В данной работе предпринята попытка анализа современного положения социально ориентированных некоммерческих организаций, указаны причины развития данного социального института, раскрыта его важность для граждан Российской Федерации. Предложена возможность закрепления преимущественного права на приобретение арендуемого социально ориентированными некоммерческими организациями недвижимого имущества при его возмездном отчуждении из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности по цене, равной рыночной стоимости.
Ключевые слова: социально ориентированная некоммерческая организация, социальное государство, поддержка .
26 декабря 1991 года Советом Республик Верховного Совета СССР была принята декларация, согласно которой Союз ССР прекратил своё существование как социалистическое федеративное государство. С принятием Конституции Российская Федерация определила себя как «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» [1, с. 4398]. В статье 7 закреплено, что «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Безусловно, декларирование лишь определяет путь, но непосредственно формирование сильного государства зависит как от самой власти, так и от общества в целом.
Социализм в Советском Союзе основывался на контроле государства над всеми сферами жизни общества, будь то производственная, хозяйственная, финансовая деятельность государственных органов, корпоративных и иных общественных организаций, которые подвергались жёсткому нормативному регламентированию, строгой подотчётности. Государственный контроль был направлен на укрепление социалистического правопорядка. Падение подобного режима не могло не привести к острым социальным и экономическим проблемам, таким как гиперинфляция, массовая безработица, обнищание населения, а многие государственные системы потеряли возможность выполнять свои основные функции, вследствие, социальная незащищённость многих слоёв населения стала массовым явлением. Однако вплоть до конца 90-х годов не наблюдалось планомерных шагов по развитию в рамках рыночной экономики эффективной системы социальной защиты.
С наступлением нового тысячелетия создание основ социального государства стало одной из главных целей Российской Федерации [2, с. 104]. Само по себе социальное государство ставит перед собой задачи гарантирования каждому гражданину достойного уровня жизни и доступа к обширному набору социальных благ: качественная медицинская помощь, всеобщее образование, обеспечение занятости населения, возможность получения личного жилья, достойные пенсии и так далее. Решение данных задач, по нашему мнению, возможно при целенаправленном подходе к осуществлению социальной политики.
Важным институтом для реализации настоящего подхода является деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций. Впервые термин «социально ориентированной некоммерческой организации» в российском законодательстве был введён Федеральным законом № 40-ФЗ от 05.04.2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций», к подобным субъектам были отнесены некоммерческие организации, осуществляющие свою деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также иные виды деятельности, перечисленные в пункте 1 статьи 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» [4, с. 145]. Перечень таких видов деятельности ограничен, к ним относятся, в том числе социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан, благотворительная деятельность, профилактика социально опасных форм поведения граждан, деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья, пропаганды здорового образа жизни, мероприятия по медицинской и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции и другие. Представленная выше статья также устанавливает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать поддержку СО НКО в определённых формах: оказание имущественной, финансовой, информационной поддержки, предоставление льгот по уплате налогов и сборов как самим организациям, так и юридическим лицам, оказывающим им материальную поддержку, а также принятие особого порядка осуществления закупок товаров, работ и услуг у данных организаций, во многом ограниченность форм поддержки не отражает всей полноты запроса на её достаточность.
Современная система социальной политики в Российской Федерации предусматривает наличие нескольких её субъектов. Главным из них, определённо, выступает государство, устанавливающее административные, финансовые и стратегические основы проводимых мероприятий, однако институты гражданского общества, профсоюзы, общественные организации, политические партии выполняют функции адаптации социальной политики к конкретным потребностям общества, обеспечивают взаимодействие широких слоёв социума и власти в проблемах социального совершенствования, осуществления контрольных функций над эффективностью социальных программ. Эффективное взаимодействие общественных образований, социально ориентированных некоммерческих организаций и органов государственной власти способно обеспечить адресную социальную защиту, высокое качество социального обслуживания с целью максимального учёта интересов и потребностей различных слоёв населения. Важным является пропагандирование деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций среди граждан, учитывая, что многие из них, нуждающиеся в оказании социальной помощи, причисляются к группе населения старшего возраста, которым более доступной является информация предоставляемая государственными средствами массовой информации, а также листовки, размещённые в поликлиниках, на остановках и в салонах общественного транспорта. Также мы считаем целесообразным организовать на базе высших и средних учебных заведений дополнительную подготовку кадров для социально ориентированных некоммерческих организаций, так как объёмный спектр их деятельности предполагает наличие особых навыков и умений.
В настоящее время происходит активное вовлечение социально ориентированных некоммерческих организаций в оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, что предопределяет такие положительные тенденции в данной сфере как: повышение качества и доступности предоставляемых услуг; создание возможности восполнения непредставленных со стороны государственного сектора социальных услуг; развитие «здоровой конкуренции» благодаря одновременному участию государственных органов и некоммерческих организаций в оказании услуг в социальной сфере.
Вместе с тем, социально ориентированные некоммерческие организации поставлены в неравное имущественное положение с другими участниками сферы оказания социальных услуг. В настоящее время имущественная поддержка социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи им во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества. По факту социально ориентированные некоммерческие организации являются арендаторами, зачастую проводят капитальный ремонт помещений, прилегающих территорий, вкладывают значительные средств в арендуемые помещения, а договора аренды не всегда продляются и организации вынуждены вновь обустраивать свою деятельность. Направленность на расширение имущественной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в части предоставления им преимущественного права на приобретение арендуемого ими имущества при его возмездном отчуждении из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности по цене, равной рыночной стоимости, а также установление порядка реализации имущественного права, условия, при соблюдении которых оно реализуется, основания отказа в предоставлении и прекращения преимущественного права приведёт к более устойчивому положению таких организаций, так как при наличии права собственности на недвижимое имущество в котором они обустроили свою деятельность повлечёт их имущественную самостоятельность, что позволит оказывать социальные услуги населению более своевременно и качественно.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) по состоянию на 01.07.2020 // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 31. — с. 4398.
2. Симонова С. С., Олейникова Е. Г. Социальные приоритеты в программах политических партий России // С. С. Симонова, Е. Г. Олейникова — Текст: непосредственный // Философия социальных коммуникаций. — 2012. — № 4 (21). — с. 104.
3. Указ Президента РФ от 08.08.2016 г. № 398 (в ред. от 01.07.2017) «Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг». — // Информационно-правовая система «Законодательство России». — URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 15.11.2020).
4. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 08.06.2020) // Информационно-правовая система «Законодательство России». — URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 15.11.2020).
5. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (в ред. от 13.07.2020) // Информационно-правовая система «Законодательство России». — URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 15.11.2020).