В статье рассмотрены различные подходы к определению понятия корпоративная культура. Сформулированы и предложены современные способы совершенствования корпоративной культуры организации, которые повышают как общие показатели эффективности деятельности предприятия, так и субъективные оценки удовлетворенностью трудовой деятельностью сотрудников предприятия. Разработан проектный метод совершенствования корпоративной культуры организации.
Ключевые слова: корпоративная культура организации, организационная культура, стратегия развития, ценности.
Значение корпоративной культуры очень велико, именно поэтому ее все чаще называют нематериальной основой развития и успеха любой организации [5, c. 13].
На сегодняшний день имеется множество исследований в области формирования, поддержания и преобразования корпоративной культуры. Прогрессивные взгляды по вопросу формирования корпоративной культуры организации представлены в трудах таких ученых, как В. А. Спивак, М. Х. Мескон, О. С. Виханский.
Представляется важным осуществить анализ такого понятия, как «корпоративная культура», которое в настоящее время имеет множество вариаций. В работах В. Р. Веснина представлены оригинальные выводы о сущности понятия «корпоративная культура». Данный исследователь определяет корпоративную культуру не только как идеологию и философию управления, но и ценностные ориентации, распоряжения и нормы, находящиеся в основе отношений внутри организации, а также за её пределами.
Ю. Г. Семенов считает, что корпоративная культура — это «упорядоченная совокупность производственных, духовных и моральных достижений людей» [4, c. 23].
О. В. Ромашов дал наиболее полное определение корпоративной культуры: «Корпоративная культура — это комплекс важных предположений, которые принимаются членами организации и получающих выражение в заявленных организацией ценностях, дающий людям направления их действия и поведения» [7, c. 35].
Формирование деловой культуры организации существенно зависит от конкретной страны, где находится предприятие, и чьи граждане на нем работают. Причем, российский опыт не отличается успешностью: медлительность и противоречивость изменений отмечают многие исследователи трансформационных процессов. Основные проблемы модернизации связаны с тем, что реформаторами не учитываются особенности российской культуры, ее национальные ценности.
В связи с перечисленными проблемами возникает необходимость совершенствования корпоративной культуры организации.
Основная цель проекта совершенствования корпоративной культуры организации — реинжениринг текущего состояния корпоративной культуры организации. Повышение корпоративной культуры организации рекомендуется проводить проектным методом.
Проект предполагает выполнение следующих этапов:
Анализ качества и уровня развитости текущего состояния корпоративной культуры с внутрикорпоративной точки зрения и точки зрения внешней бизнес — среды.
Анализ вектора развития корпоративной культуры с учетом требований внутрикорпоративной и внешней среды.
Выявление ключевых проблем в развитии корпоративной культуры компании.
Выявление возможных направлений совершенствования корпоративной культуры компании.
Создание документа «Корпоративное руководство».
Стратегия внедрения усовершенствованной корпоративной культуры.
Выполняемые мероприятия в рамках проекта:
ПЕРВЫЙ ЭТАП. Разработка инструментария проекта включает следующие элементы:
1.1 Инвентаризация опыта (методы анкетирования, тестирования).
1.2 Разработка и применение таких методов исследования, как тестирование, анкетирование, интервью.
- Изучение текущего состояния корпоративной культуры компании.
2.1. Проведение внутрикорпоративных интервью, обработка и анализ полученных данных, подготовка отчетов.
2.2.1. Согласование структуры выборки, времени и формата интервью.
2.2.2. Формирование и инструктаж рабочей группы, совещания и тренинги
2.2.3. Проведение анкетирования, обработка и анализ данных анкетирования.
- Изучение восприятия корпоративной культуры компании внешней бизнес — средой.
3.1. Формирование экспертной группы (представители организаций –клиентов, партнеров, конкурентов).
3.2. Проведение внешних экспертных интервью, обработка и анализ полученных данных.
- Формирование системы показателей оценки качества корпоративной культуры организации.
4.1. Проведение формализованного экспертного опроса руководителей и персонала Компании.
4.2. Обработка полученных опросов принятыми в социологии методами.
- Аналитика уровня развития корпоративной культуры: сводный анализ всех полученных материалов, формирование аналитического отчета по этапу.
ВТОРОЙ ЭТАП. Разработка проекта совершенствования корпоративной культуры. Этот этап необходимо разбить на самостоятельные разделы:
Раздел 2.1 Разработка концепции развития корпоративной культуры.
Совершенствование корпоративной культуры организации состоит из следующих фаз:
1) Разработка модели корпоративной культуры, предусматривающая реализацию приоритетов и принципов развития предприятия.
2) Описание методов преобразования текущего состояния корпоративной культуры в состояние, соответствующее идеальной модели.
3) Описание приоритетов идеальной модели корпоративной культуры.
4) Описание принципов движения Компании по приоритетным направлениям.
Раздел 2.2. Использование ряда инструментов и методов, необходимых для этапа апробации основных положений концепции развития корпоративной культуры.
Для проведения обсуждения содержательной части концепции необходимо применить следующие виды инструментов: 1) Холл-тест — качественно-количественный метод исследования, позволяющий качественно тестировать на небольшой выборке интеллектуальные продукты, опыт знакомства или использования которых у аудитории отсутствует. 2)Обсуждение бренд-гайда корпоративной культуры. Применение данного инструмента использовать креативный и творческий потенциал вовлеченной и активной части коллектива.
Таким образом, в настоящее время существует ряд факторов, негативно сказывающихся на формировании корпоративной культуры организации. Что в свою очередь отражается на результатах эффективности деятельности любого предприятия. В связи с этим появляется необходимость изучения теоретических и практических основ корпоративной культуры, а также формирования и внедрения концепции, повышающей уровень корпоративной культуры организации.
Литература:
1. Веснин В. Р. Управление персоналом: учебное пособие / В. Р. Веснин. — М.: ТК Велби, изд. Проспект, 2006. — 407 с.
2. Виханский О. С. Стратегическое управление: учебник / О. С. Виханский. — 2-е изд., — М.: Гардарики, — 2005. — 296 с.
3. Виханский О. С. Менеджмент / О. С. Виханский. — М.: Магистр Издательство, 2015. — 655 с.
4. Ерофеев А. Корпоративное управление в России // Экономика и жизнь. — 2015. — № 23. — С. 23–26.
5. Зверева Т. В. Функции корпоративной культуры / Т. В. Зверева // Инженерный вестник Дона. — 2009. — С. 13–18.
6. Мескон М. Х. Основы менеджмента: [пер. с англ.] / Майкл Х. Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури. — 3-е изд. — Москва [и др.]: Вильямс, 2012. — 665 с.
7. Ромашов, О. В., Социология и психология управления: учеб.пособ. для вузов / О. В. Ромашов. — М.: Изд-во «Экзамен», 2006. — 473 с.
8. Спивак В. А. Корпоративная культура / В. А. Спивак — СПб.: Питер, 2001. — 352 с.