В статье рассматривается понятие «финансовой политики», субъекты и объекты финансовой политики, содержание финансовой политики.
Ключевые слова: финансовая политика, экономическая политика, экономическое развитие, муниципальный уровень власти, местный бюджет, финансовая система государства, исполнительная власть, законодательная власть, источники финансирования, дефицит, профицит.
Ни для кого не секрет, что для успешного функционирования и развития экономики любой страны необходимо, чтобы органы государственной и муниципальной власти максимально реализовывали возложенные на них обязанности и функции, касающиеся обеспечения экономического постоянства, развития социальной сферы, повышения уровня жизни населения и так далее. Для того, чтобы осуществлять вышеперечисленные функции, следует сформировать финансовую базу деятельности органов власти, а также урегулировать финансовые отношения в обществе и создать финансовый механизм их реализации, который будет соответствовать целям экономического развития [2].
В случае изменения целей развития экономики вытекает надобность изменения финансовых отношений в ее отраслях или сферах деятельности. Также много раз пересматриваются источники формирования финансовых ресурсов и основные формы их использования. При возникновении данных условий страна формирует соответствующую финансовую политику.
Финансовая политика — это совокупность целенаправленных мер страны в области управления финансами с целью определения наиболее эффективных мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики страны, которые больше всего отвечают современным условиям.
Целью финансовой политики можно назвать максимально эффективное использование финансовых средств, которые имеются в бюджете. Чтобы решить данную цель необходимо решить ряд задач, к которым относятся:
– формирование научного обоснования во время планирования и постановки различных стратегических задач;
– разработка и утверждение стратегии, а также ее деление на несколько этапов;
– введение теоретических разработок в практику.
Финансовая политика наступает с определенного законодательства, описывающее и регламентирующее отношения одних субъектов между другими [3].
Субъекты в финансовой политике — это органы исполнительной и/или законодательной власти, занимающиеся планированием, принятием управленческих решений, а также их реализацией и осуществлением контроля над исполнением принятых решений.
В России к субъектам финансовой политики относят:
– Федеральное собрание, занимающееся и утверждающее федеральный бюджет, принимающее законы в области налогово-бюджетных отношений;
– Правительство Российской Федерации, занимающееся разработками и исполнением федерального бюджета, после чего всю отчетность предоставляющее на контроль Государственной Думе;
– Министерство финансов Российской Федерации, разрабатывающее законы, осуществляющее регулирование всех сфер финансовой деятельности внутри государства, обеспечивающее контроль над соблюдением законодательства;
– Счетная палата, осуществляющая проверки деятельности различных хозяйственных структур, а также предоставляющая информацию Федеральному собранию;
– Президент Российской Федерации, принимающий участие в утверждении федерального бюджета.
Иначе говоря, к субъектам финансовой политики относятся такие органы государственной власти, к чьим полномочиям относится осуществление управления и контроля в финансовой сфере [1].
Объекты финансовой политики — это взаимоотношения и резервы, которые образуют звенья и области финансовой системы государства. Основной главный объект финансовой политики государства — экономика. У каждого объекта финансовой политики должен быть соответствующий источник финансирования. Например, у того или иного предприятия этим источником будут либо активы, либо пассивы, или же собственные резервные средства.
Итак, к объектам финансовой политики относят:
– финансовые ресурсы;
– доходы и расходы страны;
– доходы и расходы не только органов местного самоуправления, но и частных субъектов хозяйствования.
К финансовым ресурсам относятся денежная масса и основной капитал. Доходы и расходы страны взаимосвязаны с бюджетом и налоговой политикой. Они формируются не только за счет внутренних источников финансирования, но и внешних. Например, за счет поступления таможенных сборов или обязательных налоговых выплат. Когда доходы превышают расходы бюджета, следует говорить о профиците. В противоположном случае говорится о дефиците бюджета.
Следует заметить, что на муниципальном уровне власти источники финансирования, к сожалению, ограничены или территорией, или регионом. Не менее важно и то, что поступления финансовых средств в местный бюджет регулируется соответствующим законодательством государства. В случае хозяйствующих субъектов или предприятий, то здесь финансовые потоки строятся на прибыли.
Для того, чтобы определить основные направления использования финансов на перспективу и текущий период необходимо под базу взять цели и задачи экономической политики страны, выделить в составе экономики наиболее приоритетные отрасли, определить условия развития соцсферы. Взять под базу состав полномочий гос. и муниципальных органов власти в финансово-бюджетной области и оценку внутреннего и международного положения страны. При учете вышеперечисленных факторов проще разработать финансовую политику, которая будет отвечать условиям экономического развития страны [4].
Создание точных путей реализации основных направлений использования финансов подразумевает выработку путей достижения установленных целей и задач, способствующие реализации основных направлений финансовой политики в конкретном период времени.
Литература:
- Когденко, В. Г. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика. Учеб. Пособие / В. Г. Когденко, М. В. Мельник. — М.: Юнити, 2017. — 416 c.
- Озеров, И. Х. Экономическая Россия и ее финансовая политика на исходе XIX и в начале XX века / И. Х. Озеров. — М.: Ленанд, 2019.-192.
- Резник, С. Д. Финансовая политика России: Учебное пособие / С. Д. Резник. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 400 c.
- Тесля, П. Н. Денежно-кредитная и финансовая политика государства: Учебное пособие / П. Н. Тесля, И. В. Плотникова. — М.: Инфра-М, 2018. — 352 c.