Особенности правового регулирования отдельных видов отношений между государственным заказчиком и исполнителем при выполнении работ по государственному контракту | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 02.12.2020

Статья просмотрена: 116 раз

Библиографическое описание:

Петров, Д. Г. Особенности правового регулирования отдельных видов отношений между государственным заказчиком и исполнителем при выполнении работ по государственному контракту / Д. Г. Петров, И. Ю. Ишинов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 287-291. — URL: https://moluch.ru/archive/339/75944/ (дата обращения: 15.11.2024).



Настоящая статья посвящена законодательству, направленному на регулирование отношений между государственным заказчиком и исполнителем по вопросам обеспечения правовой охраны вновь созданных результатов интеллектуальной деятельности, а также их государственного учета. Рассмотрены существующие на сегодняшний день механизмы правового регулирования отдельных видов отношений, а также ряд проблем, с которыми сталкиваются научно-производственные предприятия в ходе выполнения работ по государственному контракту. Сформулированы предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы в целях повышения эффективности взаимодействия сторон государственного контракта .

Ключевые слова : результаты интеллектуальной деятельности, интеллектуальная собственность, государственный контракт, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

На сегодняшний день одним из ключевых направлений, нашедших закрепление в ряде нормативно-правовых актов, является инновационная деятельность, которая неразрывно связана с правами на результаты интеллектуальной деятельности (далее — РИД) в научно-технической сфере. В рамках федеральных целевых программ, реализуемых министерствами Российской Федерации, заключаются государственные контракты на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее — НИОКР). При этом индикаторами эффективности таких работ зачастую выступают способные к правовой охране РИД. Так, объекты патентных прав, а именно изобретения, полезные модели и промышленные образцы играют принципиальное значение, когда речь идет о создании новой и конкурентоспособной продукции, обладающей высоким техническими уровнем и отвечающей строгим требованиям, которые предъявляются государственными заказчиками и конечными потребителями.

При выполнении НИОКР по государственному контракту, эффективность и координация взаимодействия исполнителя и соисполнителей по линии кооперации с государственным заказчиком имеют ключевое значение для своевременного получения правовой охраны вновь созданных патентоспособных РИД. Порядок взаимодействия сторон государственного контракта по вопросам получения правовой охраны, а также государственного учета РИД определен в нормативно-правовых актах, которые содержат нормы, регулирующие управление правами на РИД, закрепленные за исполнителем, Российской Федерацией, либо за ними совместно. В настоящей статье будут рассмотрены, в частности:

— ГК РФ, глава 38, ст. 1275, ст. 1373, ст., ст. 1542;

— Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. № 1275 «О примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу»;

— Постановление Правительства РФ от 22 марта 2012 г. № 233 «Об утверждении Правил осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения»;

— Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2002 г. № 131 «О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения»;

— Постановление Правительства РФ от 12.04.2013 № 327 (ред. от 01.10.2018) «О единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения» (вместе с «Положением о единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения»);

— Приказ Минюста РФ и Минпромнауки РФ от 17 июля 2003 г. № 173/178 «Об утверждении форм документов, необходимых для ведения единого реестра результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации»;

— Приказ Минюста РФ № 174, Минпромнауки РФ № 179 от 17.07.2003 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации государственного учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации».

Наиболее сложным с точки зрения правового регулирования и проблемным на практике является случай, когда право на получение патента, а также исключительное право на РИД принадлежит Российской Федерациии в соответствии с п.1 ст. 1373 ГК РФ [1].

В соответствии с п. 4а) Постановления Правительства РФ от 22 марта 2012 г. № 233 исполнитель обязан уведомлять государственного заказчика о получении РИД, способного к правовой охране [2]. На практике условия государственного контракта не всегда содержат обязанность исполнителя соблюдать определенный срок направления уведомления в адрес государственного заказчика, что может негативно влиять на возможность получения правовой охраны, поскольку в таком случае дата подачи заявки, по которой будет установлена дата приоритета предлагаемого к патентованию РИД, будет более поздней и, соответственно, существуют определенные риски по несоблюдению условий патентоспособности в случае более раннего раскрытия такого РИД в уровне техники другим независимым лицом.

Условиями государственного контракта на выполнение НИОКР предусмотрена подача заявки на получение патента в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный институт промышленной собственности» (далее — ФГБУ ФИПС) в течение шести месяцев с момента направления в адрес государственного заказчика соответствующего уведомления о создании патентоспособного РИД в соответствии с п.2 ст.1373 ГК РФ [1]. Это входит в обязанности исполнителя, но с указанием в качестве заявителя Российской Федерации в лице государственного заказчика.

При этом, как правило, в обязанности государственного заказчика входит направление в адрес исполнителя решения о правовой охране РИД в течение 45–60 дней с момента после поступления от него уведомления. Таким образом, в случае увеличения числа соисполнителей, а также количества созданных РИД, может сложиться ситуация, когда у исполнителя (или соисполнителя) после получения соответствующего решения от государственного заказчика будет слишком мало времени для оформления материалов и подачи заявки в ФГБУ ФИПС, что может привести к следующим негативным последствиям:

— нарушению исполнителем сроков, установленных условиями контракта;

— подаче недостаточно проработанной в техническом отношении заявки, что приведет к возникновению дополнительных запросов в ходе проведения экспертизы, либо же совершению дополнительных юридически значимых действий и уплате дополнительных пошлин;

— утрате права Российской Федерации на получение патента в силу п. 2. ст.1373 ГК РФ [1].

В связи с чем, представляется целесообразным актуализировать сроки направления сторонами соответствующих документов. Предлагаем внести следующие изменения в Постановление Правительства РФ от 22 марта 2012 г. № 233:

Документ

Предлагаемая редакция

абз. 3 п.4а) Правил [2]

….уведомления о получении результата интеллектуальной деятельности, способного к правовой охране, с обоснованием предлагаемого порядка его использования и предложение по его правовой охране (направляется в 3- дневный срок с момента получения охраноспособного РИД, если государственным контрактом не предусмотрено иное)

п. 4б) Правил [2]

…направление государственным заказчиком в адрес организации-исполнителя решения о правовой охране полученного результата интеллектуальной деятельности в течение 30 дней с момента поступления от исполнителя уведомления о получении результата интеллектуальной деятельности, способного к правовой охране, если государственным контрактом не предусмотрено иное

Не менее интересным представляется рассмотреть сложившуюся в рамках взаимодействия с государственным заказчиком тенденцию, когда исполнитель одновременно с уведомлением о создании патентоспособного РИД направляет в адрес государственного заказчика заведомо составленное положительное решение о его правовой охране. С одной стороны, это позволяет ускорить процесс получения правовой охраны РИД в рамках взаимодействия исполнителя и государственного заказчика. Однако сам факт, что государственный заказчик не проводит самостоятельной оценки целесообразности получения патента представляется негативным, поскольку в таком случае могут быть получены патенты на РИД, которые впоследствии не будут использованы. Соответственно, любые затраты в рамках процедуры государственной регистрации таких РИД окажутся неоправданными. Сложившаяся таким образом практика представляется отрицательной — государственный заказчик обязан самостоятельно рассматривать каждое уведомление и принимать взвешенное решение касательно правовой охраны патентоспособных РИД.

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1275, п. 4 предусматривает перенос условий государственного контракта в договоры, заключаемые между исполнителем и соисполнителями [3]. На практике часто возникает ситуация, что если заключен государственный контракт на выполнение НИОКР, то любые договоры, заключаемые во исполнение государственного контракта, по линии кооперации идентифицируется в качестве договоров на выполнение составной части НИОКР (далее — СЧ НИОКР). Соответственно, условия такого договора должны определяться, в том числе исходя из норм главы 38 ГК РФ [4]. В случае, если договор на выполнение СЧ НИОКР предполагает согласно техническому заданию проведение научных исследований, либо разработку нового продукта или технологии, то перенос условий в целях соблюдения прав сторон государственного контракта на вновь созданные РИД представляется абсолютно оправданным.

Однако существуют ситуации, когда исполнитель привлекает соисполнителя для выполнения работ, в которых получение РИД, способных к правовой охране в качестве объектов патентных прав, в принципе невозможно. Примером таких работ может служить проведение испытаний в соответствии с известными методиками, определенными в различных государственных стандартах, в целях получения технических данных по исследуемому объекту. Как правило, техническое задание к подобным договорам не предусматривает никаких специальных требований в части проведения соисполнителем патентных исследований. При этом в условиях самого договора, наоборот, прописываются обязанности исполнителя проводить такие исследования. Кроме того, в договор также включают обязанности соисполнителя уведомлять исполнителя о создании охраноспособных РИД, согласовывать использование предшествующей интеллектуальной собственности, а также передавать исполнителю результаты работ, не нарушающие права других лиц. Таким образом, соисполнитель с одной стороны должен проводить дополнительные виды работ, что, безусловно, отразится на цене договора с исполнителем, а с другой стороны проведение таких работ, по сути, нецелесообразно.

Принимая во внимание вышеизложенное, представляется необходимым в каждом конкретном случае, исходя из специфики выполняемых работ, точно определять тип договора и не включать в него условия, которые с одной стороны могут привести к неоправданному повышению цены договора, а с другой — поставить соисполнителя в положение, когда исполнение отдельных видов обязанностей по договору окажется для него невыполнимым.

В обязанности государственного заказчика в случае принадлежности Российской Федерации прав на вновь созданные РИД входит государственный учет таких РИД, причем в зависимости от назначения НИОКР его осуществляют в:

— в едином реестре результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения [5];

— в единой государственной информационной системе учёта научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения [6].

На примере работ военного, специального и двойного назначения рассмотрим характерные проблемы, с которыми сталкиваются исполнители и соисполнители в случае, когда условиями соответствующих договоров предусмотрена обязанность предоставлять информацию в отношении РИД в целях государственного учета.

Ключевой проблемой при заполнении форм 1, 2 [7] является неоднозначное представление организаций исполнителей и соисполнителей по линии кооперации о том, в отношении каких РИД предоставлять информацию. Так, отдельные организации убеждены, что формы заполняются лишь в отношении охраняемых РИД в соответствии с перечнем, приведенным в п. 1 ст. 1225 ГК РФ [8]. Однако, в соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 26 февраля 2002 г. № 131, объектами учета являются, в том числе, единые технологии [5]. Если обратить внимание на норму, приведенную в абз. 2 ст. 1542 ГК РФ, в состав единой технологии могут входить также результаты интеллектуальной деятельности, не подлежащие правовой охране на основании правил раздела VII ГК РФ, в том числе технические данные, другая информация [9]. Таким образом, в случае, если организации будут представлять данные лишь об охраноспособных РИД, для государственного заказчика существует определенный риск, потому как не все созданные РИД могут быть отражены в указанных формах.

Кроме того, на практике может сложиться ситуация, когда в ходе выполнения НИОКР разработаны десятки РИД, при этом до конца неясно, следует ли объединять сведения о них в одной форме, либо же составлять форму на каждый объект.

Методические рекомендации, утвержденные Приказом Минюста РФ № 174, Минпромнауки РФ № 179 от 17.07.2003 не содержат в явном виде указание на то, что РИД, подлежащие учету, могут быть неохраняемыми. Следует отметить, что Управлением интеллектуальной собственности, военно-технического сотрудничества и экспертизы поставок вооружения и военной техники Министерства обороны Российской Федерации были разработаны Разъяснения по отдельным вопросам государственного учета РИД в Минобороны России. В настоящем документе приводится аргументация со ссылками на соответствующие правовые нормы и прямо указывается на необходимость отражения в формах, в том числе, неохраняемых РИД. При этом также указывается, что на каждый охраноспособный РИД составляется отдельная форма.

Кроме того, документ содержит форму уведомления в тех случаях, когда новые РИД объективно не могут быть получены в силу специфики выполняемых работ на конкретном этапе выполнения НИОКР. Это существенно упрощает взаимодействие между организациями, поскольку предоставление «нулевой» формы 1, как правило, не допускается.

К сожалению, не очень понятен механизм доведения настоящих Разъяснений непосредственно до исполнителя и соисполнителей, поскольку сам документ не является нормативно-правовым. При этом, в самих условиях договоров, как правило, отсутствует указание на заполнение форм в соответствии с Разъяснениями.

Принимая во внимание вышесказанное, представляется, что разработка подобных разъяснений другими государственными заказчиками будет способствовать более эффективному взаимодействию организаций в части представления сведений для государственного учета РИД. Однако более целесообразным, на наш взгляд, будет более детальная проработка Методических рекомендаций в части заполнения форм 1, 2 с учетом взаимодействия организаций по всей линии кооперации.

Подводя итоги настоящей статьи, следует отметить, что в настоящее время правовое регулирование отдельных видов отношений между государственным заказчиком, исполнителем и соисполнителями не в полной мере способствует эффективному взаимодействию в целях получения правовой охраны РИД, а также их государственного учета. Авторы считают, что предложенные изменения позволят избежать рассмотренных в настоящей статье проблем, тем самым обеспечив своевременную правовую охрану РИД, а также надлежащий государственный учет.

Литература:

  1. Статья 1373. Изобретение, полезная модель, промышленный образец, созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/73e112ba30154326e63910bbc7629ff057bc289b/
  2. Постановление Правительства РФ от 22 марта 2012 г. № 233 «Об утверждении Правил осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения» (с изменениями и дополнениями от 30 мая 2013 г., 2 июня, 31 августа 2016 г., 25 августа 2017 г., 1 марта, 28 сентября 2018 г., 30 марта 2019 г.) // Система ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/70153000/
  3. Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 № 1275 (ред. от 07.09.2020) «О примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу» (вместе с «Положением о примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу») // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156822/
  4. Глава 38. Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. (ред. от 27.12.2019, с изм. от 28.04.2020) // КонсультантПлюс. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/ef9bb05e69e3cf561652a2bfef77861ba32ceaa5/
  5. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2002 г. № 131 «О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» (с изменениями и дополнениями от 8 апреля, 5 сентября 2011 г., 20 мая 2014 г.) // Система ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/184207/
  6. Постановление Правительства РФ от 12.04.2013 N 327 (ред. от 01.10.2018) «О единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения» (вместе с «Положением о единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения») // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_145078/
  7. Приказ Минюста РФ и Минпромнауки РФ от 17 июля 2003 г. № 173/178 «Об утверждении форм документов, необходимых для ведения единого реестра результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации» // Система ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/186180/
  8. Статья 1275. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/2a4870fda21fdffc70bade7ef80135143050f0b1/
  9. Статья 1542. Право на технологию. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/02a171271528a97dc1a27cc6944a2a0545178229/
Основные термины (генерируются автоматически): государственный заказчик, государственный контракт, правовая охрана, Российская Федерация, ГК РФ, интеллектуальная деятельность, Постановление Правительства РФ, двойное назначение, государственный учет, правовая охрана РИД.


Похожие статьи

Особенности организации экспертизы исполнения обязательств и отчетной документации по государственным контрактам в рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»

В статье представлен порядок организации экспертных работ и взаимодействия с экспертами в ходе проведения экспертизы исполнения обязательств и отчетной документации по государственным контрактам в рамках реализации мероприятий Государственной програм...

Претензионно-исковая работа по государственным контрактам прокуратуры как способ защиты должного материально-технического обеспечения органов прокуратуры и личной безопасности ее работников

В данной статье проанализирована претензионно-исковая работа органов и организаций прокуратуры по государственным контрактам. Приведены статистические данные по заключенным прокуратурой как заказчиком государственным контрактам. Обоснована с опорой н...

Проблемы правового регулирования договорных отношений при осуществлении государственных и муниципальных закупок

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования договорных отношений при осуществлении государственных и муниципальных закупок, представлены права и обязанности сторон договорных отношений при осуществлении государственных и муниципальных з...

К вопросу о совершенствовании регулирования сферы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

В статье рассмотрены основные нововведения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в сравнении с действующим до 01.01.2014 г. Федерал...

Особенности методологии правового регулирования общественных отношений розничной купли-продажи в сети Интернет

В ходе работы рассмотрены проблемы, возникающие при регулировании общественных отношений, возникающих в сети Интернет. Сделан вывод о юридической квалификации данных правоотношений, урегулирования данной деятельности нормами действующего законодатель...

Исследование теоретических основ таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности

Статья посвящена особенностям перемещения товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Последовательно рассмотрена нормативно-правовая база, обеспечивающая охрану прав на объекты интеллектуальной собственности, особенность деятельности...

Анализ эффективности использования федеральными государственными учреждениями государственного имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления

Статья посвящена анализу использования государственного имущества и факторам, снижающим эффективность его эксплуатации. Авторами рассмотрены правовые основы управления публичной собственностью. На основе сведений отчетов о результатах деятельности го...

Проблемы соблюдения принципа свободы договора при заключении контракта на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд

В рамках настоящей статьи автор изучил дискуссионные вопросы о применении принципа свободы договора относительно регулирования отношений в контрактной сфере. Целью написания данной статьи автор обозначил проведение правового анализа законодательства...

Проблемы нормативного регулирования закупочной деятельности недропользователей

Данная статья посвящена вопросам правового регулирования закупочной деятельности недропользователей-инвесторов в части соблюдения контрактных обязательств и требований законов Республики Казахстан. В статье рассматривается пример отдельного случая, к...

О реализации конституционного права на предпринимательскую деятельность при осуществлении закупок для государственных нужд: проблемы регулирования

В статье рассматриваются отдельные актуальные проблемы реализации конституционного права на осуществление предпринимательской деятельности при осуществлении закупок для государственных нужд, предложения по совершенствованию законодательного регулиров...

Похожие статьи

Особенности организации экспертизы исполнения обязательств и отчетной документации по государственным контрактам в рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»

В статье представлен порядок организации экспертных работ и взаимодействия с экспертами в ходе проведения экспертизы исполнения обязательств и отчетной документации по государственным контрактам в рамках реализации мероприятий Государственной програм...

Претензионно-исковая работа по государственным контрактам прокуратуры как способ защиты должного материально-технического обеспечения органов прокуратуры и личной безопасности ее работников

В данной статье проанализирована претензионно-исковая работа органов и организаций прокуратуры по государственным контрактам. Приведены статистические данные по заключенным прокуратурой как заказчиком государственным контрактам. Обоснована с опорой н...

Проблемы правового регулирования договорных отношений при осуществлении государственных и муниципальных закупок

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования договорных отношений при осуществлении государственных и муниципальных закупок, представлены права и обязанности сторон договорных отношений при осуществлении государственных и муниципальных з...

К вопросу о совершенствовании регулирования сферы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

В статье рассмотрены основные нововведения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в сравнении с действующим до 01.01.2014 г. Федерал...

Особенности методологии правового регулирования общественных отношений розничной купли-продажи в сети Интернет

В ходе работы рассмотрены проблемы, возникающие при регулировании общественных отношений, возникающих в сети Интернет. Сделан вывод о юридической квалификации данных правоотношений, урегулирования данной деятельности нормами действующего законодатель...

Исследование теоретических основ таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности

Статья посвящена особенностям перемещения товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Последовательно рассмотрена нормативно-правовая база, обеспечивающая охрану прав на объекты интеллектуальной собственности, особенность деятельности...

Анализ эффективности использования федеральными государственными учреждениями государственного имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления

Статья посвящена анализу использования государственного имущества и факторам, снижающим эффективность его эксплуатации. Авторами рассмотрены правовые основы управления публичной собственностью. На основе сведений отчетов о результатах деятельности го...

Проблемы соблюдения принципа свободы договора при заключении контракта на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд

В рамках настоящей статьи автор изучил дискуссионные вопросы о применении принципа свободы договора относительно регулирования отношений в контрактной сфере. Целью написания данной статьи автор обозначил проведение правового анализа законодательства...

Проблемы нормативного регулирования закупочной деятельности недропользователей

Данная статья посвящена вопросам правового регулирования закупочной деятельности недропользователей-инвесторов в части соблюдения контрактных обязательств и требований законов Республики Казахстан. В статье рассматривается пример отдельного случая, к...

О реализации конституционного права на предпринимательскую деятельность при осуществлении закупок для государственных нужд: проблемы регулирования

В статье рассматриваются отдельные актуальные проблемы реализации конституционного права на осуществление предпринимательской деятельности при осуществлении закупок для государственных нужд, предложения по совершенствованию законодательного регулиров...

Задать вопрос