В статье подробно исследуются основания и порядок прекращения полномочий российских нотариусов. Анализируются особенности освобождения от полномочий государственных и частнопрактикующих нотариусов.
Ключевые слова: нотариус, нотариальные действия, нотариальные, палаты, увольнение нотариуса, прекращение полномочий нотариуса.
Нотариат в России представляет собой общественно-государственный институт, в котором развито самоуправление в форме нотариальных палат. Уникальность института нотариата обусловлена его двойственной природой, включающей в себя частно-правовой и публично-правовой аспекты. С одной стороны, небюджетный (частнопрактикующий) нотариус является абсолютно самостоятельным, не зависящим от государства субъектом права, который самостоятельно организует и содержит нотариальную контору, отвечает всем своим имуществом за причиненный ущерб. С другой стороны, частнопрактикующий нотариус совершает нотариальные действия от имени Российской Федерации и контроль за его деятельностью осуществляют не только профессиональное сообщество в лице нотариальных палат, но и государственные органы исполнительной власти, в том числе и органы юстиции.
Наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата (или по его поручению его территориальными органами) на конкурсной основе из числа лиц, сдавших квалификационный экзамен и получивших лицензию на право нотариальной деятельности. Порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса установлен Приказом Минюста РФ от 23 декабря 2009 года № 430 [5]. Решение о ликвидации должности нотариуса принимается территориальным органом Минюста РФ по согласованию с нотариальной палатой в субъекте Российской Федерации. Орган юстиции совместно с нотариальной палатой принимает решение о передаче документов, хранящихся у нотариуса, чьи полномочия прекращаются, другому нотариусу.
Основания прекращения полномочий нотариуса исчерпывающим образом перечислены в ст. 12 Основ законодательства о нотариате [4]. Прекращение полномочий нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, осуществляется путем его увольнения с занимаемой должности по основаниям и в порядке, предусмотренными Трудовым кодексом РФ. Поэтому увольнение государственного нотариуса возможно по его собственному желанию либо по инициативе его работодателя (то есть территориального органа Минюста РФ). На нотариуса, занимающегося частной практикой, Трудовой кодекс РФ не распространяется. Поэтому прекращение полномочий частнопрактикующего нотариуса осуществляется по его собственному желанию (путем подачи заявления в территориальный орган Минюста РФ), либо в судебном порядке. Решение суда о лишении нотариуса права нотариальной деятельности может быть принято в следующих случаях:
1) осуждения его за совершение умышленного преступления — после вступления приговора в законную силу;
2) ограничения дееспособности или признания недееспособным по основаниям, предусмотренным статьями 29, 30 ГК РФ [1], в порядке, установленном главой 31 ГПК РФ [2];
3) по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения);
4) признания его банкротом в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);
5) сложение полномочий нотариуса по достижении им семидесятипятилетнего возраста.
Порядок и сроки сложения полномочий нотариуса, достигшего семидесятипятилетнего возраста, утверждены Приказом Минюста РФ от 29 июня 2015 года № 157, который предусматривает проведение конкурса на освободившуюся в этом случае должность. При достижении указанного возраста полномочия нотариуса прекращаются на следующий день. Соответственно, право нотариуса на совершение нотариальных действий прекращается [6].
Для минимизации нарушений в области законодательства о нотариате проводятся проверки профессиональной деятельности нотариусов. Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере нотариата, и его территориальные органы, а контроль за нотариусами, занимающимися частной практикой, — нотариальные палаты. Контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляют налоговые органы в порядке и в сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Ходатайство нотариальной палаты о лишении нотариуса права нотариальной деятельности может подано как в связи с уважительными причинами, например, невозможность осуществления нотариальной деятельности по состоянию здоровья или достижение нотариусом семидесятипятилетнего возраста, так и в связи с неуважительными причинами, например, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков или за грубое нарушение норм законодательства РФ. Перечень дисциплинарных проступков определен в главе 9 Кодекса профессиональной этики нотариусов в РФ [3]. На практике нотариальные палаты инициируют лишение нотариуса права нотариальной деятельности чаще всего в связи с нарушениями, выявленными при проверках профессиональной деятельности, или в связи с совершением отдельного грубого нарушения законодательства РФ.
Особенность освобождения от полномочий нотариуса на основании осуждения за совершение умышленного преступления состоит в том, что состав совершенного преступления не имеет большого значения, определяющее значение имеет наличие умысла. Поэтому практически любой приговор суда, вынесенный за совершение умышленного преступления, будет являться основанием для освобождения от полномочий нотариуса. Соответственно, осуждение нотариуса за преступление, совершенное по неосторожности, не является основанием для лишения его права нотариальной деятельности.
Существенное значение при разрешении таких дел имеет аргументированность представленных доказательств преступления, а также соблюдение формальной процедуры возбуждения дела, поскольку суды могут по-разному оценивать итоги проведенных профессиональных проверок нотариусов и доводы компетентных органов как истцов.
Анализ практики лишения частнопрактикующих нотариусов полномочий позволяет сделать вывод, что наиболее распространенным основанием прекращения полномочий нотариуса является обращение нотариальной палаты в суд с иском о лишении нотариуса права заниматься нотариальной деятельностью как за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, так и по результатам проверки профессиональной деятельности нотариуса. Увольнение государственного нотариуса производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Увольнение иных должностных лиц, уполномоченных осуществлять нотариальные действия, производится в соответствии с их правовым статусом.
Как видно из проведенного исследования, прекращение полномочий нотариуса возможно по ряду оснований, предусмотренных законодательством РФ, с наступлением которых нотариус не может продолжать осуществлять свои полномочия. Поэтому задача уполномоченных контролирующих органов состоит в том, чтобы вовремя установить наличие нарушений законодательства РФ нотариусами и предотвратить нарушение прав и законных интересов граждан путем подачи иска о лишении нотариуса права осуществлять нотариальные действия. Соответственно, для более быстрого и своевременного разрешения данных вопросов, на мой взгляд, необходимо урегулировать вопрос круга субъектов, компетентных в области подачи искового заявления о лишении нотариуса полномочий.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 46. — Ст. 4532.
- Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации (утв. Минюстом России 12.08.2019, 19.01.2016) (ред. от 23.04.2019). [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=FD18C81A27F5EA300BD3D5A9692E70A4&SORTTYPE=0&BASENODE=1&ts=87684626602259461692741518&base=LAW&n=333978&rnd=7F3891C6735001B15E5811B55F29F465#1ga3zm6oks3 (дата обращения: 09.11.2020).
- Основы законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 № 4462–1 (ред. от 27.12.2019) // Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ. — 1993. — № 10. — Ст. 357.
- Об утверждении Порядка учреждения и ликвидации должности нотариуса (вместе с Порядком, утв. Приказом Минюста России от 23.12.2009 № 430, Решением Правления ФНП от 28.08.2009) (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2010 № 16190): Приказ Минюста России от 23.12.2009 № 430 (ред. от 26.12.2019) // Российская газета. — 2010. — № 33. — 17 февр.
- Об утверждении Порядка и сроков сложения полномочий нотариуса, достигшего семидесятипятилетнего возраста, а также проведения конкурса для назначения на освободившуюся в этом случае должность (вместе с «Порядком и сроками сложения полномочий нотариуса, достигшего семидесятипятилетнего возраста, а также проведения конкурса на освободившуюся в этом случае должность», утв. решением правления ФНП 18.05.2015, приказом Минюста России от 29.06.2015 № 157) (Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2015 № 37818): Приказ Минюста России от 29.06.2015 № 157. [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=B932AB31D70D58C7CCAE0200E8018A5F&SORTTYPE=0&BASENODE=1&ts=139494278806764587166431784&base=LAW&n=181884&rnd=D5D929CC7012DAC9207980A9EDBC6AD6#6jsb9kmu2r4 (дата обращения: 16.11.2020).
- https://scienceforum.ru/2019/article/2018015920???history=7&pfid=1&sample=31&ref=0