Личностные особенности подростков с низким уровнем жизнестойкости | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 02.12.2020

Статья просмотрена: 857 раз

Библиографическое описание:

Яковлева, А. В. Личностные особенности подростков с низким уровнем жизнестойкости / А. В. Яковлева, С. А. Филиппова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 529-531. — URL: https://moluch.ru/archive/339/75947/ (дата обращения: 18.12.2024).



Целью статьи является изучение личностных особенностей подростков с низким уровнем жизнестойкости. Авторами проведен анализ российских и зарубежных психолого-педагогических источников по проблеме жизнестойкости и ее формирования в подростковом возрасте. В исследовании приняли участие подростки группы риска в возрасте от 15 до 17 лет в количестве 40 человек. Исследование показало, что наличие акцентуации характера снижает показатели жизнестойкости индивида, акцентуации характера и невротические реакции играют разные роли в формировании показателей жизнестойкости индивида: ригидность личностных черт отрицательно сказывается на жизнестойкости, а невротические проявления связаны с жизнестойкостью прямыми связями.

Ключевые слова: жизнестойкость, подростковый возраст, личностные особенности.

Подростковый возраст является переходным этапом в жизни взрослеющего человека. В этот период формируются социальные установки, отношение к себе и к людям, к обществу в целом, а также происходит развитие эмоциональной сферы подростка. Также в этом периоде происходит переход от детства к взрослости, появляются не только внешние признаки взросления, но и внутреннее чувство взрослости.

Формирование жизнестойкости в подростковом возрасте важно не только для личностного развития, но и является основой той жизненной программы, которая строится в этом возрастном периоде и может быть реализована уже в более зрелом возрасте.

Жизнестойкость — это система убеждений о себе, мире, отношениях с ним, которые позволяют человеку выдерживать и эффективно преодолевать стрессовые ситуации. В одной и той же ситуации человек с высокой жизнестойкостью реже испытывает стресс и лучше справляется с ним [1]. Жизнестойкость способствует саморегуляции как в стрессовых ситуациях, так и при монотонной деятельности.

С. Мадди разработал модель, в рамках которой жизнестойкость рассматривается как те убеждения человека, которые позволяют ему оставаться активным и препятствуют негативным последствиям стресса [2]. Данная модель состоит из трех компонентов: вовлеченность, контроль, принятие риска.

Низкая выраженность жизнестойкости особенно сильно проявляется в ощущении отчужденности от окружающего мира, восприятии себя «вне течения жизни» и в слабом противостоянии жизненным трудностям в целом.

Факторы, влияющие на снижение уровня жизнестойкости подростка:

− низкий уровень социальной компетенции подростка;

− не развитые коммуникативные способности;

− отсутствие навыков саморегуляции;

− низкая самооценка;

− использование неэффективных копинг-стратегий.

Целью нашего исследования является выявление личностных особенностей подростков группы риска с низким уровнем жизнестойкости.

Исследование проходило в ФГБПОУ «Щёкинское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» в п. Первомайский, Тульская область и в МЮИ (ТФ) в г. Тула, Россия. Выборка составила 40 человек в возрасте от 15 до 17 лет.

В качестве теоретико-методологической основы исследования были определены:

− концепция жизнестойкости С. Мадди, «копинг-стратегии» А. Маслоу, концепция «выученной беспомощности» М. Селигмана, теория стресса Г. Селье.

Использованные диагностические методики:

− тест жизнестойкости С. Мадди (перевод и адаптация Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой),

− клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (Яхин, Менделевич),

− опросник мини-мульт,

− шкала психологического стресса PSM-25;

Результаты клинического опросника К. К. Яхина, Д. М. Менделевича показали, что у 13 % испытуемых присутствует ярко выраженное дезадаптивное состояние невротического типа по шести шкалам. Наиболее выражена шкала вегетативных нарушений, которая характеризуется повышенной слезливостью, нарушением ритма сна, снижением или повышением веса, головокружениями и дрожанием конечностей, паническими состояниями, негативными предчувствиями.

В обработке данных «Клинического опросника для выявления и оценки невротических состояний» участвовало 40 (корректно заполненных) бланков из 40. Тест выявляет наличие и степень выраженности невротических состояний по шкалам: «Истерический тип реагирования», «Тревожность», «Депрессивность», «Астения», «Обсессивно-фобические нарушения», «Вегетативные нарушения». Результаты показали, что 14-ти участникам исследования из 40-ка свойственно отсутствие невротических состояний. У большей части данной группы (26-ти студентов) обнаружены выраженные в разной степени тенденции к невротическим состояниям по одной и более шкалам теста.

Полученные данные позволяют сделать вывод о высоком уровне психологического неблагополучия в выборке и выраженной склонности к невротическим состояниям, имеющим различные формы проявления, среди которых преобладают: обсессивно-фобические нарушения (высокие показатели обнаружены у 12-ти респондентов), тревожность (высокие показатели обнаружены у 10-ти участников), депрессивность (высокие показатели обнаружены у 17-ти), вегетативные нарушения (обнаружены у 14-ти), конверсионные расстройства (высокие показатели обнаружены у 14-ти). В целом наличие выраженных невротических тенденций по двум и более шкалам обнаружены у 17-ти студентов. У остальных участников группы невротические тенденции отсутствуют, имеют слабую выраженность или обнаруживаются в одной из форм проявления (по одной шкале).

Анализ данных опросника Мини-Мульт выявил у 89 % испытуемых заострения личностных черт. У 14 % испытуемых отмечены заострения личностных черт по шкалам истерия (Hy), психопатия (Pd), паранойяльность (Pa), шизоидность (Se) и гипомания (Ma). У 67 % испытуемых отмечается низкий уровень значений по шкалам ипохондрия (Hs), депрессия (D), истерия (Hy), психопатия (Pd), паранойяльность (Pa), психастения (Pt), шизоидность (Se) и гипомания (Ma).

В обработке данных опросника Мини мульт участвовало 37 (корректно заполненных) бланков из 40. Тест выявляет наличие и степень заострения личностных черт по типу депрессивность, психастения, психопатия, паранойяльность и пр. Результаты показали, что только 7 участников из 37-ми имеют гибкий личностный профиль. У большей части данной группы (30-ти студентов) обнаружен выраженные в разной степени заострения личностных черт.

Полученные данные позволяют сделать вывод, что некоторые респонденты акцентуации характера, в различных формах проявления, среди которых: истерия (обнаружена у 1-го респондента), психопатия (обнаружена у 2-х респондентов), паранойяльность (обнаружена у 2-х респондентов), шизоидность (обнаружена у 1-го респондента), гипомания (обнаружена у 1-го респондента). Необходимо также учитывать и низкие показатели по шкалам истерия (низкие показатели обнаружены у 4-х респондентов), паранойяльность (низкие показатели обнаружены у 7-ми респондентов), гипомания (низкие показатели обнаружены у 5-ти респондентов). Низкие показатели по данным шкалам могут свидетельствовать о наличии у респондентов недостаточной спонтанности в социальных контактах, недоверчивости, страхе негативных последствий за свои действия и снижении социальной активности. У остальных участников группы тенденции к заострению личностных черт отсутствуют, имеют слабую выраженность или обнаруживаются в одной из форм проявления (по одной шкале).

Таким образом, для части выборки характерно наличие акцентуаций характера. Для истерии характерно стремление подростка казаться намного более значимым, чем он есть на самом деле, стремление к обращению внимания на себя, жажда восхищения собой. Чувства у таких подростков достаточно поверхностны и не глубоки. Для психопатии характерна социальная дезадаптация подростка — они агрессивны, игнорируют социальные нормы и правила, конфликтны, обидчивы, легковозбудимы и чувствительны. Для паранойяльности характерна склонность к формированию сверхценных идей, злопамятность, агрессивность, конфликты с окружающими из-за насаждения им своей точки зрения, склонность к переоценке своих неудач. Для шизоидности характерно сочетание повышенной чувствительности и эмоциональной отчужденности в общении с другими людьми. Для гипомании характерно приподнятое настроение, на которое не влияют внешние обстоятельства, поверхность суждений и интересов, их неустойчивость, нехватка выдержки и настойчивости.

Анализ данных по тесту жизнестойкости С. Мадди (модификация Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой) выявил высокий уровень жизнестойкости у 13 % испытуемых, средний уровень у 73 % испытуемых и низкий уровень у 14 % испытуемых. У 33 % испытуемых уровень принятия риска находится на высоком уровне, что свидетельствует о том, что человек рассматривает свою жизнь как способ приобретения опыта и склонен действовать без надежных гарантий успеха, на свой страх и риск. У 15 % испытуемых отмечается низкий уровень контроля, что говорит о чувстве собственной беспомощности перед трудными жизненными ситуациями. У 50 % испытуемых выявлен низкий уровень вовлеченности, что свидетельствует о наличии чувства отвергнутости, ощущении себя «вне» жизни.

В обработке данных теста жизнестойкости С. Мадди (модификация Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой) участвовало 40 (корректно заполненных) бланков из 40. Тест на изучение жизнестойкости по параметрам: вовлеченность, контроль, принятие риска. Результаты показали, что уровень жизнестойкости у 5-ти участников исследования из 40-ка свойственен высокий уровень жизнестойкости. Для таких людей характерны: высокий уровень активности и целеустремленности, высокий уровень эмоционального интеллекта и удовлетворенность своей жизнью. У большей части данной группы (29-ти студентов) обнаружен низкий уровень жизнестойкости.

Полученные данные позволяют сделать вывод о среднем уровне жизнестойкости в выборке и выраженному снижению компонента вовлеченности (низкие показатели обнаружены у 20-ти респондентов) и высоком уровне компонента принятие риска (высокие показатели обнаружены у 12-ти респондентов). Низкие показатели по шкале вовлеченность могут свидетельствовать о наличии у респондентов неуверенности в себе и своих силах, чувстве отвергнутости. Высокие показатели по шкале принятие риска могут свидетельствовать о том, что человек может совершать различные действия без гарантии успеха, на свой страх и риск.

Анализ данных шкалы психологического стресса PSM-25 выявил у 38 %испытуемых низкий уровень стресса, а у 62 % выявлен средний уровень стресса, что свидетельствует о состоянии психологической адаптированности к рабочим нагрузкам.

В обработке данных шкалы психологического стресса PSM-25 участвовало 40 (корректно заполненных) бланков из 40. Данная шкала дает информацию об уровне психологического стресса. Результаты показали, что уровень психологического стресса у 15-ти участников исследования из 40-ка находится на низком уровне. У большей части данной группы (25-ти студентов) обнаружен средний уровень психологического стресса.

Анализ эмпирических данных позволил сформулировать следующие выводы:

− по критерию «дезадаптации невротического типа» было обнаружено наличие выраженных невротических реакций у большей части респондентов, в их числе обсессивно-фобические нарушения, тревожность, депрессивность, вегетативные нарушения, конверсионные расстройства;

− исследование по критерию «акцентуации характера» показало, что у большинства респондентов имеются заострения личностных черт по типу: истерия, психопатия, паранойяльность, шизоидность, гипомания;

− по критерию «жизнестойкость» было обнаружено, что большинство респондентов демонстрируют средний уровень жизнестойкости, при этом половина респондентов демонстрируют низкие показатели вовлеченности;

− по критерию «психологический стресс» у большинства респондентов был выявлен средний уровень психологического стресса, у части группы — низкий.

Наличие акцентуации характера снижает показатели жизнестойкости индивида, акцентуации характера и невротические реакции играют разные роли в формировании показателей жизнестойкости индивида: ригидность личностных черт отрицательно сказывается на жизнестойкости, а невротические проявления связаны с жизнестойкостью прямыми связями.

Литература:

  1. Леонтьев, Д. А. Тест жизнестойкости / Д. А. Леонтьев, Д. И. Рассказова. — М.: Смысл, 2006. — 63с.
  2. Никитина Елена Владимировна Феномен жизнестойкости: концепция, современные взгляды и исследования // Academy. 2017. № 4 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-zhiznestoykosti-kontseptsiya-sovremennye-vzglyady-i-issledovaniya (дата обращения: 30.09.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): психологический стресс, уровень жизнестойкости, шкала, большая часть, испытуемый, подростковый возраст, показатель, принятие риска, большинство респондентов, высокий уровень.


Похожие статьи

Связь тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте

Статья посвящена теоретическому обоснованию связи тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте. На основе анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что тревожность у младших школьников имеет свои особенности, которы...

Связь ценностных ориентаций и статуса личностной идентичности в подростковом возрасте

Исследование направлено на изучение связи между ценностными ориентациями и статусом личностной идентичности у подростков. Актуальность исследовательской работы обусловлена сложностями формирования идентичности в современном социокультурном контексте....

Смысложизненные ориентации лиц юношеского возраста с разным локусом контроля

В юношеском возрасте формируются морально-нравственные и ценностные ориентиры, устойчивое отношение к жизни, а также убежденность в способности влиять на ее ход. Локус контроля рассматривается с точки зрения характеристики личности, отражающей степен...

Особенности ценностно-смысловой сферы мужчин и женщин с разным уровнем выраженности симптомов кризиса 30 лет

В статье представлены результаты исследования особенностей ценностно-смысловой сферы мужчин и женщин в возрасте 27–30 лет. Показано, что чем более выражены у человека симптомы возрастного кризиса (частая смена настроения, внутренние переживания и кон...

Психологические особенности мужчин и женщин в ситуации жизненного кризиса

Целью исследования является изучение особенностей психологических проявлений мужчин и женщин в периоды жизненных кризисов в молодом возрасте, периоды ранней зрелости и поздней зрелости. В процессе работы исследуются параметры жизнестойкости, активнос...

Сравнительный анализ особенностей развития и формирования учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием

В статье приводятся результаты сравнительного анализа особенностей развития учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием. Сравнивается содержание (направленность) и состояние (уровен...

Исследование особенностей взаимосвязи структурных компонентов ассертивности подростков 12–13 лет

В статье рассмотрены взаимосвязи структурных компонентов ассертивности в поведенческой, эмоционально-волевой и когнитивной сферах у подростков 12–13 лет. Выявлены основные связи между факторами школьной тревожности, навыком уверенного поведения и ирр...

Особенности психологической защиты и копинг-ресурсы больных шизофренией

Целью исследования является изучение особенностей психологических защит и копинг-ресурсов у больных, страдающих шизофренией. В исследовании приняли участие 21 человек в возрасте от 21 года до 26 лет. Было проведено экспериментально- психологическое и...

Связь самооценки и эмоционального интеллекта у старших подростков

Представленная статья посвящена результатам проведенного исследования «Связь самооценки и эмоционального интеллекта у старших подростков». В период подросткового возраста происходят существенные изменения в психологическом, физическом и социальном ра...

Специфика субъективного благополучия педагогов разных возрастов, работающих в центрах содействия семейному воспитанию

В работе описаны теоретические подходы к изучению проблемы субъективного благополучия, возрастной динамике субъективного благополучия, а также подходы к пониманию специфики субъективного благополучия педагогов отечественных и зарубежных авторов. В и...

Похожие статьи

Связь тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте

Статья посвящена теоретическому обоснованию связи тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте. На основе анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что тревожность у младших школьников имеет свои особенности, которы...

Связь ценностных ориентаций и статуса личностной идентичности в подростковом возрасте

Исследование направлено на изучение связи между ценностными ориентациями и статусом личностной идентичности у подростков. Актуальность исследовательской работы обусловлена сложностями формирования идентичности в современном социокультурном контексте....

Смысложизненные ориентации лиц юношеского возраста с разным локусом контроля

В юношеском возрасте формируются морально-нравственные и ценностные ориентиры, устойчивое отношение к жизни, а также убежденность в способности влиять на ее ход. Локус контроля рассматривается с точки зрения характеристики личности, отражающей степен...

Особенности ценностно-смысловой сферы мужчин и женщин с разным уровнем выраженности симптомов кризиса 30 лет

В статье представлены результаты исследования особенностей ценностно-смысловой сферы мужчин и женщин в возрасте 27–30 лет. Показано, что чем более выражены у человека симптомы возрастного кризиса (частая смена настроения, внутренние переживания и кон...

Психологические особенности мужчин и женщин в ситуации жизненного кризиса

Целью исследования является изучение особенностей психологических проявлений мужчин и женщин в периоды жизненных кризисов в молодом возрасте, периоды ранней зрелости и поздней зрелости. В процессе работы исследуются параметры жизнестойкости, активнос...

Сравнительный анализ особенностей развития и формирования учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием

В статье приводятся результаты сравнительного анализа особенностей развития учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием. Сравнивается содержание (направленность) и состояние (уровен...

Исследование особенностей взаимосвязи структурных компонентов ассертивности подростков 12–13 лет

В статье рассмотрены взаимосвязи структурных компонентов ассертивности в поведенческой, эмоционально-волевой и когнитивной сферах у подростков 12–13 лет. Выявлены основные связи между факторами школьной тревожности, навыком уверенного поведения и ирр...

Особенности психологической защиты и копинг-ресурсы больных шизофренией

Целью исследования является изучение особенностей психологических защит и копинг-ресурсов у больных, страдающих шизофренией. В исследовании приняли участие 21 человек в возрасте от 21 года до 26 лет. Было проведено экспериментально- психологическое и...

Связь самооценки и эмоционального интеллекта у старших подростков

Представленная статья посвящена результатам проведенного исследования «Связь самооценки и эмоционального интеллекта у старших подростков». В период подросткового возраста происходят существенные изменения в психологическом, физическом и социальном ра...

Специфика субъективного благополучия педагогов разных возрастов, работающих в центрах содействия семейному воспитанию

В работе описаны теоретические подходы к изучению проблемы субъективного благополучия, возрастной динамике субъективного благополучия, а также подходы к пониманию специфики субъективного благополучия педагогов отечественных и зарубежных авторов. В и...

Задать вопрос