Ключевые слова: кураторство, воспитательная деятельность, СПО
Актуальность и значимость воспитательной работы в среднем профессиональном образовании в условиях интеграции в общемировое образовательное пространство не только не уменьшается, а значительно увеличивается.
Сегодня под воспитательной работой понимают чаще всего внеучебную работу, то есть мероприятия, направленные на организацию досуга студентов. Преподаватели сняли с себя ответственность за воспитание студентов, что называется, самоустранились. В то же время закон РФ «Об образовании» устанавливает, что воспитание, наряду с обучением, является одним из компонентов образования, суть которого заключается в развитии личности обучающегося. Следовательно, воспитательная деятельность должна присутствовать не только во внеучебной работе, но и, прежде всего, в учебном процессе. В то же время личность студента можно рассматривать как еще нуждающуюся в управлении со стороны педагогов, поскольку, у многих студентов психологический возраст намного отстает от физиологического. У многих еще требуют развития социальная и гражданская позиция, коммуникация, творческие способности, самовыражение. Студент продолжает развиваться как субъект учебной деятельности, и его роль как активного участника собственного образования еще не до конца осознана.
Неслучайно роль преподавателя, преподавателя-куратора студенческой группы в процессе обучения и воспитания молодежи в настоящее время важна и значительна, как никогда. Выступая в роли наставника молодежи, куратор призван помогать студентам адаптироваться в вузе, знакомить ребят с традициями университета в учебной, научной, спортивной и общественной деятельности.
Значение слова Куратор по Ефремовой:
Куратор — 1. Лицо, которому поручено наблюдение за кем-л., чем-л.2. устар. Попечитель.
Куратор в Энциклопедическом словаре:
Куратор — (от лат. curator — попечитель) -..1) лицо, которому поручено наблюдение за ходом какой-либо работы.
2) В некоторых учебных заведениях -преподаватель, воспитатель, наблюдающий за обучением школьников (студентов).
Значение слова Куратор по словарю Ушакова:
КУРАТОР, куратора, м. (латин. curator -попечитель). 1. Опекун, попечитель (устар.). 2. Студент в клинике, наблюдающий за больным (мед.).
Значение слова Куратор по словарю Даля:
Куратор м. опекун, попечитель; член конкурса над несостоятельным должником. Кураторовь, ему прнадлеж щ. Кураторский, к куратору относящ. Кураторство ср. должность, звание это; опекунство, попечительство.
Кураторство сегодня — это не только выполнение социальной роли педагога и наставника, но и социализация студентов, помощь в адаптации к студенческой аудитории, друг к другу. От того, насколько куратор сам по себе личность, насколько серьезно он относится к своей дополнительной нагрузке, зависит очень многое. Работа куратора сегодня должна быть направлена на решение приоритетной задачи воспитания в СПО — создание оптимальных условий для саморазвития личности студента.
Основными направлениями работы куратора являются:
− изучение и анализ данных о студентах, определение уровня их воспитания, способностей и личных особенностей;
− постановка учебно-воспитательной цели и задач по ее реализации;
− совместное коллективное обсуждение программы жизни студенческого коллектива, составление планов культурно-массовой и воспитательной работы в группе;
− выявление трудностей адаптационного периода, помощь в решении учебных, организационных, социально-бытовых и иных вопросов;
− формирование актива студенческой группы и помощь активу в организационной работе;
− сплочение учебной группы, создание в ней атмосферы доброжелательности, взаимной поддержки, взаимопомощи и сотрудничества, творческого отношения к учебе;
− вовлечение студентов во внеучебную деятельность группы, учебного заведения;
− установление контактов с родителями и привлечение их по возможности к воспитательной деятельности в группе
Периодическое независимое анкетирование студентов курируемых групп с последующим анализом «Эффективность работы куратора академической группы». В процессе анкетирования ставится задача выяснить уровень и качество взаимоотношений куратора со студентами, отношение студентов к проводимой куратором работе в академической группе и налаживанию неформальных взаимоотношений с отдельными студентами, степень вовлечения куратором студентов во внеучебную деятельность,
Очень важно обеспечить включенность каждого студента в деятельность, что достигается с помощью создания соответствующей обстановки. Во-первых, целесообразно изменить традиционно сложившуюся организацию пространства учебного взаимодействия, организовать так общение, чтобы каждый имел возможность высказаться, принять участие в групповой работе. Во-вторых, куратору необходимо демонстрировать и проявлять крайнее внимание к высказыванию каждого студента, стимулировать самостоятельность и независимость суждений, принимать любое иное мнение, не давая односторонних оценок. Особенность кураторской деятельности заключается в том, что куратор одновременно является и субъектом деятельности, и ее объектом. Это позволяет ему ставить перед собой личные цели саморазвития и достигать их в процессе деятельности. Эти цели связаны с формированием педагогических и управленческих способностей.
Стиль педагогического общения — индивидуальный с приоритетом демократического. Но необходимо владеть всеми стилями педагогического общения, гибко меняя их в зависимости от ситуации. Главное правило куратора “не навреди”.
Литература:
- Л. В. Кудашева «Роль куратора в формировании студенческого коллектива» // СПО (приложение), 2012. № 1. С.152–155.
- Е. П. Милойчикова «Об аспектах работы куратора учебного заведения среднего профессионального образования» // СПО (приложение), 2012. № 3. С.83–86.
- Н. И. Чуева «Проблема становления субъективности первокурсника в процессе социально — профессиональной адаптации» // СПО (приложение), 2012. № 2.- С.118–126.
- Н. И. Петрова «Уровень самоактуализации студентов и их социально-психологическая адаптация» // Психологический журнал. 2003. № 3. — С.116–120.
- Е.Соловцова «Адаптация при обучении профессии» // Народное образование. 2004. № 9.- С.202–207.
- И. А. Зимняя «Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
- Т. П. Царапина, Т. А. Ульрих, И. В. Никулина «Эффективная организация кураторской деятельности», Изд-во Пермского гос. тех. ун-та, 2010.-147с.
- С. И. Рябцева Авторская концепция воспитательной работы куратора техникума [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 178–180.