Основной организационно-методической единицей физического воспитания является урок. Урок всегда имеет определенную структуру и построение. Система физического воспитания, учебно-методическая подготовка и правильный выбор упражнений, вносят существенных вклад в решении задач по физическому и психологическому воспитанию учащихся. Очевидно, что физическое воспитание играет большую роль в процессе подготовки подрастающего поколения к сознательному и активному участию во взрослой жизни. Таким образом, урок физической культуры важен не только как процесс обучения, но и как подготовка детей и молодежи к самостоятельности работе в будущем и заботе о своем здоровье. Данная статья представляет собой попытку изложить авторское представление о конкретных задачах обучения и воспитания — как последовательных частях курса уроков физической культуры.
Ключевые слова : урок физической культуры, физическое воспитание
Вступление
На протяжении десятилетий структура физического воспитания была многократно исследована как в теоретическом, так и в методологическом смысле. Можно сказать, что трехстороннюю концепцию построения учебного урока (начало, основная часть и заключительная часть) полностью одобряют все теоретики, методисты и практики физического воспитания. Однако сам подход к ходу урока и учебным заданиям не был так четко определен и описан в предметной и методической литературе. В этой области присутствуют разнообразные методики, различные построения уроков, конкретные программы занятий и оригинальные предложения по выполнению задач физического воспитания.
С практической точки зрения можно предположить, что курс физического воспитания представляет собой целенаправленный отбор определенных задач учебно-воспитательного назначения, обеспечивающих оптимальные условия для развития личности, физических и двигательных качеств обучающихся.
В методике физической культуры принята трехступенчатая структура урока. Поэтому в построении учебного урока различают начальную, основную и заключительную части. Эти три части уроков отличаются друг от друга тем, что каждая имеет:
− специальные задачи;
− собственное содержание;
− организационную составляющую;
− определенную продолжительность.
Задачи урока физической культуры в начальной части
Начальная часть урока физической культуры проводится в интервале от 10 до 15 минут.
Цель этой части — организовать класс для проведения занятия, предоставить основную информацию об уроке, проконтролировать здоровье обучающихся, их самочувствие и подготовку к уроку, создать соответствующую атмосферу и настроение для занятий физическими упражнениями и подготовить комплексные психофизические задания и упражнения на разминку к уроку.
Проверка состояния здоровья учеников, самочувствия и подготовка к занятиям являются в широком смысле оздоровительными функциями уроков физической культуры. Это очень важный педагогический шаг учителя, поскольку он имеет прямое или косвенное отношение к здоровью обучающихся и их безопасности на уроках. Поэтому правильный контроль за здоровьем и самочувствием детей на уроках физкультуры осуществляется через проверку медицинских справок, беседу с родителями ребенка о его здоровье, проверку освобождения ребенка от уроков физкультуры по тем или иным причинам, самостоятельное освобождение ученика преподавателем от урока в случае визуальной констатации его недомогания, освобождение ученика по его просьбе от занятия в связи с плохим самочувствием, освобождения ученика от части заданий, которые были бы опасны для его здоровья или жизни (после предварительной консультации с врачом, родителем), предотвращение ситуации, в которой ученики занимаются в неподходящей обуви или одежде, с кольцами, браслетами, большими серьгами и т. д.
Несомненно, очень важной задачей на вводной части занятия является также мотивация к активному и сознательному участию в занятиях. Некоторые из учебных содержаний программы физического воспитания, например гимнастика или легкая атлетика, вызывают нежелание и отсутствие мотивации к какому-либо участию у учеников, что в свою очередь может привести к трудностям с обучением и преподаванием. Долг каждого педагога — это правильная мотивация к сознательному и активному участию в текущей деятельности. Это может быть достигнуто путем выбора привлекательных форм, методов и средств обучения, использование интересных приемов и инструментов, мотивационный способ поощрения, контроля и оценки студентов, чередование выполнения сложных и менее интересных упражнений с интересными и более легкими упражнениями, выделение даже самых маленьких достижений и успехов учеников в ходе урока, представление определенных соотношений между практическими действиями и теорией физического воспитания, присвоение учащимся дополнительных ролей и функций и т. д.
Основной задачей разминки является плавная и постепенная подготовка организма, его отдельных систем, органов и органов к нагрузке. Форма и содержание разминки, ее объем, интенсивность, и продолжительность зависят от: возраста, пола, телосложения, индивидуальных предпочтений, а также температуры окружающей среды, погодных условий, материальных условий и т. д. Поэтому трудно говорить о рецепте универсальной модели разминки. Однако важны ее основные принципы, на основе которых можно реализовать конкретный учебный урок. Время разминки обычно занимает 10–15 мин и зависит в основном от характера упражнений, которые будут выполняться в основной части. Следует помнить, что хорошо проведенная разминка защищает учеников от травм.
Задачи урока физической культуры в основной части
Основная часть урока физической культурой — это выполнение основных и дополнительных заданий, которые являются обязательными в школьной программе физического воспитания. В настоящее время в учебной программе физического воспитания содержаться задания, которые формируют физическое и двигательное развитие, отрабатывают правильную осанку, развивают творческие способности, подготавливают к осознанному отношению к своему здоровью и физической подготовке. Другими важными задачами, которые составляют основную часть занятий, являются контроль и оценка целей учебно-воспитательного процесса, самоконтроль и самооценка физической подготовленности и двигательных навыков, формирование личности занимающих, а также целенаправленная передача основных знаний, связанных с физической культурой.
Основная часть урока составляет от 20 до 25 минут. Главными задачами основной части урока являются:
− обучение и совершенствование двигательных навыков учеников;
− выполнение заданий, упражнений и творческих задач;
− диагностика и оценка физического и двигательного развития, а также знаний учащихся;
− самоконтроль, самоуважение и взаимоуважение;
− тренировка правильной осанки (корректирующие упражнения);
− развитие хороших привычек гигиены и отношения к здоровью;
− ознакомление детей с принципами добросовестного сотрудничества, независимости и оценки;
− обучение принципам честной игры;
− подготовка к соревнованиям и олимпиадам;
− организация классных или межклассовых соревнований и спортивных мероприятий;
− участие в экологически значимых мероприятиях, связанных со спортом или отдыхом;
− продвигать значимость физической активности, спорта и отдыха в школьной среде, например, путем подготовки информационных бюллетеней и статей;
− развитие физических навыков;
− контроль состояния здоровья или осанки учащихся.
Следует подчеркнуть, что основная часть урока из-за упражнений с большой физической и умственной нагрузкой считается самой сложной. Существует большое разнообразие в организации основной части урока. Ход основной части урока во многом будет зависеть от вида физической нагрузки.
Задачи урока физической культуры в заключительной части
Заключительная часть урока занимает от 3 до 5 минут. Его основная задача — привести ученика в относительное спокойствие. В этой части должны применяться такие упражнения, которые оказывают положительное влияние на организм занимающегося. Обязательно следует провести заминку. Это могут быть также упражнения расслабляющего, седативного и успокаивающего характера. Задача заключительной части урока состоит в том, чтобы подвести итоги урока, очистить спортзал и побудить к внеклассной и самостоятельной физической активности.
Основные педагогические мероприятия в заключительной части урока включают в себя обсуждение вопросов достижения целей и задач урока; предоставление комментариев о поведение учеников; выставление оценок; предоставление советов о методах, формах и средствах работы над двигательными навыками и физической подготовки, имеющих специфические трудности и проблемы в освоении основных программ; похвалу индивидуальных успехов учащихся, особенно тех, кто имеет низкий уровень физической подготовки и физической активности; контроль теоретических знаний, пройденных в ходе урока и оценка урока.
Резюме
Представленные задачи начальной, основной и заключительной частей уроков физической культурой были представлены таким образом, чтобы обеспечить надлежащую реализацию всех целей учебно-воспитательного процесса. Каждому педагогу необходимо помнить, что уроки по физической культуре являются наглядным примером правильного процесса физического воспитания, а также способствует личностному, умственному и физическому развитию детей и молодежи.
Качество и эффективность физического воспитания в школе также определяется уровнем содержания, методики и организации уроков физической культуры. Каждый педагог по физической культуре должен об этом помнить.