В статье рассмотрена особенность административной ответственности государственных служащих, а также взаимосвязь административной и дисциплинарной ответственности. Рассматривается административное правонарушение совершенное государственным служащим, которое влечёт за собой не только административную ответственность, но и ответственность дисциплинарную. Раскрывается понятие административной ответственность государственных служащих.
Ключевые слова: административная ответственность, дисциплинарная ответственность, государственный служащий, административные правонарушения.
Важно понимать, что государственная служба не имеет право на существование без четко регламентированных мер ответственности государственных служащих.
Законы о видах государственно службы — это нормативно правовые акты, устанавливающие административно-правовой статус государственного служащего, который на прямую связан с прохождением им государственной службой Российской Федерации [1]. Можно сказать, что административно-правовой статус государственного служащего формируется из нескольких составляющих таких как: обязанностей, прав, ограничений и запретов, относящихся на прямую к государственной службе, а так же гарантий реализации административно-правового статуса и юридической ответственности.
Юридическую ответственность, применяемую к государственным служащим, можно разделить на следующие виды: дисциплинарную, материальную, уголовную, гражданско-правовую и административную ответственность.
Из перечисленных выше видов юридической ответственности каждый исполняется в применении к государственному служащему соответствующих правовых санкций, предусмотренных нормами права, указывающими вид юридической ответственности.
Исходя из выше сказанного, под административной ответственностью государственных служащих мы понимаем реализацию административно-правовых санкций, применение к ним административных наказаний.
Административная ответственность наступает только за те деяния, которые содержат в себе все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушения.
Следует понимать и различать специальную административную ответственность, применяемую в отношении государственных служащих (как должностных лиц) и общую ответственность (как граждан).
Совершение административного правонарушения государственным служащим может повлечь за собой помимо административной ответственности еще ответственность и дисциплинарную. В этом случае основанием привлечения государственного служащего к дисциплинарной ответственности будет не совершение административного правонарушения, а нарушение служебной дисциплины, выразившееся в нарушении, например, требований к служебному поведению сотрудника, нанесении ущерба его репутации либо авторитету учреждения.
Е. В. Панарина разделяет виды правонарушений на три основных вида, совершаемые должностными лицами: прямое нарушение правил; дачу незаконных указаний подчиненным, отсутствие контроля над действиями работников [3].
В отношении государственных служащих за совершение данных правонарушений могут устанавливаться такие виды административной ответственности как: предупреждение, административный штраф, дисквалификация.
Предупреждение — это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, выносимая в письменной форме.
Штраф — это денежное взыскание, которое назначается нарушителю административно-правовых норм. Как правило, такое денежное взыскание идет в пользу государства.
Дисквалификация — это лишение физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы и другие.
Можно сказать, что на практике государственные служащие совершают административные правонарушения, не связанные с занимаемой должностью, и привлекаются к ответственности на общих основаниях, применяемых к физическим лицам.
Таким образом, наряду с административной ответственностью за должностные правонарушения законодатель выделяет административную ответственность государственных служащих за общие административные правонарушения, такие как: мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ) или за появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ).
В этих случаях, совершение государственным служащим административного правонарушения может повлечь за собой помимо административной ответственности, ответственность и дисциплинарную. В данном случае основанием привлечения государственного служащего к дисциплинарной ответственности будет не само совершение административного правонарушения, а нарушение служебной дисциплины (нанесение ущерба репутации сотрудника и организации). Дисциплинарная ответственность представлена через институт дисциплинарных взысканий в соответствии со ст. 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. Отличительной чертой разграничения административной ответственности и дисциплинарной является то, что в основу последней должен быть положен дисциплинарный проступок.
Исходя из этого, можно сказать, что дисциплинарная ответственность «подразумевает меры дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за совершение дисциплинарного поступка или за иные противозаконные действия» [2].
Думается, что применение двух видов наказания вряд ли можно считать оправданным, разве что за совершение общественных опасных правонарушений.
На основании изложенного можно сделать вывод, что для того чтобы привлечь государственного служащего к ответственности в первую очередь нужно придерживаться двух составляющих: совершение административного правонарушения при осуществлении служебной деятельности и наличие статуса должностного лица согласно должностному регламенту.
Совершение административного правонарушения государственным служащим может повлечь за собой и дисциплинарную ответственность, основанием для которой является совершение государственным служащим дисциплинарного проступка, а основанием для административной ответственности — факт административного правонарушения.
В самом КоАП РК не установлены нормы права, которые устанавливают административную ответственность государственных служащих за совершение ими не связанных с исполнение служебных обязанностей административных правонарушений, но для них существуют дополнительные меры ответственности.
Важно понимать, что любые лица, совершившие административное правонарушение, равны перед законом или судом, в том числе и государственные служащие. Об этом говорится в статье 19 Конституции Российской Федерации.
Литература:
- Киселев С. Г. Государственная гражданская служба. Учебное пособие. — М: ГУУ, 2007. — 284 с
- Мартиросян Д. А. Правовое регулирование административной ответственности государственных служащих // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и иновации: Сб. ст. 22 Международная научная конференция. Пенза, 2019. С. 136.
- Панарина Е. В. Административная ответственность государственных гражданских служащих // Эпомен. 2019. № 23. С. 276