Анализ понятий «дистанционное образование» и «дистанционное обучение». История возникновения и развития дистанционного образования в мире | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 03.12.2020

Статья просмотрена: 8291 раз

Библиографическое описание:

Лю Цзея. Анализ понятий «дистанционное образование» и «дистанционное обучение». История возникновения и развития дистанционного образования в мире / Лю Цзея. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 402-406. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76003/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье проанализированы понятия «дистанционное образование» и «дистанционное обучение». Автором изучена история возникновения и развития дистанционного образования в Западной Европе, Канаде, США, России и Китае.

Ключевые слова: образование, обучение, дистанционное образование, дистанционное обучение.

This article analyzes the concepts of «distance education» and «distance learning». The author has studied the history of the origin and development of distance education in Western Europe, Canada, USA, Russia, and China.

Keywords: education, training, distance education, distance learning.

ВВЕДЕНИЕ

Понятия «дистанционное образование» и «дистанционное обучение» были сформулированы уже достаточно давно, история возникновения и развития уже насчитывает несколько сот лет. Однако, учитывая, что дистанционное образование на данном этапе выходит на новый общемировой уровень применения новых стратегий, освоения новых информационных технологий в системе дистанционного образования, поэтому возникла актуальность в осуществлении анализа данных понятий, необходимость в правильном понимании и использовании их, в глубоком изучении истории возникновения и развития дистанционного образования и обучения во всем мире.

Понятия дистанционного образования и дистанционного обучения

Сначала рассмотрим понятие «образование». Существует много источников, которые дают определение понятию «образование». В словаре Ушакова образование — это процесс усвоения знаний, обучение и просвещение.

В интернет-источниках образование рассматривается как система воспитания и обучения личности, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций [14].

Образование — это целенаправленный организованный процесс передачи систематизированных наукой знаний об окружающем мире, опыта предшествующих поколений, приобщение к материальной и духовной культуре человечества, а также воспитание личности и помощь в ее становлении, необходимая часть социализации [12].

Образование — один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации. [7]

Образование — процесс формирования духовного облика человека, а также сам духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга [5].

Исходя из этих определений можно сказать, что образование включает в себя личностный, социальный, духовный, материальный, культурный и другие аспекты.

На основании этого рассмотрим определение «дистанционного образования». Дистанционное образование — образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий и средств [1]. Дистанционное образование — это единственная форма обучения, которая не предусматривает посещение учебного заведения и позволяет получить квалифицированное образование на расстоянии от педагога [9].

Дистанционное образование — это общий термин для образования, организованного различными колледжами или социальными учреждениями, которые относительно разделены во времени и пространстве, а способы преподавания и обучения связаны, взаимодействуют и интегрируются с помощью различных образовательных технологий и медиаресурсов [16].

Дистанционное образование — это форма образовательной деятельности, которая отвечает потребностям общественного развития и быстро растет с развитием современных медиа-технологий [17].

Дистанционное образование — это технология, реализуемая через вещательные и телетрансляционные СМИ, аудио и видео электронные аудиовизуальные носители, компьютерное программное обеспечение и интерактивные мультимедиа. Мультимедиа стали самой передовой технологией, доступной учащимся для взаимодействия с учебным контентом [18]

Дистанционное образование тесно связано с понятием дистанционного обучения.

Рассмотрим понятие «обучение».

Обучение (в педагогике) — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов [6].

Обучение — вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся учителем (преподавателем) до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения [6].

Обучение — специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями [15].

Из вышерассмотренных определений обучения можно сделать вывод, что это организованный, управляемый процесс, вид деятельности, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками; должен соответствовать поставленным целям.

Дистанционное обучение — это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [1].

Дистанционное обучение — это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством [8].

Дистанционное обучение — это вид образовательной деятельности, осуществляемый образовательными учреждениями с помощью медиа-технологий и различных образовательных ресурсов, которые выходят за рамки традиционных ограничений времени и пространства учебного заведения [19].

Таким образом, проанализировав понятия «дистанционного образования» и «дистанционного обучения» можно сделать вывод, что «дистанционное образование» — вид образования, а «дистанционное обучение» — это процесс, вид деятельности.

История возникновения и развитие дистанционного образования в Западной Европе, Канаде и Америке.

Возникновение дистанционного обучения связывают с развитием почтовой связи в конце XVIII века. Появилось так называемое понятие — «корреспондентское обучение». Данный вид обучения можно назвать одним из видов дистанционного обучения. Процесс работы корреспондентского обучения был аналогичен современному дистанционному обучению. Обучающийся получал по почте задания, самостоятельно их выполнял и отправлял на проверку.

Важным событием в развитии дистанционного образования в Западной Европе было создание Открытого университета Великобритании в 1969 году. Открытый университет Великобритании за время своего существования занял место мирового лидера в дистанционном обучении и стремится играть ведущую роль в распространении высшего и последипломного образования как в Великобритании, так и в других странах. Сейчас в 400 учебных центрах, преподающих по программам Открытого университета Великобритании, обучается более 150 000 человек [10].

В Германии историю возникновения дистанционного обучения связывают с централизованным планированием дистанционной подготовки специалистов с высшим профессиональным обучением. В 1974 был открыт Хагенский заочный университет. Его филиалы находятся более чем в 50 городах Германии. Общее количество студентов составляет 88 тыс. человек.

Опираясь на опыт создания Открытого университета Великобритании в 1972 г. в Испании был открыт Национальный университет дистанционного образования — самый крупный вуз в стране и второй по величине в Европе. В настоящее время он состоит из 58 филиалов по всей стране, также было открыто 9 филиалов в других странах [11].

Одним из лидеров в области дистанционного образования является Канада. В 70-е годы XX века в Канаде было открыто два высших учебных заведения дистанционного обучения, где немного позднее электронное обучение получило широкое развитие и распространение. В 1982 г. дистанционное обучение было признано в Канаде на официальном уровне. В настоящее время 54 % университетов в Канаде имеют программы дистанционного обучения, 68 % колледжей и 36 % компаний. Также существуют виртуальные вузы. Количество студентов, обучающихся по дистанционным программам, насчитывается около 420 тыс. [13].

История возникновения и развитие дистанционного образования в России

В России дистанционное обучение стало развиваться в 1917 г. В Советском Союзе появилась система образования, которая основывалась на заочных консультативных курсах. В 60-е годы в СССР было открыто 11 заочных университетов, а также были открыты факультеты заочного образования. Система заочного образования активно развивалась в СССР, но после 1991 г., после распада СССР развитие дистанционного образования в России пошло на спад, что было связано с кризисным экономическим положением. Несмотря на это в 1993 г. в России был открыт филиал ЕШКО. Компания ЕШКО — Европейская школа корреспондентского обучения. Появилась когда компьютеры и интернет не были распространенным явлением. Однако международное учебное заведение вполне успешно начало осуществлять свою деятельность посредством дистанционного обучения. За последние двадцать лет в школе ЕШКО обучались сотни тысяч студентов разных возрастов из разных стран мира. Эта школа позволяла удаленно изучать иностранные языки с помощью кассет. Предлагались различные уровни изучения языка. По итогам прохождения курса выдавался сертификат. Этот метод образования был новым и необычным. Следующим этапом развития дистанционного образования стало подписание меморандума с ЮНЕСКО и открытие Московского технологического института «Всемирного технологического университета». Этот институт предлагал образование по различным дистанционным программам. В 2004 г. появилось множество реализованных проектов дистанционного обучения. Положительная динамика дистанционного образования закрепилась и продолжает свое развитие. Дистанционное обучение осуществлялось не только в учебных заведениях, но и в сфере подготовки персонала крупных компаний, например, такие компании, как «Российские железные дороги», «СеверСталь», «Норильский никель» и др. Признание соответствия системы Redclass международному стандарту SCROM 1.2. позволило России в 2005 г. выйти на международный уровень в сфере программ дистанционного образования. В настоящее время дистанционное образование в большинстве учебных заведений стало неотъемлемой частью, разработанных в соответствии с международными стандартами. В соответствии с данными в стране около 40 % ВУЗов предоставляют возможности дистанционного обучения [3].

История возникновения и развитие дистанционного образования в США

В период с 1890–1920-х годов в США престиж образования в американском обществе повысился. Кроме профессиональных школ и курсов к корреспондентскому и кейсовому дистанционному образованию начали переходить классические университеты. Впервые курс дистанционного образования был введен в Университете Чикаго в 1892 г., потом в Висконсине, Индиане, Колумбийском университете и т. д. [4].

В середине 60-х годов некоторые американские инженерные колледжи начали использовать телевидение для предоставления учебных курсов работникам корпораций. Эти курсы были очень успешными, поэтому дали толчок «распространения высококачественного образования” для студентов из разных городов. В то же время появилась возможность передачи телекурсов через спутники по всей территории США и др. страны. Это поспособствовало открытию в 1984 г. Национального технологического университета (National Technological University, NTU). К 1991 г. он стал консорциум из 40 университетских инженерных школ. В начале 90-х годов более 1100 студентов участвовали в дистанционном обучении по программе NTLJ (инженерия). Благодаря этой программе многие получили степень магистра NTU, при этом отметив, что это был их единственный путь обучения [2]. В 1989 году в США была создана система публичного телевещания, охватившая 1.5 тыс. Колледжей и телекомпании, которые транслировали учебные программы по нескольким образовательным каналам.

В настоящее время в США, как и в других странах мира, дистанционное обучение невозможно без компьютерных информационных технологий, где основной опорой являются новейшие технические средства.

История возникновения и развитие дистанционного образования в Китае

Под влиянием развития международного дистанционного образования и улучшения внутренней ситуации с начала XX века до конца 1940-х годов дистанционное образование в Китае начало развиваться. В 1902 г. Цай Юаньпей основал Китайскую ассоциацию образования и внедрил метод обучения коммуникации, который положил начало заочному обучению в Китае. В 1914 г. компания Commercial Press открыла заочную школу, которая была самой первой заочной школой в Китае. В 1936 г. Министерство образования китайского правительства учредило Комитет по кинематографии, Комитет по радиовещанию в 1937 г. и Комитет по аудиовизуальному образованию в 1940 году, что дало толчок к развитию аудиовизуального образования в Китае.

После основания Нового Китая дистанционное образование в Китае стало официальным. Несмотря на это, дистанционное образование в Китае началось поздно. В 1954 г. Министерство образования указало в «Отчете инспекции заочного обучения Северо-Восточного педагогического университета», что заочное образование является важной частью общего высшего образования. Благодаря этому документу заочное обучение получило официальный статус во всех обычных университетах. До 1955 г. существовало 7 обычных колледжей и университетов с заочным образованием, в которых было зарегистрировано 4390 студентов-заочников [20]. В 1956 г. в Сямэньском университете был создан отдел зарубежной корреспонденции, который был открыт для жителей Гонконга, Макао и китайцев, находящихся за рубежом. Дистанционное образование первого поколения, представленное заочным колледжем Китайского университета Жэньминь, и модель дистанционного обучения второго поколения, представленная Пекинским университетом радио и телевидения, получили распространение по всему Китаю. Позже под влиянием Культурной революции развитие дистанционного образования в Китае было прервано. После культурной революции с середины до конца 1990-х дистанционное образование в Китае было восстановлено и скорректировано. С одной стороны, с конца 1970-х годов отечественные телевизионные университеты последовательно создавали отделения дистанционного обучения и исследований в качестве основного направления исследований дистанционного образования; с другой стороны, отечественные эксперты последовательно писали, переводили и публиковали монографии по дистанционному обучению, такие как «Введение в дистанционное высшее образование» Дин Синфу и др. (1987), «Основы дистанционного обучения» (1996), «Принципы дистанционного обучения» (1999) в переводе профессора Дин Синя. Кроме того, правительство издало ряд постановлений, регулирующих развитие дистанционного образования. В феврале 1987 года Государственная комиссия по образованию издала «Временное положение о заочном обучении в обычных университетах». Это первый юридический документ о высшем заочном образовании в Китае. В нем четко оговаривалось, что высшее заочное образование должно быть предоставлено выпускникам средних школ, что закладывало основу для систематизации, стандартизации и институционализации высшего заочного образования в Китае. В ноябре 1988 года Комитет по ученым степеням Государственного совета издал «Временное положение о присвоении степени бакалавра выпускникам среднего возраста» и установил, что это применимо к высшему заочному образованию. В январе 1999 г. Государственный совет одобрил «План действий по развитию образования в XXI веке», сформулированный Министерством образования, и официально предложил «реализовать современные проекты дистанционного обучения, сформировать открытую образовательную сеть и построить систему обучения, которая даст возможность получать образование на протяжении всей жизни». В течение этого периода местные радио и телевизионные университеты, обычные колледжи и университеты совместно управляли школами, и проводили современное дистанционное образование на основе двустороннего интерактивного спутникового телевидения и компьютерных сетей [20].

Вступив в XXI век, современное дистанционное образование в Китае добилось высоких успехов, развиваясь с беспрецедентной скоростью. В частности, мобильное образование на основе технологий 5G, как новая форма обучения, способствует модернизации, информатизации, созданию сетей, открытости и непрерывному процессу обучения [21].

Благодаря углубленному развитию информатизации образования информационная грамотность руководителей образовательной администрации вышла на новый высокий уровень, они стали лидерами в области информатизации высшего образования; информатизация образования оказывает значительное влияние на повышение профессионального уровня учителей, таким образом информационная грамотность учителей также значительно повысилась. Информатизация образования обогатила ресурсы цифрового обучения, получая большие возможности цифрового обучения информационная грамотность учащихся в целом повысилась.

ВЫВОДЫ

Таким образом, дистанционное образование, как вид образования, и дистанционное обучение, как процесс обучения, на протяжении всей своей истории, начиная от простых заданий, которые отправляли по почте, а впоследствии постепенно перешли к передаче информации по телефону, аудиокассетам, видео и, наконец, к компьютерам и интернету. Развитие техники, а в настоящее время развитие высоких технологий, привело к тому, что дистанционное образование стало одним из перспективных направлений в образовании. Оно позволяет осуществлять обучение без отрыва от своего вида деятельности, получать образование за пределами своего города, региона или страны.

Дистанционное образование еще надолго будет важным способом обучения. С развитием науки и технологий, применением новых технологий и обновлением образовательных концепций понятие дистанционного образования будет постоянно обновляться, а содержание постоянно обогощаться.

Литература:

  1. Википедия — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/
  2. Дистанционное образование в США — URL: https://vuzlit.ru/436891/distantsionnoe_obrazovanie
  3. Маслакова, Е. С. История развития дистанционного обучения в России / Е. С. Маслакова. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. — С. 29–32. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9249/ (дата обращения: 20.11.2020).
  4. Наука о дистанционном обучении — URL: https://zen.yandex.ru/media/kommersant/nauka-o-distancionnom-obuchenii-5fbd0bb94b9b1b331d4c50e7
  5. Национальная философская энциклопедия — URL: https://terme.ru/termin/obrazovanie.html
  6. Обучение. Карта слов— URL: https://kartaslov.ru
  7. Обществознание. Человек и общество: Образование. Центр онлайн-обучения — URL: «Фоксфорд» https://foxford.ru/wiki/obschestvoznanie/obrazovanie
  8. Основные определения дистанционного обучения — URL: https://multiurok.ru/index.php/files/osnovnye-opredeleniia-distantsionnogo-obucheniia.html
  9. Основные понятия дистанционного обучения — URL: https://infourok.ru/osnovnie-ponyatiya-distancionnogo-obucheniya-1669130.html
  10. Открытый Университет Великобритании — URL: ou-link.ru
  11. Пацукевич О. В. Из истории зарубежного опыта дистанционного образования (на примере США и Западной Европы) — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii-zarubezhnogo-opyta-distantsionnogo-obrazovaniya-na-primere-ssha-i-zapadnoy-evropy/viewer
  12. Понятия «образование”, «образованность” и «самообразование”. Функции образования, его роль — URL:https://socialtutors.ru/egeobsch/chelovekiobshestvoege/183-ponjatija-obrazovanie-i-obrazovannost-funkcii-obrazovanija-ego-rol.html
  13. Развитие электронного обучения в Канаде — URL: https://spravochnick.ru/pedagogika/razvitie_elektronnogo_obucheniya_v_kanade/
  14. Современная энциклопедия — URL:https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/12136
  15. Что такое обучение. Основные понятия — URL: https://studopedia.net/5_31364_chto-takoe-obuchenie-osnovnie-ponyatiya.html
  16. 丁兴富. 远程教育的微观理论 [J]. 中国远程教育 [总169]第11–14页2001.2
  17. 李康. 远程教育理论中的几个基本概念的讨论 [J]. 中国远程教育. 2003年15期 第5–7、14页
  18. 王志军. 远程教育中“教学交互”本质及相关概念再辨析 [J].网络教育第4 期(总第276 期)2016 年第36–41页
  19. 张曼 刘兴红、从教育技术国际论坛看教育技术学发展历程 [J].中国教育技术装备2020年1月下 第02期(总第476期)第4–7页
  20. 丁兴富.我国远程教育发展历程回顾[N],人民政协报,2009(03).
  21. 李 奎、刘德飞、陈学业、龚 萍、陈瑶玲. 从中国远程教育发展史看其发展特点 [J]. 高等继续教育学报 第27卷第3期2014年5月第13–16.49页
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное образование, дистанционное обучение, Китай, история возникновения, Канада, образование, развитие, Россия, США, высшее заочное образование.


Похожие статьи

Особенности образования в период преобладания дистанционных форм обучения

В статье рассказана история появления дистанционного обучения. Приведены положительные и отрицательные черты данного формата обучения.

Дистанционное обучение как неотъемлемая часть образовательной среды

Статья посвящена применению дистанционного обучения в системе современного образовательного процесса. Дистанционное обучение является перспективной методикой подготовки специалистов разного профиля в программе «обучение без границ». Рассматриваются д...

Дистанционное обучение как современное средство интегрирования информационных технологий в образовательный процесс

В статье автор исследует применение дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе средней общеобразовательной школы.

Роль дистанционного обучения в методике преподавания русского языка как иностранного

В статье идёт речь о роли, задачах, направлениях дистанционного обучения, применение новых коммуникационных технологий в сфере обучения и методика преподавания русского языка как иностранного.

Роль технологий смешанного обучения в современной образовательной системе

В статье автор рассматривает основные характеристики понятия «смешанное обучение» и роль данной технологии в образовательном процессе.

Информатизация образования

В статье рассматриваются теоретические вопросы и предпосылки развития электронного обучения. Проблемы и перспективы развития информационной составляющей в вузах.

Дистанционное обучение: взгляд учителя

В данной статье авторы анализируют результаты анонимного опроса преподавателей общеобразовательных школ с целью формирования общих представлений о дистанционном обучении в России.

Организация дистанционного обучения в современной образовательной реальности

В статье автор рассматривает возможности Интернета в организации дистанционного обучения, приводит его достоинства и недостатки. Представлены те возможности, которые можно реализовать посредством дистанционного обучения.

Дидактические аспекты использования интернет-ресурсов при изучении иностранных языков

В данной статье рассматриваются особенности развития интернет-технологий в обучении иностранному языку. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния методик и различных факторов на развитие лингвистики и образования.

Дистанционное обучение: взгляд ученика

В данной статье авторы анализируют результаты анонимного опроса учеников общеобразовательных школ с целью формирования общих представлений о результатах дистанционного обучения в России.

Похожие статьи

Особенности образования в период преобладания дистанционных форм обучения

В статье рассказана история появления дистанционного обучения. Приведены положительные и отрицательные черты данного формата обучения.

Дистанционное обучение как неотъемлемая часть образовательной среды

Статья посвящена применению дистанционного обучения в системе современного образовательного процесса. Дистанционное обучение является перспективной методикой подготовки специалистов разного профиля в программе «обучение без границ». Рассматриваются д...

Дистанционное обучение как современное средство интегрирования информационных технологий в образовательный процесс

В статье автор исследует применение дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе средней общеобразовательной школы.

Роль дистанционного обучения в методике преподавания русского языка как иностранного

В статье идёт речь о роли, задачах, направлениях дистанционного обучения, применение новых коммуникационных технологий в сфере обучения и методика преподавания русского языка как иностранного.

Роль технологий смешанного обучения в современной образовательной системе

В статье автор рассматривает основные характеристики понятия «смешанное обучение» и роль данной технологии в образовательном процессе.

Информатизация образования

В статье рассматриваются теоретические вопросы и предпосылки развития электронного обучения. Проблемы и перспективы развития информационной составляющей в вузах.

Дистанционное обучение: взгляд учителя

В данной статье авторы анализируют результаты анонимного опроса преподавателей общеобразовательных школ с целью формирования общих представлений о дистанционном обучении в России.

Организация дистанционного обучения в современной образовательной реальности

В статье автор рассматривает возможности Интернета в организации дистанционного обучения, приводит его достоинства и недостатки. Представлены те возможности, которые можно реализовать посредством дистанционного обучения.

Дидактические аспекты использования интернет-ресурсов при изучении иностранных языков

В данной статье рассматриваются особенности развития интернет-технологий в обучении иностранному языку. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния методик и различных факторов на развитие лингвистики и образования.

Дистанционное обучение: взгляд ученика

В данной статье авторы анализируют результаты анонимного опроса учеников общеобразовательных школ с целью формирования общих представлений о результатах дистанционного обучения в России.

Задать вопрос