На сегодняшний день структурные и институциональные реформы занимают одно из приоритетных мест в развитии сферы услуг. Внедрение новых реформ позволит нам улучшить эту отрасль и решить цели и задачи, поставленные перед нами.
Ключевые слова: экономика, услуги, реформы, структурные реформы, институциональные реформы, развитие.
Для получения эффективного результата от структурных и институциональных реформ, осуществление которых неразрывно связано с дальнейшим развитием сферы услуг, необходимо повысить роль структурных и институциональных реформ в решении важнейших социальных и экономических задач. Изобилие услуг способствуют улучшению качества жизни, повышают мотивацию жизни у значительной части населения, устраняя предпосылки для возникновения острых социальных конфликтов. Напротив, неразвитость сферы услуг, нехватка и низкое качество многих видов услуг имеют весьма существенные негативные социальные последствия, которые ведут к образованию разрушительных тенденций в развитии экономики, а также в условиях и уровне жизни населения.
Указ Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева «О программе развития сферы услуг на 2016–2020 годы», где приоритет отдан развитию сферы услуг на 2016–2020. [1,с 1–5.]. Это позволит вывести на новый уровень проводимую работу по развитию и совершенствованию структурных и институциональных реформ в сфере услуг, эффективному использованию возможностей отрасли и повышению ее роли в экономике. Для этого необходима разработка и внедрение значимых реформ в развитии сферы услуг. В свою очередь, осуществление реформ в современных условиях должно определяться на основе конкретного анализа сложившейся ситуации, которое позволит выявить основные факторы и направления, для качественного изменения институциональной среды. Существуют несколько причин в потребности отдельных реформах. При систематизации необходимости реформ можно выделить следующие:
1. Формирование рыночной среды. Таким образом, основными направлениями формирования необходимой рыночной среды развития экономики должны стать:
1) формирование эффективно функционирующего сектора сферы услуг: проведение технико-технологического обновления предприятий сферы услуг; решение задач формирования и наращивания компетенций отдельных предприятий обслуживания, согласованности действий участников конкурентного рынка;
2) развитие и стимулирование инновационной активности в предпринимательском секторе: обеспечение согласования интересов владельцев инвестиционного капитала и реализации государственной политики в сфере услуг; предоставление компенсации по затратам в разработке новых услуг и методов их предоставления; формирование налоговых стимулов для внедрения инноваций и развития сервисных компаний, занятых в сфере высоких технологий; предоставление доступа населения к обучению основам предпринимательства;
3) формирования институциональной среды: путём преодоления разногласий в нормативных документах, программах и инновационных стратегиях и их реализация; преодоление низкого уровня институционализации отношений собственности.
На наш взгляд, в решении этих задач особое значение должны приобретать реформы собственности, прежде всего, реформа естественных монополий, налоговые и бюджетные реформы, правовая и судебная, реформы банковской системы.
2. Продолжение институциональных и структурных реформ, направленных на сокращение присутствия государства в экономике, дальнейшее усиление защиты прав и приоритетной роли частной собственности, стимулирование развития малого бизнеса и частного предпринимательства:
1) обеспечение надежной защиты прав и гарантий частной собственности, устранение всех преград и ограничений, предоставление полной свободы на пути развития частного предпринимательства и малого бизнеса, реализация, на практике принципа «Если богат народ, то и государство будет богатым и сильным»;
2) создание благоприятной деловой среды для широкого развития малого бизнеса и частного предпринимательства, строгое пресечение незаконного вмешательства государственных, контролирующих и правоохранительных органов в деятельность предпринимательских структур;
3) дальнейшее расширение и упрощение процедур приватизации государственной собственности, сокращение участия государства в уставных фондах хозяйствующих субъектов, создание благоприятных условий для развития частного предпринимательства на базе приватизированных объектов государственной собственности;
4) совершенствование инвестиционного климата, активное привлечение в отрасли экономики и регионы страны иностранных, прежде всего, прямых иностранных инвестиций;
5) внедрение современных международных стандартов и методов корпоративного управления, усиление роли акционеров в стратегическом управлении предприятиями;
6) сокращение роли государства в регулировании социально-экономического развития страны, децентрализация и демократизация системы государственного управления, расширение государственно-частного партнерство, повышение роли негосударственных, общественных организаций и местных органов самоуправления.
3. Повышение конкурентоспособности национальной экономики за счет углубления структурных преобразований, модернизации и диверсификации ее ведущих отраслей:
1) Обеспечение сбалансированности и устойчивости национальной экономики, увеличение в ее структуре доли промышленности, сферы услуг, малого бизнеса и частного предпринимательства;
2) Проведение активной инвестиционной политики, направленной на модернизацию, технического и технологического обновления сферы услуг, реализации проектов сервисной деятельности;
3) Создание эффективной конкурентной среды для отраслей экономики и поэтапное снижение монополии на рынках товаров и услуг;
4) Ускоренное развитие сферы услуг, повышение роли и доли услуг в формировании валового внутреннего продукта, кардинальное изменение структуры предоставляемых услуг, прежде всего за счет современных высокотехнологичных видов услуг;
4. Преодоление негативных институциональных процессов, получивших развитие и закрепление на истекших этапах переходного периода. Особенно таких, как коррупция, бюрократия, теневая экономика и неформальные отношения и т. д. Предотвращение этих отклонений потребует больших усилий и немалого времени. Между тем, особая роль принадлежит укреплению демократических начал в государстве, формированию и движению к зрелости институтов гражданского общества, обеспечивающих развитие инициативы граждан и усиление общественного контроля, повышению ответственности государственного аппарата и т. д.
Структурная политика должна включать в себя обоснование и выбор приоритетных направлений развития, как самой экономики, так и отдельных отраслей, а также соотношение этих отраслей между собой. В качестве целей структурной политики А. Н. Фоломьев [2, с 21] предлагает считать обеспечение сбалансированного развития страны и ее регионов, возможно полный учет достижений НТП, решение задач повышения эффективности производства и удовлетворения потребностей общества.
Рассматривая проблему взаимосвязи структурных и институциональных изменений в экономике, необходимо отметить, что, согласно институционально-эволюционной теории [3, с 410], экономике присущи два уровня динамики: уровень организационных структур (фирмы, банки, страховые компании и т. д.), а также их взаимоотношений (рынки) и уровень институциональных норм и правил. Эволюционные процессы структурных и институциональных изменений взаимосвязаны между собой. Так, структурные изменения в экономике требуют создания новых институциональных механизмов, которые, в свою очередь, приводят к дальнейшему совершенствованию структуры экономики. Таким образом, в экономике существует большое число локальных эволюционных циклов, находящихся на разных стадиях и переплетенных между собой. В условиях переходного периода эти процессы протекают в ускоренном режиме, то есть изменения происходят революционно. И эти процессы приводят к необходимости реструктуризации предприятий, которая заключается в обновлении на программной основе структуры сферы услуг, а также управления хозяйственными процессами, что в конечном итоге позволит преодолеть кризисное состояние, войти в зону рентабельного производства и улучшить финансово-экономические показатели.
Разработка структурных и институциональных реформ в сфере услуг приблизились сейчас к определённому рубежу. Многочисленные обстоятельства нашей экономической и социальной жизни приводят к необходимости решительных действий. Новые решения в свою очередь, должны безусловно опираться на уроки, извлечённые из уже имеющегося опыта. На наш взгляд, главной причиной наших успехов может стать — хорошая система управления, структурная мобильность, технологический рост.
Литература:
- Указ Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева «О программе развития сферы услуг на 2016–2020 годы»
- А. Н. Фоломьева «Структурная перестройка экономки и экономический рост». М., 1999. С. 21.
- Нестеренко А. Н. Экономика и институциональная теория. М.: УРСС, 2002. С. 410