В данной статье авторы пытаются проанализировать различные методики проведения занятий по физической культуре для студентов технического вуза и не только.
Ключевые слова: физическая культура, бег, анализ, методики, задачи.
Проводить анализ будем на примере комплекса занятий по физической культуре для студентов или учеников старшей школы. Для начала необходимо обозначить задачи для занимающихся, место проведения занятий и спортивный инвентарь. Это необходимо для того, чтобы занимающиеся представляли объем занятия.
Задачи занятия:
- Улучшение техники бега на средние и длинные дистанции.
- Улучшение техники прыжка в длину с разбега методикой «согнув ноги».
- Улучшение техники прыжка в высоту методикой «перешагивания».
- Развитие координационных способностей.
- Инструктаж по технике безопасности.
Место проведения: Спортивная площадка.
Инвентарь и оборудование: гимнастические маты, гранаты, скамейка, планка, перекладина. [1]
После того, как все задачи были поставлены и все оговорено, можно приступать к подготовительной части. Можно выполнять не все нижеприведенные пункты, это зависит от целей и задач на конкретное занятие. Подготовительная часть необходима для того, чтобы подготовить весь организм для дальнейшего занятия. В процессе подготовительной части повышается температура тела, разогреваются мышцы, активизируется обмен веществ, изменяется в лучшую сторону состояние сердечно-сосудистой и дыхательной системы, повышается работоспособность мышц.
Подготовительная часть.
1) Бег в медленном темпе на дистанцию 600 метров. Дыхательный цикл на 6 шагов, дыхание не задерживать; следить за выносом маховой ноги, постановкой стопы, работой рук.
2) Семенящий бег (3x20 метров). Тело максимально расслаблено.
3) Бег с прямым подниманием ног вперед (3x20 метров). Отталкивание стопой, при отталкивании голеностопный сустав должен быть максимально выпрямлен.
4) Бег с высоким подниманием бедра (3x20 метров). Бедро выше, сочетать с оптимальным наклоном туловища, правильной работой рук и дыхания.
5) Бег с захлестыванием голени назад (3x20 метров). Сочетать с расслаблением неработающих мышц.
6) Бег прыжками с ноги на ногу (3х20 метров). Стремиться полностью выпрямить толчковую ногу, а маховую сильно сгибать в колене.
7) Ускорение (3x60 метров). Активное отталкивание; бедро маховой ноги выносится вперед-вверх; нога становится на переднюю часть стопы, туловище слегка наклонено. [1]
После завершения определенной разминочной части идет основная часть, направленная на прямое выполнение поставленного задания в начале занятия. Как будет понятно далее, основная часть нужна для совершенствования тела, физического и психического состояния человека. Физическая нагрузка стабилизирует психологическое состояние, помогает противостоять повседневным стрессам и является эффективным и доказанным способом профилактики и борьбы с депрессией.
Основная часть.
I. Улучшение техники бега на средние и длинные дистанции.
1) Переменный бег от 200 до 2000 метров. Наблюдать за устойчивостью техники и улучшения умения наращивать скорость.
2) Бег от 400 до 1200 метров. Стараться получить умения сдерживать подходящую равномерную скорость перемещения и постараться не отклоняться от необходимого результата.
3) Бег от 400 до 1200 метров с ускорением на последних 100 метрах. Стараться получить умения сдерживать равномерную скорость, размеренную технику и ритм дыхания.
4) Бег в затруднительных критериях (условиях) (по податливому грунту и т. п.). Обращать внимание на умение сдерживать подходящую технику в зависимости от критериев (условий).
5) Бег 3000 метров без учета времени. [1]
Увеличение скорости бега на средних и длинных дистанциях за счет увеличения длины шага имеет предел, так как, чтобы совершить слишком большой шаг, требуется большое количество энергетических затрат. Длина шага у спортсменов составляет порядка 160–220 см в зависимости от действующей дистанции и особенностей бегунов.
Скорость бега, как правило, увеличивается за счет частоты шагов при сохранении длины этих шагов.
Одними из главных показателей техники бега являются мощность усилий и экономичность движений; С увеличением дистанции значение фактора экономичности движений преобладает над значением фактора мощности работы, так как происходит уменьшение длины и частоты шагов.
II. Улучшение техники прыжка в длину с разбега методикой «согнув ноги».
1) Прыжки с отягощением (2–8 кг) на поясе (3–4 раза). Наблюдать за постановкой ноги (чтобы стопа не «проваливалась»).
2) Прыжки с повышенного (увеличенного на 2 шага) разбега (3–4 раза). Наблюдать за тем, чтобы студенты «справлялись» с увеличенной скоростью в отталкивании.
3) Прыжки в затрудненных критериях (условиях) (по матам разбег) (2–3 раза). Особенное внимание направить на постановку стопы ноги для отталкивания корректировки разбега.
4) Прыжки с полного разбега на наибольший итог (3–4 раза) [1]
Технику прыжка в длину принято символически разбивать на фазы разбега, отталкивания, полета и приземления. Все эти фазы взаимосвязаны и взаимозависимы.
Разбег работает для получения важной для прыжка горизонтальной скорости. Длина разбега находится в зависимости от персональных индивидуальностей занимающихся и колеблется в интервале от 12 до 24 беговых шагов.
В конце разбега наступает подготовка к отталкиванию, выражающаяся в маленьком подседании на предпоследнем шаге. Конечный шаг производится скорей и некоторое количество короче, чем предшествующий. Толчковая нога совместно с тазом, опережая тело, ставится на пространство отталкивания практически выпрямленной, всей стопой.
Впоследствии окончания отталкивания, прыгун воспринимает состояние, например, именуемого «полетного шага» (маховая нога впереди, толчковая сзади), соответствующего для всех методик прыжка в длину.
Приземление во всех методиках прыжков в длину исполняется идентично. Впоследствии группировки прыгун поднимает голени, опускает руки вниз и назад и толкает таз вперед. Перед тем, как коснуться песка, ноги буквально вытягиваются в коленных суставах и носки «берутся на себя». Впоследствии пятки касаются земли, ноги полностью согнуты в тазобедренных и коленных суставах с одновременным активным разгибанием рук вперед, а плечи наклонены вперед и вниз или в стороны и вперед. [2]
III. Улучшение техники прыжка в высоту с разбега способом «перешагивания».
1) Прыжки в затрудненных условиях (разбег по матам), (3–4 раза).
2) Прыжки с полного разбега на максимальный результат (5–6 раз). [1]
Прыжок в высоту считается сложным целым видом. Однако его технику можно условно разделить на соответствующие фазы: ускорение, отталкивание, пересечение перекладины и приземление.
Разгон (6–9 беговых шагов) в прыжке методикой «перешагивание» производится под углом 30–45 градусов к планке со стороны маховой ноги.
Отталкивание в прыжке методикой «перешагивание» делается на удалении 60–70 см от места проекции планки. Маховая нога по мере взлета вдоль планки выпрямляется. Толчковая нога в протяжении подъема сгибается коленом ввысь и подтягивается к планке. В высочайшей точке подъема маховая нога переносится через планку и активным перемещением спускается вниз-назад.
В то же время толчковая нога дугообразным перемещением с поворотом колена и носка кнаружи переносится через планку. Тело наклоняется вперед и незначительно в сторону планки. Руки спускаются книзу и незначительно разводятся в стороны. Впоследствии перенесения толчковой ноги над планкой, случается приземление боком к планке в начале на маховую, а вслед за этим на толчковую ногу.
В последствии удачного выполнения ведущей части идет завершающая часть, в которой подводится результат занятия или же комплекса занятий. [2]
Заключительная часть.
Подведение итогов за занятие, выставление оценок, индивидуальные рекомендации и замечания. [1]
В завершении данного анализа необходимо сказать, что данные методики являются довольно эффективными для юношей, обучающихся в старших классах школы или университете.
Литература:
- Голомидова, С. Е. Физкультура.11 класс. Поурочные планы (вариант для юношей). Семестр 2 / С. Е. Голомидова. — Волгоград: Учитель-АСТ, 2004. — 96 c.
- Черкасов В. В. Техника и методика обучения прыжкам в длину и в высоту. — Тобольск, 1996. — 14 с.