В статье автор кратко характеризует базовые аспекты современной системы государственной социальной помощи детям-сиротам, анализирует особенности ее развития. Большое внимание уделено роли некоммерческих организаций социальной направленности, их деятельности в сфере профилактики социального сиротства, помощи детям-сиротам, устройству таких детей в семьи, а также совместной деятельности государства и некоммерческих организаций, направленной на повышение эффективности социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Ключевые слова: дети, дети-сироты, социальная политика, социальная защита, социальное обеспечение, некоммерческие организации, Постановление Правительства № 481.
Вопросы социальной политики в Российской Федерации — одна из сверхактуальных тем в повестке сегодняшнего дня, и особое внимание исследователей уделено проблеме социальной помощи детям-сиротам. Эти дети — она из самых социально незащищенных категорий граждан. В рамках данной статьи рассмотрим основные аспекты функционирования системы государственной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и проанализируем те меры, которые предпринимаются государством для защиты их прав.
Говоря о проблеме сиротства в нашей стране, необходимо начать с определения этого явления. Сиротство — социальное явление российского общества, характеризующееся наличием детей, временно или постоянно лишённых семейного окружения. Причинами сиротства могут послужить смерть двух или единственного родителей, отказ от ребёнка, лишение родительских прав вследствие отсутствия заботы о ребёнке с их стороны [1]. К этому необходимо добавить, что, по оценкам экспертов, до трети всех детей, находящихся в детских учреждениях, направлены туда по заявлениям родителей, оказавшихся в тяжелом экономическом положении и потому не способных осуществлять должный уход за детьми.
Конституция Российской Федерации четко определяет, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики Российской Федерации. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения [2]. В поддержку этого постулата создан корпус нормативно-правовых актов, призванных обеспечить нормальное функционирование государственной системы поддержки детей-сирот. Среди них — отдельные положения Гражданского кодекса, Семейного кодекса, Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 N 48-ФЗ (последняя редакция)», Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 N 275 (ред. от 19.12.2018) Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства», Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 N 195 (ред. от 24.12.2014) «О детском доме семейного типа», Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (ред. от 21.12.2018) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», Постановление Правительства РФ от 19.05.2009 N 432 (ред. от 19.12.2018) «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации» и др. В каждом субъекте Федерации действуют также локальные нормативные акты, регулирующие такие правоотношения на территории региона.
На федеральном уровне действуют различные программы, направленные на социальную поддержку детей-сирот. Налажено финансирование детских учреждений, предусмотрены меры по организации достойного уровня образования и здоровья детей. Последовательно ведется работа по сокращению общего числа детей-сирот в нашей стране. Согласно докладу Уполномоченного по правам ребенка Российской Федерации
А. Ю. Кузнецовой, в последние годы наблюдается положительная тенденция сокращения количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей […] Сократилось на 11,4 % количество детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 44 823 в 2017 году до 39 694 в 2019 году [3].
В последние годы в обществе активно обсуждается работа органов опеки и попечительства. Высказываются критические оценки в адрес работы чиновников, ставится под сомнение их компетентность. К сожалению, нередко такая критика обоснована. Подобные случаи имеют большой резонанс в средствах массовой информации и формируют негативное отношение к органам опеки и попечительства в обществе. Правительство ответило на этот вызов следующим образом. С 1 января 2015 г. вступил в силу Приказ Минтруда России № 680н от 18 ноября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних»». Стандартом утверждается по-настоящему высокий уровень профессионализма и компетенции, которым должен соответствовать такой специалист [4]. Следует отметить, что в разработке профессионального стандарта принимали активное участие профессиональные педагоги, сотрудники детских учреждений, представители некоммерческих организаций, специализирующихся на работе с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и замещающими семьями. Очевидно, что потребуется определенное время для того, чтобы деятельность сотрудников органов опеки и попечительства максимально соответствовала критериям, заданным профессиональным стандартом, однако уже сейчас необходимо отметить данный шаг Минтруда как безусловно конструктивный.
Несмотря на положительные тенденции, существующие в сфере государственной социальной поддержки детей-сирот, будет справедливо отметить и ее слабые стороны. Так, анализ нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность государственных органов социальной защиты в этой сфере, позволяет судить о следующих негативных особенностях:
– ограниченность видов государственной помощи;
– сделан упор на оказание различных видов финансовой поддержки, в ущерб необходимой социальной адаптации и сопровождению в сложных жизненных обстоятельствах;
– сосредоточенность на контроле за замещающими семьями, при этом мало внимания уделяется профилактике социального сиротства и эффективной помощи кровным и замещающим семьям;
– декларативный характер программ государственной помощи, отсутствие рабочих правовых механизмов их реализации.
Особо отметим крайне тяжелое положение детей-сирот с инвалидностью. На сегодняшний день они полностью зависимы от действий своих опекунов (как правило, это руководящий состав учреждений, в которых они проживают). Представляется важным как можно скорее разработать и внедрить особые механизмы социальной помощи таким детям.
Эти и другие проблемные вопросы социальной политики могут и должны быть решены. Одним из путей решения представляется разработка и реализация властями субъектов Федерации конкретных программ помощи, учитывающих особенности обстановки в регионе, возможности местного бюджета и материальной базы. Не менее важно наладить межведомственное взаимодействие, без которого нормальное функционирование программ помощи невозможно.
Большой пласт социальных проблем в нашей стране, развитие гражданского общества и общее неравнодушие граждан повлекли за собой создание в последние годы целого ряда некоммерческих организаций социальной направленности, в т. ч. благотворительных фондов. В рамках заданной тематики статьи приведем краткую характеристику деятельности подобных организаций в сфере социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
На сегодняшний день в разных городах России действует большое число некоммерческих организаций, занимающихся всесторонней помощью детям-сиротам. Среди них — «Волонтеры в помощь детям-сиротам» (г. Москва), «Домик детства» (г. Самара), «Солнечный город» (г. Новосибирск), «Открытый мир» (г. Калининград), «Открытое сердце» (г. Белгород), «Счастливые дети» (г. Красноярск) и многие другие.
На примере Благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам», одной из старейших и авторитетнейших организаций этого профиля, обозначим основные направления их деятельности:
– профилактика социального сиротства;
– помощь детям в учреждениях;
– содействие семейному устройству;
– изменение законодательства, общественного мнения и всей системы коллективных учреждений для детей-сирот [5].
Особенно важным в контексте данной статьи представляется пункт 4 этого перечня. Этот аспект деятельности некоммерческих организаций трудно переоценить. Одним из важнейших достижений на этом поприще стало принятие в 2014 г. Постановления Правительства Российской Федерации № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» [6], по мнению экспертов, обозначило начало нового этапа в реформировании и развитии системы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [7]. Постановление разрабатывалось рабочей группой при Правительстве, в которую входили, в т. ч., представители некоммерческих организаций. На сегодняшний день можно сказать, что Постановление еще не заработало в полную силу, кроме того, уже при рассмотрении окончательной редакции у членов рабочей группы возник ряд замечаний и возражений, которые планируется учесть при принятии поправок к Постановлению. Тем не менее, уже сейчас начинается процесс глобального реформирования всей системы детских сиротских учреждений в стране. Намечены следующие преобразования:
– переориентация учреждений на проведение полноценной реабилитации детей, всестороннее содействие их устройству детей в семьи;
– создание условий для частной жизни детей, реализация их права самостоятельно распоряжаться своим имуществом, временем и т. д.
– система детских сиротских учреждений должна стать более открытой и к обучению, и к новым технологиям и моделям, и к взаимодействию с разными партнерами, в том числе специализированными НКО, волонтерами, наставниками [7]. В этой связи также необходимо продолжать работу по законодательному закреплению таких понятий как «распределенная опека» и «сопровождаемое проживание». Эти механизмы позволят создать гораздо более благоприятную среду для жизни детей-сирот с инвалидностью, существенно снизит степень их нынешней изолированности от общества и собственной семьи, даст возможность лучше контролировать качество социальных услуг, оказываемых детским учреждением.
В целом, соблюдение прав детей, уважительное отношение к их потребностям, защита их законных интересов должны стать первостепенными задачами государства и общества. Необходимо выстроить систему, в которой дети будут защищены не только с социальной, но и с правовой точки зрения.
В заключение необходимо отметить, что обеспечение благополучного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и создание максимально эффективной системы социальной помощи таким детям, возможно только при условии тесного всестороннего сотрудничества органов государственной власти и гражданского общества в лице представителей профильных некоммерческих организаций. Глубокое погружение в предмет, работа «в поле», обширная практика правоприменения позволяет НКО формировать перспективные законодательные и практические инициативы, а государству — учитывать их в процессе нормотворчества и в рамках реализации федеральной социальной политики.
Литература:
- Самарина, Н. И. Сиротство как социальная проблема / Н. И. Самарина. — Текст: электронный // Открытая электронная библиотека научно-образовательных ресурсов Оренбуржья: [сайт]. — URL: http://elib.osu.ru/bitstream/123456789/2091/1/3171–3177.pdf (дата обращения: 02.12.2020).
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). — Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/95c44edbe33a9a2c1d5b4030c70b6e046060b0e8/ (дата обращения: 02.12.2020).
- В России сократилось число детей-сирот в детских домах. — Текст: электронный // РИА Новости: [сайт]. — URL: https://ria.ru/20200529/1572151621.html (дата обращения: 02.12.2020).
- Приказ Минтруда России № 680н от 18 ноября 2013 г.. — Текст: электронный // Минтруд России: [сайт]. — URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/139 (дата обращения: 02.12.2020).
- О фонде. — Текст: электронный // Благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам»: [сайт]. — URL: https://www.otkazniki.ru/about/ (дата обращения: 02.12.2020).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481 г. Москва «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей». — Текст: электронный // Российская газета: [сайт]. — URL: (дата обращения: 02.12.2020).
- Новый этап развития российской системы устройства детей-сирот: Постановление Правительства № 481 глазами экспертов. — Текст: электронный // КиберЛенинка: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novyy-etap-razvitiya-rossiyskoy-sistemy-ustroystva-detey-sirot-postanovlenie-pravitelstva-481-glazami-ekspertov (дата обращения: 02.12.2020).