В статье было рассмотрено понятие «цифровая экономика» в контексте его влияния на антимонопольное законодательство. Также в статье были выделены и проанализированы основные векторы адаптации антимонопольного законодательства к современным цифровым реалиям.
Ключевые слова: антимонопольное законодательство, цифровая экономика, цифровизация, адаптация антимонопольного законодательства, Федеральная антимонопольная служба.
Процесс информатизации общества стал одним из ключевых трендов развития современного мира. Цифровизация экономики стала закономерным процессом и неотъемлемым элементом этого тренда.
Под «цифровой экономикой» понимается экономическая деятельность, основанная на цифровых технологиях, связанная с электронным бизнесом и электронной коммерческой деятельностью, и производимых и сбываемых ими цифровыми товарами, работами и услугами [1].
Цифровая экономика затронула многие сферы общественной жизни, существенно видоизменив многие общественные отношения, в том числе и экономические. Следовательно, в результате развития данной тенденции возникла необходимость в законодательном урегулировании таких отношений и соответствующей коррекции действующего законодательства государства.
Цифровизация экономики также затронула отношения, связанные с конкуренцией хозяйствующих субъектов, и антимонопольное право. Таким образом, органам Федеральной антимонопольной службы для эффективной адаптации к цифровой экономике необходима разработка релевантной стратегии, так как контролирующие органы должны понимать и адекватно оценивать происходящие в современной российской экономики процессы [2].
Как отмечает руководитель ФАС России Андрей Цыганов: «Стремясь извлечь большую прибыль, участники рынка всё чаще вступают в сговоры между собой, так как цифровая экономика, «Big Dаtа» влекут большие соблазны». Кроме того, преступления, совершаемые при помощи современных компьютерных технологий, характеризуется сложностью их предотвращения, выявления и раскрытия, так как пространство сети Интернет способствует конспирации преступных действий, благодаря широким техническим возможностям для анонимизации деяний [3].
Кроме того, актуальность данной проблемы подчёркивает тот факт, что доля цифровых отраслей экономики в структуре ВВП составляет 2,8 % (39 место в мире) и она продолжает стремительно увеличиваться, тем не менее отставая от ведущих экономик мира.
На законодательном уровне пути адаптации антимонопольного регулирования к цифровой экономике закреплены в Приказе ФАС России от 18.03.2020 № 289/20 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года (I этап — 2020–2024 годы)» и включают в себя следующие мероприятия [4]:
- Модернизация антимонопольного законодательства для эффективного его применения в условиях цифровой экономики: законодательное закрепление понятий «цифровая платформа» и «сетевой эффект», определение новых критериев доминирующего положения на рынке с учётом сетевого эффекта, принятие нормативно-правовых актов, определяющих порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, где взаимодействие покупателей и продавцов происходит при помощи цифровых платформ при наличии сетевых эффектов.
- Обеспечение на законодательном уровне определения новых подходов при контроле экономической концентрации.
- Обеспечение расширения полномочий антимонопольных органов при осуществлении контроля исполнения предписаний.
- Обеспечение отмены иммунитетов для злоупотреблений доминирующим положением, картелей и ограничивающих конкуренцию соглашений, связанных с осуществлением прав на интеллектуальную собственность.
- Разработка и обеспечение принятий изменений в антимонопольное законодательство, уточняющих формы недобросовестной конкуренции в отношении специфических недобросовестных практик хозяйствующих субъектов, деятельность которых преимущественно осуществляется в законодательном пространстве.
- Обеспечение разработки и принятия изменений в законодательство, предусматривающих регулирование полномочий Правительства РФ в целях охраны жизни и здоровья граждан принимать решения об интеллектуальной собственности без согласия правообладателя с уведомления его об этом в кратчайший срок и выплатой ему соразмерной компенсации.
- Обеспечение разработки и принятия изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях, позволяющих рассматривать использование ценового алгоритма в качестве отягчающего административную ответственность обстоятельства.
Также можно выделить несколько иные векторы адаптации антимонопольного законодательства к цифровой экономике [5]:
– совершенствование антимонопольного законодательства и правоприменительной практики,
– усовершенствование методологии налогообложения и контроль деятельности зарубежных компаний на территории РФ,
– регулирование вопросов интеллектуальной собственности,
– противодействие новым формам правонарушений, в том числе на электронных торговых платформах,
– формирование инструментов снижения барьеров для входа на рынки цифровой экономики,
– законодательное внедрение механизмов противодействия картелям, основанным на использовании современных цифровых технологий,
– усовершенствование методологии анализа рынков, в том числе обновление правил определения географического и товарных границ рынков.
Кроме того, Федеральная антимонопольная служба активно внедряет последние научные разработки, связанные с цифровой экономикой. В рамках подготовки пятого антимонопольного пакета предлагается изменить механизм контроля процессов сбора компаниями персональных данных пользователей, принадлежность генерируемой компьютерами информации, вмешательство антимонопольных органов в регулирование института интеллектуальной собственности. Данный проект планируется реализовать совместно с инновационным центром «Сколково» [2].
Таким образом, реализация данных мероприятий будет способствовать успешной адаптации деятельности ФАС к современным экономическим реалиям, где постепенно активизируются механизмы цифровой экономики. Часть данных мероприятий уже нашла своё законодательное отражение в соответствующих стратегических документах, а внедрение других мер активно обсуждается и планируется. Следует также отметить то, что следует активно изучать зарубежный успешный опыт антимонопольного регулирования цифровой экономики, однако это необходимо делать с учётом национальной законодательной и экономической специфики.
Литература:
- Филиппович А. В. Обзор подходов к определению сущности цифровой экономики // Экономические исследования и разработки. — 2019. — № 1. — С. 150–152.
- Петровский Н. М., Мазурова Л. И., Корчагин А. Г. Цифровизация в сфере антимонопольного регулирования // Теология. Философия. Право. — 2018. — № 2 (6). — С. 137–146.
- ФАС России [Электронный ресурс]. URL: httрs://fаs.gоv.ru/nеws/30480 (дата обращения: 02.12.2020).
- Приказ ФАС России от 18.03.2020 № 289/20 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года (I этап — 2020–2024 годы)».
5. «Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013–2024 гг». (утв. Президиумом ФАС России 03.07.2013).