В последнее время объекты железнодорожной инфраструктуры действуют в условиях роста террористических угроз, недостаточности нормативной правовой базы и ограниченных финансовых средств. Террористические угрозы приобретают технологический аспект, когда террористы активней применяют самые современные технические устройства. Это в свою очередь повышает актуальность использования досмотровых мероприятий. В статье рассматриваются актуальная тема обеспечения антитеррористической защищенности объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и проблемы практической эффективности, реализуемых мер по досмотру.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, террористические акты, угрозы, безопасность, инфраструктура.
Общественная безопасность на железнодорожном транспорте включает не только его безаварийную эксплуатацию, но огромный комплекс мер защиты от угроз различного характера. Террористические акты во всех их видах и проявлениях являются одной из угроз общественной безопасности и их предупреждение выступает одной из самых актуальных проблем на объектах железнодорожной инфраструктуры.
При этом, меры по предупреждению террористических актов, которые принимаются в последнее время, не всегда достаточно способствуют обеспечению общественной безопасности на железнодорожном транспорте. Это определяет актуальность темы исследования в данном вопросе и публикацию принятых результатов.
Железнодорожный транспорт всегда был объектом повышенного внимания лиц, совершающих такие преступления, как незаконная перевозка оружия, наркотиков, взрывчатых веществ, и является одной из излюбленной целью террористов, которые желают своими действиями вызвать глобальный общественный резонанс.
Объекты железнодорожной инфраструктуры представляют собой место стабильного и постоянного скопления огромного количества людей на относительно небольшой территории и в замкнутых помещениях, вокзалах, тоннелях. Террористы зачастую используют смертников, подрывающих на себе взрывные устройства, и делают это, как правило, именно в закрытых помещениях железнодорожных вокзалов, мостов, вагонов и т. п.
По этому аспекту А. Б. Свистильников разъясняет, что «образовавшаяся в процессе взрыва взрывная волна, отражаясь от стен и иных преград замкнутого пространства, создает значительное избыточное давление, которое в 5–6 раз больше давления, возникающего при взрыве на открытой местности» [1, с. 6–10].
Тем самым единичным терактом террористы могут воздействовать сразу на большое количество людей и вызывать колоссальные жертвы. Также теракты в отношении объектов железнодорожного транспорта проявляются в виде подрывов железнодорожных путей и подвижного составов; в заведомо ложных сообщениях об актах терроризма. Таким терактам, как правило, предшествует тщательная подготовка и, как свидетельствуют события последних лет, используются новые технические способы их совершения, которым присуща такая качественная характеристика, как технологичность, В литературе их упоминают в качестве актов технологического терроризма [2, с. 38].
Серьезной проблемой выступает «телефонный» терроризм — ложное сообщение об акте терроризма, который парализует работу всего объекта, так как влечет эвакуацию пассажиров и работников вокзалов, станций, привлечение огромных сил и средств правоохранительных органов, осуществление сложных организационно-технических мероприятий по предупреждению и ликвидации вероятных последствий террористического акта. Это наносит перевозчикам колоссальный материальный ущерб в виде неполученной прибыли, которая почти никогда не возмещается им даже при раскрытом преступлении.
Объекты железнодорожной инфраструктуры по уровню возможных террористических угроз относятся к числу наиболее критических объектов и остаются слабо защищенными от таких угроз. Это определено и технологическими особенностями самого железнодорожного транспорта и самой спецификой железнодорожных перевозок.
Но все же за последние годы наблюдается определенный прогресс в развитии безопасности на железнодорожном транспорте «благодаря совершенствованию нормативной правовой базы, появлению профессионального обучения и аттестации лиц, его обеспечивающих, оснащению инженерно-техническими средствами объектов транспортной инфраструктуры» [5, с. 62].
Принятые меры по антитеррористической защищенности позволили предупредить попытки актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.
Также следует выделить некоторые проблемы обеспечения антитеррористической безопасности на железнодорожном транспорте. Так, стоит отметить недостаточную эффективность осуществления пропускного режима и проведения мероприятий по досмотру на вокзалах.
Почти все вокзалы и станции в последнее время уже оборудованы досмотровыми зонами, оснащены металлодетекторами и прочими техническими средствами. Так на крупных вокзалах досмотровое оборудование в себя включает:
– аппаратуру радиационного контроля с функцией видеонаблюдения;
– стационарный многозонный металлообнаружитель;
– портативный обнаружитель паров взрывчатых веществ;
– портативную рентгено-телевизионную установку;
– стационарную сканирующую установку для досмотра багажа конвейерного типа;
– ручной металлоискатель.
Но в крупных городах при насыщенном и большом пассажиропотоке результативность проведения досмотра снижается. Огромное количество пассажиров вызывает большое скопление в местах досмотра и быстрое заполнение зоны досмотра, что вызывает затруднение в выявлении пассажиров для проведения тщательного досмотра, а при наличии подозрений и дополнительного осмотра.
Следует отметить, что законодательством утверждены Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности [3] (далее — Правила №. 227).
Но стоит признать, что довольно часто такие мероприятия по досмотру имеют имитационный характер, и любой человек при всем желании может беспрепятственно пройти даже на крупнейшие железнодорожные станции со стороны входных и выходных путей, минуя процедуру досмотра, полицейских и охранников.
Также в литературе ученые признают, что Правила № 227 по своему содержанию являются запутанными и малосодержательными, а по объему очень громоздкие, и значительная часть предписаний, содержащихся в Правилах № 227, основывается на использовании понятий и терминов, лишенных какой-либо правовой основы [4]. Все это затрудняет их точное применение на практике.
Кроме того, ПАО «РЖД» как субъектом транспортной инфраструктуры до сих пор не в полной мере исполняются требования Правил № 227, что подтверждается судебной практикой по привлечению ПАО «РЖД» к административной ответственности по статье 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Нарушение установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил» (Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23.09.2019 по делу № А73–13644/2019, Апелляционное определение Свердловского областного суда от 06.03.2019 по делу № 33а-2475/2019).
Стоит отметить, что процедуры досмотра, дополнительного досмотра, или повторного досмотра возлагаются на субъекты транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиков и осуществляются работниками их подразделений транспортной безопасности, которые должны быть аттестованы соответствующим образом.
Но по факту нарушений Правил № 227, которые выявляются Ространснадзором в ходе контрольных (надзорных) проверок привлекаются субъекты транспортной инфраструктуры как юридические лица. Так, в 2019 году должностными лицами Ространснадзора было привлечено к административной ответственности по статье 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 2 147 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (по информации сайта https://rostransnadzor.gov.ru).
При этом применить административную ответственность непосредственно к работникам подразделений транспортной безопасности в том случае, когда такое невыполнение напрямую связано с их халатностью или неисполнением должностных обязанностей, невыполнимо, так как в силу требований статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях они не отнесены к должностным лицам.
Поэтому считаем, что в статью 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует внести изменение и дополнить в ней перечень должностных лиц указанием на работника подразделений транспортной безопасности, аттестованного в соответствии с законодательством Российской Федерации на соответствие требованиям к работникам сил обеспечения транспортной безопасности, осуществляющим досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр.
Стоит также отметить, что наибольшая результативность проведения досмотров может быть достигнута за счет профессиональных знаний работников полиции, практикующих и обученных в сфере противодействия обнаружению предметов, запрещенных или ограниченных к обороту, а также умений и навыков по их обнаружению.
Роль полиции в обеспечении общественной безопасности является все-таки ведущей, и повышение уровня доверия населения к полиции является одной из приоритетных задач органов внутренних дел.
Тем самым вопрос о возможности прямого участия сотрудников полиции в проведении процедур досмотров на железнодорожном транспорте на входном контроле требует особой разработки.
Как вариант, в целях обеспечения антитеррористической безопасности считаем целесообразным в Правилах № 227 добавить сотрудников полиции как участников досмотра совместно с работниками подразделений транспортной безопасности.
Считаем, что это будет способствовать минимизации последствий в случае угрозы совершения террористического акта на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах железнодорожного подвижного состава.
Любая нормативно-правовая разработка правил совместных действий работников полиции и железнодорожного транспорта по выявлению и нейтрализации террористических угроз является основным путем решения проблем антитеррористической защищенности российского железнодорожного комплекса.
Тем самым, в связи с развитием технологического терроризма, когда в террористических акциях используются новейшие достижения науки и техники, которые имеют потенциально высокий уровень поражающего фактора, особенную актуальность имеют организационные и правовые аспекты обеспечения антитеррористической защищенности.
Литература:
- Свистильников, А. Б. Некоторые вопросы проведения осмотра места взрыва при совершении террористических актов на транспорте / А. Б. Свистильников // Проблемы правоохранительной деятельности и образования: сборник научных трудов докторантов, адъюнктов, аспирантов. Белгород: БелЮИ МВД России им. И. Д. Путилина, 2016. С. 6–10.
- Пестов, Н.Н., Соловьев А. А. Угрозы безопасности объектов железнодорожного, воздушного и водного транспорта. Основные направления деятельности по обеспечению транспортной безопасности органов внутренних дел на транспорте МВД России / Н. Н. Пестов, А. А. Соловьев // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 2 (34). С.34–38.
- Приказ Минтранса России от 23.07.2015 № 227 «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности» (ред. от 07.09.2020) (Зарегистрировано в Минюсте России 24.03.2016 № 41529). Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, (дата размещения 28.03.2016).
- Дмитриев, С. Н. Дополнительный и повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности / С. Н. Дмитриев // Транспортное право. 2016. № 4. С. 3–8.
- Тушко, И. С. Транспортная безопасность на железнодорожном транспорте: проблематика и пути решения / И. С. Тушко // Проблемы правоохранительной деятельности. 2019. № 4. С.62–67.