В статье рассматривается сущность профессиональной этики психолога. Обозначена актуальность и важность изучаемой темы. Выделена терминологическая основа изучаемых понятий, приведены различные классификации этических принципов, а также обобщены различные точки зрения на исследуемый вопрос.
Ключевые слова: этика, психолог, этические принципы, профессиональная деятельность.
Профессия психолога многогранна и сложна. Это обуславливается теми задачами, которые выполняет психолог, предъявляемыми требованиями к нему, профессиональными качествами и достижениями. Данная профессия в классификации Климова Е. А. относится к типу «человек-человек». Это означает, что специалист, получивший профессию такого типа, должен уметь находить общий язык с людьми независимо от их индивидуальных особенностей, устанавливать и поддерживать контакт, понимать и принимать людей такими, какие они есть, относиться к ним безоценочно, разбираться в особенностях личности, поведения и проч. [1]. Безусловно, данная профессия очень востребована в настоящее время, так как сфера деятельности довольно обширна, начиная с образовательных учреждений и частной практики до крупнейших организаций.
Следует отметить, что спектр целей и задач работы во всех случаях сугубо индивидуален, имеет свои особенности и характеристики. Однако неизменной составляющей профессиональной деятельности остается этика психолога. Данное понятие не меняется в зависимости от места осуществления деятельности, в любом месте, в любое время этические нормы и правила остаются постоянными.
Обратимся к понятию «этика». Философский словарь под редакцией А. А. Ивина определяет термин как науку о морали [2]. Гусейнов А. А. определяет данное понятие следующим образом: этика – это философская дисциплина или область знания, предметами исследования которой являются нравственность и мораль [3]. К вопросам, которые исследует этика, как правило, относят: понятия о добре и зле и их противостоянии, проблему смысла жизни, назначения человека, проблема свободы, воли и прочее. Однако, по мнению Юсуповой И. Н., предметом профессиональной этики психолога являются этические проблемы, возникающие в процессе осуществления профессиональной деятельности с клиентами и пациентами, а также проблемы возникающие в отношениях с коллегами, работодателями, населением [5].
Этика психолога — это те нормы и правила, которые, безусловно, отражают содержание Этического кодекса психолога, необходимы для профессионального исполнения своих обязанностей. Соблюдение этических принципов, на наш взгляд, обязательно, так как именно они регулируют отношения моральными нормами и нравственной составляющей профессионала. Следует отметить, что существуют общие принципы для профессиональных этик:
- уважение к личности;
- защита человеческих прав;
- честность и искренность по отношению к клиенту;
- осмотрительность в применении инструментов и процедур.
Манухина С. Ю. считает, что деятельность психолога прежде всего призвана помогать решать личностные проблемы, а также направлена на изучение собственных характеристик и особенностей, на достижение психической и психологической адаптации человека, на общее развитие личности и на развитие в контексте каких-либо направлений. Помимо этого автор выделяет следующие принципы профессиональной этики психолога:
- Принцип ненанесения ущерба или принцип «Не навреди»;
- Принцип компетентности;
- Принцип конфиденциальности;
- Принцип уважения клиента и психолога или принцип взаимного уважения;
- Принцип безопасности применяемых методик и методов;
- Принцип делового и профессионального общения;
- Принцип обоснованности;
- Принцип беспристрастности;
- Принцип научного обоснования;
- Принцип сотрудничества и прочее [4].
По мнению Юсуповой И. Н. главными этическими принципами психолога являются: принцип «Не навреди», принцип объективности, принцип профессиональной компетенции, принцип уважения клиента, принцип соблюдения конфиденциальности [5].
Опираясь на Этический кодекс психолога, хотелось бы отметить принципы, которые также должны исполняться:
- Компетентность;
- Порядочность;
- Профессиональная и научная ответственность;
- Уважение к правам человека;
- Забота о благополучии других;
- Социальная ответственность;
Безусловно, соблюдение всех перечисленных выше принципов дает психологу полностью обезопасить себя, осуществлять свою деятельность в соответствии с этическими, моральными и нравственными нормами и правилами.
Обратимся к Кленовой М. А. и к выделенным ею этическим принципам:
- Принцип конфиденциальности.
- Принцип компетентности.
- Принцип ответственности.
- Принцип этической и юридической правомочности.
- Принцип квалификационной пропаганды психологии.
- Принцип благополучия клиента.
- Принцип профессиональной кооперации.
- Принцип информирования клиента о целях и результатах исследования [6].
Следует отметить, что во всех классификациях этических принципов есть общее, например, конфиденциальность, уважение, ответственность и психолога и клиента, компетентность, ненанесение вреда или ущерба, применение только научных и научно-практических знаний в работе и так далее.
Таким образом, сущность профессиональной этики психолога состоит в решении профессиональных целей и задач должным образом и с соблюдением норм и правил, в защите прав людей, с которыми работает специалист, в сохранении благоприятной атмосферы, доверия между психологом и клиентом, в укреплении психологической службы, как источника профессиональных норм и ценностей. Помимо этого, важно учитывать в работе личностные, индивидуальные характеристики того, с кем осуществляет профессиональную деятельность специалист, принимать другого человека с его проблемами и недостатками, уметь сопереживать, проявлять эмпатию, при этом руководствоваться этическими нормами.
Литература:
- Волкова О. А. Основы профессиональной ориентации молодежи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т. П. Дурасановой.- Балашов: Николаев, 2002. — 68 с.
- Философия: Энциклопедический словарь.— М.: Гардарики. Под редакцией А. А. Ивина. 2004.
- Гусейнов А. А. Этика // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010.
- Манухина С. Ю. Психология труда: хрестоматия: учебно-методический комплекс / Междунар. консорциум «Электронный ун-т”, Московский гос. ун-т экономики, статистики и информатики, Евразийский открытый ин-т; авт. и сост. С. Ю. Манухина. — Москва: ЕАОИ, 2009. — 319 с.
- Юсупова И. Н. Профессиональная этика психологов: Учебное пособие. — М.: РУТ (МИИТ), 2019–67 с.
- Кленова М. А. Профессиональная этика в психолого- педагогической деятельности: Учеб.-метод. пособие для студентов гуманитарных факультетов. — Саратов, 2015.