Ключевые слова: репродуктивная система, женщина, аборт, отношение, репродуктивная функция, перинатальная психология.
Проблема абортов в современных социально-демографических условиях в России занимает особое место. Незапланированная беременность оказывает влияние не только на ухудшение демографической ситуации в стране, но, в первую очередь, подвергает опасности жизнь и здоровье женщин. Проблема прерывания беременности всегда будет носить этический характер и оставаться неоднозначной.
Кроме того, как показал анализ литературы, исследования отношения к аборту у женщин с заболеваниями репродуктивной системы крайне малочисленны. Соответственно, актуальность нашего исследования заключается в необходимости дополнения теоретических построений, а также получении новых научных фактов об особенностях отношения женщин с заболеваниями репродуктивной системы к аборту, которые помогут расширить научные данные в области перинатальной психологии и психологии родительства.
Целью нашего исследования является изучение специфики отношения к аборту у женщин с заболеваниями репродуктивной системы.
Объектом исследования выступает отношение к аборту, предметом — отношение к аборту у женщин с заболеваниями репродуктивной системы.
Гипотеза: существуют различия в отношении к аборту здоровых женщин и женщин с заболеваниями репродуктивной системы.
Теоретическое исследование отношения к аборту у женщин с заболеваниями репродуктивной системы
Отношение как категория психологической науки
Отношение является значимой категорией для развития психологии. Согласно В. Н. Мясищеву, отношения — форма отражения человеком окружающей действительности и его связи с миром и собой [1]. Категория отношений является важнейшим звеном в организации личности. Так, например, А. Ф. Лазурский определял отношения как системообразующий фактор структуры личности [2]. Личность подразделяется на эндопсихику — совокупность всех взаимосвязанных психических элементов и функций — и экзопсихику — отношение личности к внешним объектам.
Аборт как психологический феномен
В перинатальной психологии (В. В. Абрамченко, О. Н. Безрукова, В. И. Брутман, Т. Верни, И. В. Добряков, А. А. Северный и др.) искусственное прерывание беременности рассматривают как отказ матери от нежеланного ребенка и уделяют особое внимание психокоррекционной работе с последствиями аборта, а также психологическому сопровождению сохраненной нежеланной беременности (А. И. Захаров, J. S. Barber, W. G. Axinn, A. Thornton, A. Myhrman, P. Rantakallio и др.) [5; 4; 3].
С точки зрения экзистенциональной психологии сам вопрос об аборте или рождении ребенка является экзистенциональным выбором между жизнью и смертью, возможностью самоактуализироваться в новых ролях либо отказом от новых ролей.
Психологические особенности женщин с заболеваниями репродуктивной системы
В современной психологии реализация репродуктивной функции женщины рассматривается как образование доминанты материнства, при актуализации которой осуществляется системный процесс, обеспечивающий необходимое функционирование всех физиологических и психических функций для выполнения этой задачи 6.
Нарушения репродуктивной функции имеют системный характер и связаны с искажением работы соответствующих доминант, в строении которых включен психический компонент, проявляющийся в форме психологической неготовности к выполнению репродуктивной функции [7].
В перинатальной психологии принято выделять две группы женщин (А и Б), имеющих разные особенности репродуктивного статуса.
В группу А входят женщины, имеющие нарушение репродуктивной функции до беременности в основном гормонального происхождения, бесплодие или трудности зачатия, угрозу прерывания беременности и невынашивания, нарушение внутриутробного развития ребенка с минимальным риском для здоровья женщины.
В группу Б входят женщины, имеющие гинекологические заболевания соматического характера и негинекологические соматические проблемы, влияющие на успешность репродуктивной функции и одновременно угрожающие здоровью женщины [8].
Анализ психологических особенностей личности женщин обеих групп позволил М. Г. Рябовой прийти к выводу о том, что женщины обеих групп имеют, во-первых, выраженный внутренний конфликт в материнской сфере, во-вторых, нарушения психологической адаптации и инфантильный способ разрешения конфликтной ситуации по типу соматизации, в-третьих, различия по форме конфликта в материнской сфере, адаптационным механизмам и формам соматизации конфликтной ситуации 6.
По данным Т. М. Харламовой и А. В. Куриловой, бесплодным женщинам в большей степени, чем женщинам, имеющим детей, присущи проявления тревоги, астении, обсессивно-фобических нарушений и потребности в детях.
Анализ результатов исследования позволил О. С. Карымовой сделать вывод о том, что женщины, имеющие в анамнезе диагноз бесплодие, в большинстве своем нетерпимы к критике, властны, независимы, напористы, обособлены в коллективе, с подозрением относятся к окружающим. В тоже время для них важно мнение окружающих и временами они зависимы от этих мнений 9.
По данным различных исследований, женщины, страдающие различными заболеваниями репродуктивной системой, имеют следующие особенности, по сравнению со здоровыми женщинами репродуктивного возраста: проблемы с социальной адаптацией; неадекватные (инфантильные, дезадаптивные) реакции на стрессовые ситуации; сложные отношения с окружающими, особенно с близкими людьми.
Психологическая характеристика отношения к аборту у женщин
Под отношением к аборту мы понимаем субъективное восприятие женщиной аборта (искусственного прерывания беременности), основанное на связи индивидуального профиля ее ценностных ориентаций и того смысла, которым она наделяет аборт.
Р. Джонсон отмечал, что некоторые женщины, удостоверившись, что беременны, сразу же воспринимают пренейта как своего ребенка, имеющего определенную внешность и даже определенный пол, тогда как для других пренейт представляется частью их тела, от которой можно избавиться, как, например, от аппендикса. Такая разница в принятии беременности, характер изменений, происходящих с женщиной во время гестации, зависят от большого количества разнообразных факторов [10]. При этом чем выше социальный и интеллектуальный уровень женщины, чем более она независима и профессионально успешна, тем больше вопросов о смысле деторождения она поставит перед собой и тем труднее ей будет решиться стать матерью [5].
Значимый фактор — характер сформированности у беременной женщины гестационной доминанты. Понятие было предложено И. А. Аршавским, на основе учения А. А. Ухтомского о доминанте. Оно наиболее удачно отражает особенности протекания физиологических и нервно-психических процессов в организме беременной женщины. Гестационная доминанта обеспечивает направленность всех реакций организма на создание оптимальных условий для развития эмбриона, а затем плода. Это происходит путем формирования, под влиянием факторов внешней и внутренней среды, стойкого очага возбуждения в центральной нервной системе, обладающего повышенной чувствительностью к раздражителям, имеющим отношение к беременности и способным оказывать тормозящее влияние на другие нервные центры [11].
Выводы
Таким образом, по результатам теоретического анализа литературы по проблеме исследования мы пришли к следующим выводам.
Психологическая природа аборта заключается в отказе женщины от выполнения роли матери на основе понимания ею реальной жизненной ситуации, в которой она находится, и принятии решения в ситуации репродуктивного выбора.
На отношение женщины к беременности оказывают влияние следующие факторы: аффект, когда женщина осознает, что она беременна, гестационная доминанта, а также различного рода неблагоприятные биологические, социальные и психосоциальные факторы. Мотивы женщины к прерыванию беременности в большой степени зависят от ценностных ее ориентаций. Женщина, отвергающая материнство, больше заботится о себе, выстраивает отношения с близкими людьми в своем окружении, стремится к свободе и гедонизму. В то же время решение о прерывании беременности может указывать на неразвитость материнской сферы женщины, ее личностную незрелость и неготовность к материнству.
Проведение аборта вызывает не только медицинские, но и психологические последствия, в частности, постабортный синдром, что делает актуальным вопрос о более глубоком изучении отношения женщины к аборту.
Литература:
- Мясищев В. Н. Психология отношений: Избр. психолог. труды / В. Н. Мясищев. — Москва: Изд-во НПО «Модэк», 1998. — 362 с.
- Лазурский А. Ф. Избранные труды по психологии / А. Ф. Лазурский. — Москва: Наука, 1997. — 445 с.
- Филиппова Г. Г. Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода / Г. Г. Филиппова; сост. А. Н. Васина. — Москва: Изд-во УРАО, 2005. — 328 с.
- Добряков И. В. Перинатальная психология / И. В. Добряков. — Санкт-Петербург: Питер, 2011. — 272 с.
- Абрамченко В. В. Стресс и беременность / В. В. Абрамченко, Г. Б. Мальгина, Н. П. Коваленко, Б. А. Убайдатова // Перинатальная психология и медицина. Тез.докл. II межд. конф. (3–5 октября 2003 г.) — Санкт-Петербург: СПб ун-т, 2003. — С. 12–16.
- Рябова М. Г. Индивидуально-психологические особенности женщин с различными типами нарушения репродуктивной функции / М. Г. Рябова // Вестник ТГУ. — 2013. — № 9 (125). — С. 24–28.
- Филиппова Г. Г. Психология репродуктивной сферы человека: методология, теория, практика / Г. Г. Филиппова // Медицинская психология в России. — 2011. — № 6. — С. 9–14.
- Филиппова Г. Г. Нарушение репродуктивной функции и ее связь с нарушениями в формировании материнской сферы / Г. Г. Филиппова // Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы. — 2010. — № 1. — С. 101–119.
- Карымова О. С. Социально-психологические особенности репродуктивной установки бесплодных мужчин и женщин: дисс. … канд. психол. наук. — Санкт-Петербург, 2010. — 28 с.
- Пултавская В. Влияние прерывания беременности на психику женщины / В. Пултавская. — Москва, 2002. — 44 с.
- Аршавский И. А. Физиология кровообращения во внутриутробном периоде / И. А. Аршавский. — Москва: Медгиз, 1960. — 336 с.