Система работы над проверяемой безударной гласной в корне слова в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 07.12.2020

Статья просмотрена: 745 раз

Библиографическое описание:

Алифер, Е. П. Система работы над проверяемой безударной гласной в корне слова в начальной школе / Е. П. Алифер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 376-378. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76063/ (дата обращения: 16.11.2024).



В школе одной из главных задач обучения русскому языку младших школьников всегда было формирование орфографической грамотности. С введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к качеству освоения предметной области «Русский язык» стали предъявляться строго регламентированные требования. В ФГОС НОО прописано, что предметными результатами изучения орфографии в начальной школе должны быть следующие умения:

− находить изученные орфограммы в словах, правильно писать слова с изученными орфограммами;

− обосновывать выбор написания;

− находить и исправлять орфографические ошибки;

− правильно писать слова с непроверяемыми написаниями.

Нельзя не согласиться, что орфографический навык — это сложный навык. Проблема соблюдения при письме изученных орфографических норм известна давно, а пути решения рассматриваются до сих пор.

Известно, что одна из самых распространённых орфограмм в русском языке — проверяемая безударная гласная в корне, а значит, работа над ней должна строиться грамотно, чтобы избежать большого количества орфографических ошибок в письменных работах учащихся.

По самой своей сути усвоение орфографических правил невозможно без определенного уровня владения грамматическим, фонетическим, словообразовательным материалом. Грамматическая теория — это фундамент орфографического правила.

Для формирования навыка правописания в корнях слов безударных гласных учащимся необходимо владеть совокупностью знаний и умений:

1) умение различать гласные и согласные звуки; ударные и безударные гласные;

2) умение соотносить написание и произношение слова, устанавливая сходство и различие;

3) умение разбирать слово по составу (проводить морфемный анализ);

4) умение подбирать однокоренные слова;

5) умение изменять форму слова.

Как видим, основа успешного изучения орфографии закладывается ещё в 1 классе на уроках обучения грамоте.

Однако каждое из указанных умений само по себе создает только предпосылку для формирования этих навыков: важно взаимодействие между ними. Так при написании безударных гласных в корне фонетические знания и умения вступают во взаимодействие с умениями выделять корень, подбирать однокоренные слова или изменять форму слова. Практика последних лет показала, что одной из причин ошибочного написания безударных гласных в корне является неумение совмещать следующие операции: выделение ударного слога, нахождение корня слова. А ведь ударение ученик должен поставить правильно и в проверочном, и в проверяемом слове: чАстый — частотА, зИмний — зимОвка, подАрок — подарИть и т. п.

Возникает необходимость в систематическом (в течение учебного года) проведении упражнений, имеющих такие задания:

  1. Поставь ударение.
  2. Выдели корень.
  3. Обозначь безударную гласную.
  4. Подбери проверочное слово.
  5. Вставь безударную гласную.

При подборе проверочных слов, определяющих написание безударных гласных корня, учащиеся устанавливают связь между фонетическими и морфологическими знаниями, так как для проверочного слова характерны два признака:

а) гласный звук в корне ударный,

б) проверочными являются слова однокоренные или формы одного и того же слова.

Исследования доказали, что если учащиеся ориентируются только на один из указанных признаков, то ошибочный подбор проверочных слов возрастает до 70–80 %. Также выяснили, что часть младших школьников правильно подбирают проверочные слова, но не могут объяснить, почему данное слово является проверочным. Поэтому не случайно в школе стали больше внимания уделять осознанию учащимися последовательности действий, которые необходимо выполнить при написании той или иной морфемы слова (приставки, корня, суффикса, окончания). Знание алгоритма действий для нахождения и проверки орфограммы позволяет ученику избежать ошибки.

В освоении орфографической грамотности школьников на начальном этапе их обучения выделяют шесть основных этапов:

  1. Нахождение орфограммы в слове.
  2. Определение ее видового различия.
  3. Поиск способа разрешения орфографической задачи, исходя из разновидности орфограммы в слове.
  4. Построение алгоритма разрешения орфографической задачи. Он должен носить детальный характер, отражая стадии и направления решения, их последовательность.
  5. Разрешение орфографической задачи, путем выполнения последовательных шагов по разработанному алгоритму.
  6. Проведение анализа и оценки разрешения задачи.

К. Д. Ушинский большое значение придавал системе орфографических упражнений. «...Систематичность упражнений,— писал он,— есть первая и главнейшая основа их успеха, и недостаток этой систематичности — главная причина, почему многочисленные и долговременные упражнения в орфографии дают плохие результаты».

Значит, орфографические упражнения — основное средство формирования орфографического навыка. Они могут быть устные и письменные.

По типологии могут быть разделены по учебным целям:

− формирование умения видеть орфограмму,

− упражнение по применению данного правила,

− на уточнение сущности правила,

− на закрепление,

− пропедевтического толка,

и по видам деятельности:

− списывание,

− лексико-грамматические упражнения,

− изложение,

− сочинение,

− диктант: предупредительный/ объяснительный/ выборочный / самодиктант (зрительный и слуховой)/ контрольный диктант / свободный.

Для формирования навыка грамотного письма не менее важным условием является также предупреждение и исправление орфографических ошибок. Наличие ошибки свидетельствует о том, что у учащихся имеются неправильные знания или они совсем отсутствуют; причиной ошибки может быть также отсутствие связей между знаниями, что значительно затрудняет их применение в речевой практике.

Система работы над ошибками предусматривает следующие традиционные этапы в работе учителя:

1) исправление ошибок с учетом способности школьников к самостоятельной деятельности и уровня усвоения правила;

2) анализ ошибочных написаний, выделение группы ошибок, типичных для класса и для каждого ученика;

3) организация специального урока работы над ошибками.

Остановимся на каждом из этапов.

Работа над ошибками —это прежде всего, по мнению психологов, актуализация цепи правильных знаний, затормаживание неверных. Велика роль систематической работы учащихся над ошибками, которая направлена на осознание сущности проверки. Она может проводиться после каждой письменной работы, а после контрольной- в обязательном порядке.

Для успешного формирования безошибочного письма очень важна установка самих учащихся на сознательное отношение к этому процессу, установка на выработку необходимых умений, но только при систематической и кропотливой работе учителя центральная задача обучения орфографии — формирование орфографических навыков- может быть решена.

Основные термины (генерируются автоматически): слово, умение, орфографическая задача, ошибка, гласный, знание, написание, проверочное слово, русский язык, форма слова.


Задать вопрос