий возраст, половая и профильная дифференциация .
В возрастной психологии достаточно длительный период времени было ослаблено внимание к изучению ранней зрелости как этапа развития. Считалось, что развитие человека прекращается с достижением им зрелости, а в поле интересов попадали изменения в детском и подростковом возрасте. Со временем период ранней зрелости стал привлекать должное внимание ученых и рассматриваться не менее пристально, чем ранние ступени развития.
Взрослость, содержащая в себе студенческий возраст — один из самых насыщенных периодов жизни человека, в котором достигаются пики личностного и интеллектуального развития, происходит интенсивное развитие в основных жизненных сферах человека: профессиональная, семейная, детско-родительская и т. п. Ранняя взрослость (студенчество) же является переходным этапом между юностью и зрелостью, что привлекает к нему особенное внимание [1]. Возрастные границы данного периода рассматриваются авторами неоднозначно. Так, Эрик Эриксон обозначает данный период как «ранняя зрелость» и выделяет его границы в пределах 20–26 лет. В. И. Слободчиков и И. Е. Исаев выделяют ступень молодости (19–28 лет), который начинается с кризиса юности. Е. Е. Сапогова, также называя данный период развития молодостью, значительно сдвигает рамки с 18 до 30 лет. Другие авторы и вовсе не выделяют границ: так, Б. Ливехуд считает, что не существует перехода от юности к взрослости, а особенности зрелого человека начинают преобладать постепенно [4].
Некоторое расхождение, неоднозначность взглядов обусловлены, безусловно, особенностями эпохи или конкретных культур, однако большую роль играют и события жизни каждого отдельного индивида. Это составляет проблему изучения рассматриваемого возраста и определения его границ: постепенно развитие взрослого человека перестает зависеть от хронологического возраста, биологических закономерностей, наиболее существенное значение отводится социальной и культурной среде человека, а также его индивидуальным психологическим особенностям [2].
Студенческий возраст характеризуется одновременным достижением физической, половой, гражданской и интеллектуальной зрелости, однако в аффективной сфере молодых людей отмечаются тенденции подросткового возраста: эмоции переживаются интенсивно, отношение к себе во многом зависит от внешней оценки. Эмоциональные реакции и поведение студентов не могут быть объяснены лишь сдвигами гормонального порядка, как это было подростковом возрасте [5]. В студенчестве эмоциональная лабильность зависит по большей мере от социальных факторов, таких как социальная активность, учебная деятельность и отношения с коллективом сверстников, педагогов, востребованность лицами противоположного пола и т. п. Поэтому особую актуальность приобретает проблема психологического благополучия студентов [4].
Понятие психологического благополучия, содержащееся в работах многих авторов, включает в себя обыденное понимание счастья, как превосходства положительных эмоций над отрицательными (Б. С. Братусь, В. С. Лобзин, А. Е. Созонтов, Т. Шебутани, Т. Д. Шевеленкова, Р. О. Юрчик, Н. Г. Яковлева и др.). Это определение указывает в проявлении субъективного благополучия на приятные эмоциональные переживания, которые либо объективно преобладают в жизни человека, либо человек субъективно склонен к ним. Другое понимание субъективного благополучия связано с представлением о нем как о системе базовых ценностей, отношении к себе и миру. В настоящее время проблема субъективного благополучия студентов различных направлений подготовки в системе высшего образования в зарубежной и отечественной психологии изучена недостаточно, что и определяет актуальность темы исследования [3].
Для изучения субъективного благополучия студентов было организовано эмпирическое исследование на базе СГСПУ и СНИУ им. академика С. П. Королева. Выборку составили 36 студентов, обучающихся на втором курсе. Так, студенты СГСПУ были лица, обучающиеся на факультете психологии и специального образования (12 человек), студенты СНИУ им. академика С. П. Королева были лица различных технических специальностей (12 человек), а также лица юридического направления (12 человек). Психологическая диагностика проводилась с использованием теста-опросника «Шкала субъективного благополучия» М. В. Соколова.
По результатам качественно-количественной обработки эмпирических данных нами установлено, что студенты-психологи имеют уровень высокий уровень субъективного благополучия, т. е. здесь можно говорить об эмоциональном комфорте этих студентов. Они проявляют уверенность в собственных силах, им свойственна активная жизненная позиция, проявление интереса к различным общественным мероприятиям как развлекательного характера — студенческий КВН», «студенческая весна», «студенческий дебют» и т. п. (более известные среди студентов как «Студвесна», «Студдебют»), так и образовательного характера, например, научная конференция «День науки» местного, городского и областного уровней. Студенты-психологи легко и непринужденно общаются как среди своих будущих коллег, так и среди наставников в лице научно-педагогических работников ВУЗа. Психоэмоциональный фон стабилен, что также подчеркивает уровень субъективного чувства благополучия. Общий уровень субъективного благополучия в группе равняется 1,87 стен, что интерпретируется как высокий уровень субъективного благополучия.
Значительно ниже уровень субъективного благополучия был обнаружен в группе студентов-юристов: 5,33 стен, что интерпретируется как средний уровень. Несмотря на то, что объективных трудностей они не испытывают как в обучении, так и в общении, все же говорить о полном эмоциональном комфорте нельзя. Такие студенты часто преувеличивают проблемы, дополняя их негативными домыслами, что делает их крайне восприимчивыми к резкому слову, повышенным интонациям и т. п.
Самый низкий уровень субъективного благополучия был зафиксирован в группе студентов-техников 8,1 баллов, что интерпретируется как средний уровень с тенденцией к низкому. Студенты с таким уровнем испытывают ощутимый дискомфорт. Посещение занятий, общественная жизнь их не радует. Присутствие на занятиях сводится к усиленному ожиданию звонка на перемену. Общение с однокурсниками носят эпизодический характер. Чаще всего им свойственно общение тесными группами не более 2-х, 3-х человек.
Результаты статистической обработки с использованием H-критерия Крускала-Уоллиса (данный критерий позволяет сравнивать 3 и более групп), где H эмп . = 2,894 при p≤001 позволяет нам говорить о наличии статистически значимых различиях между группами студентов различных направленностей обучения, где наиболее благополучными оказываются студенты-психологи, а менее благополучными студенты-техники. Промежуточную позицию занимают студенты-юристы.
Для рассмотрения половой дифференциации в проявлении субъективного благополучия группы были переформированы по признаку пола (по 18 человек в группе). Результаты статистической обработки эмпирических данных субъективного благополучия студентов с использованием t-критерия Стьюдента (параметрический критерий позволяет сравнить две несвязные выборки) представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты математической обработки данных по половому признаку (t-критерий Стьюдента)
№ п/п Шкала |
Хср(девушки) |
Хср(юноши) |
Значение t-критерия Стьюдента |
|
12,02 |
10,78 |
2,2 |
|
12,33 |
11,18 |
2,1 |
|
8,22 |
8,13 |
0,2 |
|
13,96 |
12,34 |
2,3 |
|
8,53 |
8,98 |
0,2 |
|
11,56 |
11,82 |
0,3 |
tкр = 1,99, при р ≤ 0,05, tкр = 2,63, при р ≤ 0,01 |
|||
Таким образом значимыми оказались различия в шкалах напряженность и чувствительность (при р ≤ 0,05), психоэмоциональная симптоматика (при р ≤ 0,05), значимость социального окружения (при р ≤ 0,05).
В целом, можно сказать, что девушки проявляют меньший уровень напряженности и чувствительности. Они отмечают, что учеба им в радость, им несложно просить кого-либо о помощи, они не ощущают потребности в уединении. Юноши, напротив, отмечают, что учеба давит на них, что обращение к кому-то с просьбой дается им нелегко, ощущают потребность в уединении. Девушки проявляют высокий уровень психоэмоциональной симптоматики субъективного благополучия. Они отмечают, что никогда не становятся беспокойными по неизвестной причине, адекватно реагируют на незначительные препятствия и неудачи, всегда собраны. Юноши констатируют, что проявляют беспокойство по неизвестной причине, неадекватно реагируют на незначительные препятствия и неудачи, бывают рассеянными. Девушки проявляют высокий уровень значимости социального окружения субъективного благополучия. Они отмечают, всегда обращаются к кому-нибудь, если у них возникают проблемы, не чувствуют себя одинокими, испытывают удовольствие, находясь вместе с семьей или друзьями. Юноши, напротив, всегда с большим трудом обращаются к кому-нибудь за помощью, периодически ощущают себя одинокими, не всегда испытывают удовольствие, находясь вместе с семьей или друзьями.
Результаты проведенного исследования указывают на необходимость в дальнейшем разработки индивидуального маршрута сопровождения студентов как в зависимости от направления подготовки, так и по гендерному признаку, ведь ощущение благополучия или неблагополучия в социальной студенческой среде является индикатором удовлетворенности жизнью в целом, определяя психологическое здоровье подрастающего поколения.
Литература:
- Бессонова Ю. В. О структуре психологического благополучия / Ю. В. Бессонова // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: сб. статей / Составитель: Ю. В. Братчикова. — Екатеринбург: Урал.гос.пед.ун-т., 2013 — С. 30–35.
- Бочарова Е. Е. Субъективное благополучие и социальная активность личности в различных социокультурных исследованиях [Электронный ресурс] / Е. Е. Бочарова, Л. Е. Тарасова // Современные исследования социальных проблем. — 2012. — № 8 (16). URL: ruhttp://sisp.nkras.ru/eru/issues/2012/8/bocharova.pdf (дата обращения: 24.11.20)
- Воронина О. В., Психологические аспекты изучения субъективного благополучия // «Экономика и социум» № 2(33) 2017 — С.1306–1309
- Кулик А.А, Акимова А. А. Субъективное благополучие молодёжи (на примере студентов первых и выпускных курсов) // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Педагогика и психология. 2016. № 2.
- Шадрин, А. А. Психологические факторы субъективного благополучия курсантов: дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / А. А. Шадрин. — Саратов, 2015. — 219 с.