В статье рассматривается, как диагностировать агрессивное поведение у детей с ТНР и ЗПР. Проанализирован уровень агрессивности младших школьников.
Ключевые слова: агрессия, агрессивность, задержка психического развития, тяжелые нарушения речи, младший школьник.
The article discusses how to diagnose aggressive behavior in children with severe speech impairment and mental retardation. The level of aggressiveness of primary school students is analyzed.
Keywords: aggression, aggressiveness, mental retardation, severe speech disorders, primary school student.
Число детей с агрессивным поведением стремительно растет. В СМИ регулярно появляются сообщения об ужасающих случаях жестокости школьников.
Необходимо отличать понятия — агрессия и агрессивность. А. А. Реан обращает внимание на то, что «агрессия — это намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей, животному» [7]. Агрессивность — это свойство личности, «…выражающееся в готовности к агрессии» [7]. По Л. Берковицу, агрессия — это поведение, нацеленное на нанесение оскорбления или повреждения другому человеку или предмету [2]. А. Бандура говорит об агрессивном поведении как о совокупности ранее усвоенных моделей поведения [1]. Теория инстинкта З. Фрейда и К. Лоренца определяет агрессивное поведение как неотъемлемое свойство всех живых существ, реализующееся в борьбе за жизнь. Таким образом, проанализировав несколько понятий агрессии и агрессивности можно сделать вывод, что агрессия — это действие, а агрессивность — это готовность к совершению действий. Так же агрессию можно определить как вид действий или состояния, а агрессивность является чертой характера, привычку, склонность реагировать на все агрессивно. Две основных формы агрессии это деструктивная, которая выражается в враждебном поведении, желании причинить боль, получив при это удовольствие и недеструктивная, которая служит при адаптации, выражается невраждебным самозащитным поведением. Причинами возникновения агрессии может выступать целый ряд факторов:
– нарушение семейного воспитания;
– ухудшение социальных условий жизни детей;
– невниманием школы к нервно-психическому состоянию ребенка;
– увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка;
– социокультурными факторами, такими как средства массовой информации, кино и видеоиндустрия, в которых зачастую происходит пропаганда насилия и агрессивного поведения [5].
Для детей с ОВЗ, в частности с ЗПР и ТНР агрессивное поведение является одной из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию, и тому подобные состояния. Задержка психического развития (ЗПР) — это замедление нормального темпа психического развития. Выражается в недостаточности общего запаса знаний ребенка, низким объемом внимания и памяти, сопровождается незрелостью мышления, недостаточностью автоматизации движений и действий, низкой целенаправленностью и слабостью саморегуляции, происходит быстрая утомляемость в интеллектуальной деятельности и задержка развития эмоциональной сферы. Тяжелые нарушения речи (ТНР) — это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.
У детей с ЗПР проявление агрессии возможно при смене привычных обстоятельств, таких как смена учителя, смена школы, класса и т. д. Обычно такие дети выбирают себе для общения детей младше себя. В результате неудачи в межличностных отношениях у детей появляется отрицательное представление о самом себе, обычно у них занижена самооценка и проявляется агрессивно-защитное поведение. При этом агрессивное поведение направлено не на действия посторонней личности, а на саму личность, так как именно она является раздражителем для детей с ЗПР.
У детей с ТНР заметны отклонения в эмоционально-волевой сфере, им свойственная частая смена настроения, низкая мотивация, неуверенность в себе, раздражительность и агрессия. Подобные нарушения выражаются в затрудненном формировании саморегуляции и самоконтроля.
Для диагностики агрессивного поведения возможно проведение различных методик, тестов, самостоятельного наблюдения. В таблице 1. представлены методики, рекомендованные при изучении агрессивности в основных целевых группах.
Таблица 1
Диагностические методы определения агрессивности.
Дошкольники |
Младшие школьники |
Подростки |
1. Наблюдение за невербальным поведением ребенка и за поведением ребенка в игре. 2. Тест определения особенностей межличностных отношений Рене Жиля. 3. Тест Розенцвейга для изучения особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях. 4. Тест «Сказка» Л. Дюсс. 5. КРС |
1. Тест определения особенностей межличностных отношений Рене Жиля. 2. Тест Розенцвейга для изучения особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях. 3. Тест «Сказка» Л. Дюсс. 4. КРС |
1. Методика диагностики агрессивности А. Ассингера. 2. Вопросник Басса — Дарки. 3. Тест «Руки» (Hand-Test) 4. Тест склонности к риску. 5. Фрейбургская анкета агрессивности. 6. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному по-ведению К. Томаса. 7. «Несуществующее животное». 8. Тест «Руки» (Hand-Test) |
Родители |
||
1. ACB. 2. Тест «Руки» (Hand-Test) |
1. ACB. 2. Тест «Руки» (Hand-Test) |
1. ACB. 2. Тест «Руки» (Hand-Test) |
Педагоги |
||
1. Тест «Руки» (Hand-Test) 2. Анкета «Признаки агрессивности». 3. Анкета для воспитателя детского сада |
1. Тест «Руки» (Hand-Test) 2. Анкета «Признаки агрессивности». 3. Методика диагностики агрессивности А. Ассингера. 4. Способность педагога к эмпатии |
1. Тест «Руки» (Hand-Test) 2. Методика диагностики агрессивности А. Ассингера. 3. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному по-ведению К. Томаса. 4. Способность педагога к эмпатии |
Применение разноплановых методик для исследования агрессии и агрессивного поведения детей дает возможность получить широкую и разнообразную информацию об изучаемом феномене:
– данные о направленности активности, связанной с преодолением возникающих перед ребенком объективных или субъективных препятствий;
– информацию о типичных для подростка формах агрессивного поведения;
– репертуар агрессивных и неагрессивных действий, применяемых детьми для преодоления трудных (фрустрирующих) ситуаций.
Вместе с тем, как правило, методики выявляют лишь наличие агрессивных компонентов, позволяя диагностировать агрессивные тенденции. Но истолкование полученных данных требует как дополнительного теоретического анализа, так и создания специальных экспериментальных ситуаций для раскрытия условий и возможностей коррекции агрессивности. Важным фактором при этом является возраст ребенка. [5]
С тестовой диагностикой можно и нужно сочетать наблюдение взрослого с целью оценки внешних проявлений агрессии, ее продолжительности, вегетативных признаков, особенностей отношения к собственной агрессии, чувствительности к помощи взрослого, реакции на ограничения и новизну, объекта агрессии (на предмет, одноклассника или себя), чувствительности к присутствию других людей, чувствительности к агрессии окружающих.
По результатам проведённых методик М. З. Дукаревича «Несуществующее животное» [3], М. Памфиловой «Кактус» [6] и собственного наблюдения можно сделать вывод, что среди младших школьников оказалось три ребенка с ЗПР, три ребенка с ТНР, которые склонны к агрессии. У учащихся отмечается недеструктивный тип агрессии. В основном агрессия проявляется в моментах, когда дети защищают себя от окружающих, когда они не хотят выполнять задание, а их заставляют, при знакомстве с новыми членами коллектива (новые одноклассники, педагоги), в ситуации стресса (плохие оценки, ссора с родителями).
Литература:
- Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000.
- Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. 512 с.
- Венгер А. Л. Рисуночные тесты: иллюстративное руководство. М., ВЛАДОС — ПРЕСС, 2005.
- Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). М., 1994. 272 с.
- Михайлина М. Ю. Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа — Волгоград: Учитель, 2009. — 116 с.
- Памфилова М. Графическая методика «Кактус» // Обруч. 2000. № 5. С.
- Реан А. А., 1999, с. 218
- Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Ростов на Дону.: Феникс, 2004. 350 с.