Урок физической культуры в теории и практике: реализация начальной, основной и заключительной частей урока | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 02.12.2020

Статья просмотрена: 1595 раз

Библиографическое описание:

Тришев, Д. Ш. Урок физической культуры в теории и практике: реализация начальной, основной и заключительной частей урока / Д. Ш. Тришев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 436-438. — URL: https://moluch.ru/archive/339/75958/ (дата обращения: 15.11.2024).



Основной организационно-методической единицей физического воспитания является урок. Урок всегда имеет определенную структуру и построение. Система физического воспитания, учебно-методическая подготовка и правильный выбор упражнений, вносят существенных вклад в решении задач по физическому и психологическому воспитанию учащихся. Очевидно, что физическое воспитание играет большую роль в процессе подготовки подрастающего поколения к сознательному и активному участию во взрослой жизни. Таким образом, урок физической культуры важен не только как процесс обучения, но и как подготовка детей и молодежи к самостоятельности работе в будущем и заботе о своем здоровье. Данная статья представляет собой попытку изложить авторское представление о конкретных задачах обучения и воспитания — как последовательных частях курса уроков физической культуры.

Ключевые слова : урок физической культуры, физическое воспитание

Вступление

На протяжении десятилетий структура физического воспитания была многократно исследована как в теоретическом, так и в методологическом смысле. Можно сказать, что трехстороннюю концепцию построения учебного урока (начало, основная часть и заключительная часть) полностью одобряют все теоретики, методисты и практики физического воспитания. Однако сам подход к ходу урока и учебным заданиям не был так четко определен и описан в предметной и методической литературе. В этой области присутствуют разнообразные методики, различные построения уроков, конкретные программы занятий и оригинальные предложения по выполнению задач физического воспитания.

С практической точки зрения можно предположить, что курс физического воспитания представляет собой целенаправленный отбор определенных задач учебно-воспитательного назначения, обеспечивающих оптимальные условия для развития личности, физических и двигательных качеств обучающихся.

В методике физической культуры принята трехступенчатая структура урока. Поэтому в построении учебного урока различают начальную, основную и заключительную части. Эти три части уроков отличаются друг от друга тем, что каждая имеет:

− специальные задачи;

− собственное содержание;

− организационную составляющую;

− определенную продолжительность.

Задачи урока физической культуры в начальной части

Начальная часть урока физической культуры проводится в интервале от 10 до 15 минут.

Цель этой части — организовать класс для проведения занятия, предоставить основную информацию об уроке, проконтролировать здоровье обучающихся, их самочувствие и подготовку к уроку, создать соответствующую атмосферу и настроение для занятий физическими упражнениями и подготовить комплексные психофизические задания и упражнения на разминку к уроку.

Проверка состояния здоровья учеников, самочувствия и подготовка к занятиям являются в широком смысле оздоровительными функциями уроков физической культуры. Это очень важный педагогический шаг учителя, поскольку он имеет прямое или косвенное отношение к здоровью обучающихся и их безопасности на уроках. Поэтому правильный контроль за здоровьем и самочувствием детей на уроках физкультуры осуществляется через проверку медицинских справок, беседу с родителями ребенка о его здоровье, проверку освобождения ребенка от уроков физкультуры по тем или иным причинам, самостоятельное освобождение ученика преподавателем от урока в случае визуальной констатации его недомогания, освобождение ученика по его просьбе от занятия в связи с плохим самочувствием, освобождения ученика от части заданий, которые были бы опасны для его здоровья или жизни (после предварительной консультации с врачом, родителем), предотвращение ситуации, в которой ученики занимаются в неподходящей обуви или одежде, с кольцами, браслетами, большими серьгами и т. д.

Несомненно, очень важной задачей на вводной части занятия является также мотивация к активному и сознательному участию в занятиях. Некоторые из учебных содержаний программы физического воспитания, например гимнастика или легкая атлетика, вызывают нежелание и отсутствие мотивации к какому-либо участию у учеников, что в свою очередь может привести к трудностям с обучением и преподаванием. Долг каждого педагога — это правильная мотивация к сознательному и активному участию в текущей деятельности. Это может быть достигнуто путем выбора привлекательных форм, методов и средств обучения, использование интересных приемов и инструментов, мотивационный способ поощрения, контроля и оценки студентов, чередование выполнения сложных и менее интересных упражнений с интересными и более легкими упражнениями, выделение даже самых маленьких достижений и успехов учеников в ходе урока, представление определенных соотношений между практическими действиями и теорией физического воспитания, присвоение учащимся дополнительных ролей и функций и т. д.

Основной задачей разминки является плавная и постепенная подготовка организма, его отдельных систем, органов и органов к нагрузке. Форма и содержание разминки, ее объем, интенсивность, и продолжительность зависят от: возраста, пола, телосложения, индивидуальных предпочтений, а также температуры окружающей среды, погодных условий, материальных условий и т. д. Поэтому трудно говорить о рецепте универсальной модели разминки. Однако важны ее основные принципы, на основе которых можно реализовать конкретный учебный урок. Время разминки обычно занимает 10–15 мин и зависит в основном от характера упражнений, которые будут выполняться в основной части. Следует помнить, что хорошо проведенная разминка защищает учеников от травм.

Задачи урока физической культуры в основной части

Основная часть урока физической культурой — это выполнение основных и дополнительных заданий, которые являются обязательными в школьной программе физического воспитания. В настоящее время в учебной программе физического воспитания содержаться задания, которые формируют физическое и двигательное развитие, отрабатывают правильную осанку, развивают творческие способности, подготавливают к осознанному отношению к своему здоровью и физической подготовке. Другими важными задачами, которые составляют основную часть занятий, являются контроль и оценка целей учебно-воспитательного процесса, самоконтроль и самооценка физической подготовленности и двигательных навыков, формирование личности занимающих, а также целенаправленная передача основных знаний, связанных с физической культурой.

Основная часть урока составляет от 20 до 25 минут. Главными задачами основной части урока являются:

− обучение и совершенствование двигательных навыков учеников;

− выполнение заданий, упражнений и творческих задач;

− диагностика и оценка физического и двигательного развития, а также знаний учащихся;

− самоконтроль, самоуважение и взаимоуважение;

− тренировка правильной осанки (корректирующие упражнения);

− развитие хороших привычек гигиены и отношения к здоровью;

− ознакомление детей с принципами добросовестного сотрудничества, независимости и оценки;

− обучение принципам честной игры;

− подготовка к соревнованиям и олимпиадам;

− организация классных или межклассовых соревнований и спортивных мероприятий;

− участие в экологически значимых мероприятиях, связанных со спортом или отдыхом;

− продвигать значимость физической активности, спорта и отдыха в школьной среде, например, путем подготовки информационных бюллетеней и статей;

− развитие физических навыков;

− контроль состояния здоровья или осанки учащихся.

Следует подчеркнуть, что основная часть урока из-за упражнений с большой физической и умственной нагрузкой считается самой сложной. Существует большое разнообразие в организации основной части урока. Ход основной части урока во многом будет зависеть от вида физической нагрузки.

Задачи урока физической культуры в заключительной части

Заключительная часть урока занимает от 3 до 5 минут. Его основная задача — привести ученика в относительное спокойствие. В этой части должны применяться такие упражнения, которые оказывают положительное влияние на организм занимающегося. Обязательно следует провести заминку. Это могут быть также упражнения расслабляющего, седативного и успокаивающего характера. Задача заключительной части урока состоит в том, чтобы подвести итоги урока, очистить спортзал и побудить к внеклассной и самостоятельной физической активности.

Основные педагогические мероприятия в заключительной части урока включают в себя обсуждение вопросов достижения целей и задач урока; предоставление комментариев о поведение учеников; выставление оценок; предоставление советов о методах, формах и средствах работы над двигательными навыками и физической подготовки, имеющих специфические трудности и проблемы в освоении основных программ; похвалу индивидуальных успехов учащихся, особенно тех, кто имеет низкий уровень физической подготовки и физической активности; контроль теоретических знаний, пройденных в ходе урока и оценка урока.

Резюме

Представленные задачи начальной, основной и заключительной частей уроков физической культурой были представлены таким образом, чтобы обеспечить надлежащую реализацию всех целей учебно-воспитательного процесса. Каждому педагогу необходимо помнить, что уроки по физической культуре являются наглядным примером правильного процесса физического воспитания, а также способствует личностному, умственному и физическому развитию детей и молодежи.

Качество и эффективность физического воспитания в школе также определяется уровнем содержания, методики и организации уроков физической культуры. Каждый педагог по физической культуре должен об этом помнить.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, физическое воспитание, основная часть урока, задача урока, заключительная часть, задача, заключительная часть урока, основная часть, учебный урок, физическая подготовка.


Похожие статьи

Дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста

На протяжении любых периодов исторического развития игровая деятельность всегда выступала основополагающей для детей дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что именно в ходе игровой деятельности дети оптимально воспринимают окружающий мир и обуча...

Формирование физической культуры личности будущего педагога

На современном этапе социального развития общества уровень физической культуры личности во многом определяет степень адаптации индивида в окружающем мире. Сегодня успешным может быть физически и духовно здоровый человек, уверенные в себе, способный к...

Влияние музыкальной среды на развитие импровизации у детей дошкольного возраста

В статье представлена характеристика развивающей среды, раскрыты и обоснованы основные компоненты создания музыкальной среды для развития импровизации у детей дошкольного возраста. Проанализировано содержание понятия «импровизация» и доказана необход...

Нетрадиционные техники изобразительного творчества как путь развития творческих способностей обучающихся 10–12 лет в условиях дополнительного образования

Творчество в современной системе образования играет колоссальную роль в развития и совершенствовании личности. Обучающегося окружает мир вещей, несущий на себе отпечаток развития цивилизации, как совокупность материальных ценностей и представлений со...

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

В центре внимания статьи находится один из ключевых векторов обучения в Российской Федерации — формирование функциональной грамотности. Для учебы и жизни в обществе важно своевременное и полноценное развитие данной компетенции, начиная со начальной ш...

Роль цифровых технологий в формировании профессиональных интересов младших школьников

Автор статьи делает вывод о том, что работа по расширению представлений детей о профессиях на основе применения цифровых технологий обучения должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста. Также д...

Занятия физической культурой как способ быть здоровым, умным и в хорошей физической форме

Уроки физкультуры позволяют не только развивать ученика физически, они способствуют формированию качеств личности обучающегося, развивают нормы социально одобряемого поведения. Ассоциации учеников к предмету «физическая культура» часто связаны с внеш...

Портретный жанр как средство эстетического воспитания дошкольника

В своей статье автор раскрывает педагогические условия для педагогов, которые позволяют знакомить детей дошкольного возраста с одним из жанров изобразительного искусства — портретом. Благодаря целенаправленной педагогической работе педагога-дошкольни...

Формирование исторического мышления учащихся на уроках истории в школах Вьетнама

Способность к историческому мышлению является одной из способностей, которыми занимается историческое образование. Во Вьетнаме в общеобразовательной программе 2018 года способность к историческому мышлению была четко упомянута в программе по истории....

Система физической подготовки и воспитания воинов Древней Руси

Физическая подготовка есть определенная социальная деятельность, на сегодняшний день, которая направлена на укрепление и сохранность здоровья людей, в процессе активного двигательного цикла жизнедеятельности. Данная система направлена на развитие мно...

Похожие статьи

Дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста

На протяжении любых периодов исторического развития игровая деятельность всегда выступала основополагающей для детей дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что именно в ходе игровой деятельности дети оптимально воспринимают окружающий мир и обуча...

Формирование физической культуры личности будущего педагога

На современном этапе социального развития общества уровень физической культуры личности во многом определяет степень адаптации индивида в окружающем мире. Сегодня успешным может быть физически и духовно здоровый человек, уверенные в себе, способный к...

Влияние музыкальной среды на развитие импровизации у детей дошкольного возраста

В статье представлена характеристика развивающей среды, раскрыты и обоснованы основные компоненты создания музыкальной среды для развития импровизации у детей дошкольного возраста. Проанализировано содержание понятия «импровизация» и доказана необход...

Нетрадиционные техники изобразительного творчества как путь развития творческих способностей обучающихся 10–12 лет в условиях дополнительного образования

Творчество в современной системе образования играет колоссальную роль в развития и совершенствовании личности. Обучающегося окружает мир вещей, несущий на себе отпечаток развития цивилизации, как совокупность материальных ценностей и представлений со...

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

В центре внимания статьи находится один из ключевых векторов обучения в Российской Федерации — формирование функциональной грамотности. Для учебы и жизни в обществе важно своевременное и полноценное развитие данной компетенции, начиная со начальной ш...

Роль цифровых технологий в формировании профессиональных интересов младших школьников

Автор статьи делает вывод о том, что работа по расширению представлений детей о профессиях на основе применения цифровых технологий обучения должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста. Также д...

Занятия физической культурой как способ быть здоровым, умным и в хорошей физической форме

Уроки физкультуры позволяют не только развивать ученика физически, они способствуют формированию качеств личности обучающегося, развивают нормы социально одобряемого поведения. Ассоциации учеников к предмету «физическая культура» часто связаны с внеш...

Портретный жанр как средство эстетического воспитания дошкольника

В своей статье автор раскрывает педагогические условия для педагогов, которые позволяют знакомить детей дошкольного возраста с одним из жанров изобразительного искусства — портретом. Благодаря целенаправленной педагогической работе педагога-дошкольни...

Формирование исторического мышления учащихся на уроках истории в школах Вьетнама

Способность к историческому мышлению является одной из способностей, которыми занимается историческое образование. Во Вьетнаме в общеобразовательной программе 2018 года способность к историческому мышлению была четко упомянута в программе по истории....

Система физической подготовки и воспитания воинов Древней Руси

Физическая подготовка есть определенная социальная деятельность, на сегодняшний день, которая направлена на укрепление и сохранность здоровья людей, в процессе активного двигательного цикла жизнедеятельности. Данная система направлена на развитие мно...

Задать вопрос