В статье авторы раскрывают возможности профилактики аутодеструктивного поведения среди обучающихся школы-интерната.
Ключевые слова: аутодеструктивное (самоповреждающее) поведение, его формы, направления профилактики.
Актуальность проблем современного общества и системы образования, социальная ситуация развития тубинфицированных детей, поступающих в школу-интернат, свидетельствует об увеличении количества детей и подростков с аутодеструктивным поведением. В школе-интернате обучаются школьники с сопутствующей хронической патологией и имеющие проблемы в развитии; а также находящиеся в трудной жизненной ситуации. Поэтому важным является обеспечение условий для полноценного психисоциального развития обучающегося, обеспечение его нормальной жизнедеятельности и самочувствия в социуме. Существует ряд проблем, которые провоцируют проявление аутодеструктивного поведения: подростки, находящиеся в группе риска по заболеванию, отличаются от соматически здоровых сверстников эмоциональной неустойчивостью, сензитивностью, инфантильностью и конформностью за счёт длительного пребывания в школе-интернате. Выявленные психологические особенности могут обусловливать формирование неблагоприятных типов реагирования на жизненные ситуации. К причинам неблагополучия относится алкоголизм родителей, увеличение числа лишенных родительских прав, а также находящихся в местах лишения свободы и малообеспеченных. Обучающиеся, находясь в состоянии длительной болезни, часто демонстрируют трудности адаптации, снижение нервно-психической устойчивости, трудности саморегуляции поведения, проявляют инфантильность, зависимость, эмоциональную незрелость, высокую тревожность и агрессивность.
Аутодеструктивное (самоповреждающее) поведение — такой способ взаимодействия человека с окружающими людьми и самим собой, при котором ему наносится вред, то есть его действия направлены на нанесение прямого или косвенного ущерба собственному соматическому или психическому здоровью, несут угрозу целостности и развитию личности человека (И. В. Берно-Беллекур, Е. В. Змановская, A. А. Руженков, Г. А. Лобов, А. В. Боева, ОО. Андроникова). Это сложное комплексное многоаспектное явление, проявляющееся на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Распространены следующие его формы: суицидальное поведение; девиантное и делинквентное поведение; пищевая зависимость (булимия и анорексия); аддиктивное поведение; фанатическое поведение; виктимное поведение; деятельность с выраженным риском для жизни.
Профилактика аутодеструктивного поведения обучающихся школы — интерната включает в себя следующие направления:
– научно-методическое;
– диагностическо-аналитическое;
– профилактическое;
– коррекционно-развивающее.
– профилактическое направление.
При разработке мероприятий учитывали следующие принципы: системный подход — тесное взаимодействие различных специалистов и всех субъектов образовательного процесса; комплексный подход — использование различных средств, методов и приемов при организации профилактической работы; индивидуальный подход — учет индивидуально-типологических, психофизиологических и возрастных особенностей учащихся; личностно-ориентированный подход — акцент на развитие структур личностного уровня психологического здоровья обучающихся (самосознание, ценностно-смысловая, мотивационная сферы); позитивный подход — формирование ресурсного потенциала личности с опорой на ее сильные стороны, формирование позитивного отношения к своему здоровью (Э. М. Казин и др., 2003, 2008) [1]. Содержание программных мероприятий:
- Научно-методическое направление. Семинар для педагогов, общешкольное родительское собрание «Профилактика аутодеструктивного поведения детей подростков». Раскрыть понятие «Аутодеструктивное (самоповреждающее) поведение», его виды, формы. Рассмотреть причины аутодеструктивного поведения. Определить признаки социально — психологической дезадаптации личности [2].
- Диагностика проявлений аутодеструктивного поведения обучающихся.
– Выявление суицидальных настроений.
– Выявление деструктивных тенденций и суицидальных намерений подростков. ( А. А. Кучер, В. П. Костюкевич).
– Склонность к зависимому поведению (В. Д. Менделевич).
– Самооценка склонности к экстремально-рискованному поведению (М. Цуккерман).
– Предрасположенность подростков к реализации различных форм виктимного поведения.
- Профилактическое направление.
– «Всемирный день отказа от курения». Рассказ о международных дня, посвященных борьбе с курением. Причины смертности от курения. Историческая справка о табаке. Виды наказания курильщиков. К чему приводит курение. Методы борьбы с курением в настоящее время [7].
– «Как не стань жертвой наркомании». Рассмотреть понятия «наркомания», «наркотики», «контагиозность», «закон дозы». Выяснить причины наркомании среди подростков. Роли членов в наркоманической группе. Этапы развития наркозависимости. Диагностика. Анкета для подростка «Твоя позиция».
- Коррекционно-развивающее направление.
– Беседа«Ловушки Интернета». Историческая справка. Основные симптомы Интернет — зависимости. Тест-опросник, направленный на выявление интернет-зависимости. Группы интернет-зависимых: висящих на общении ради общения; висящих на информации. Критерии Интернет — зависимости. Способ решения зависимости.
– Тренинг «Саморазвитие личности» [1]. Цель:активизация процесса самопознания. Занятия проводятся в течение учебного года, один раз в неделю по 40–60 минут.
– Классный час «Это должен знать каждый» (профилактика виктимного поведения). Цель: развитие у подростков чувства ответственности за совершенное действие.
Довести до подростков понятие о насилии, о возможностях его предотвращения, о законах, защищающих жертву; научить противостоять насильственным действиям. На примерах показать последствия насилия. Анкетирование учащихся. Формы насилия (физическое, психическое).
– Разбор ситуации. Например, Наташа перешла в 64-ю городскую школу и почувствовала отторжение со стороны сверстниц. Вначале они обвинили новенькую в ябедничестве, потом решили проучить. Акции устрашения подростки снимали на мобильный телефон и распространяли среди сверстников. Глядя на следы побоев сложно поверить, что их нанесли такие же хрупкие девочки-подростки. Вопросы для обсуждения:
– Какие виды насилия произошли? Какой исход возможен для девочки?
– Что делать в данной ситуации? К кому обратиться за помощью?
– Ролевая игра «Конфликт». Например, «Только не надо нас пугать».
Учитель. Я пригласил вас, чтобы выяснить, почему ваш сын пропускает уроки литературы.
Мама ученика. Вы знаете, что сын профессионально занимается танцами, его ждет артистическая карьера. Пусть он лучше поспит лишний часок или погуляет.
Учитель. Но оценка по литературе в аттестате будет стоять не за его танцевальные успехи. Он получит то, что заслуживает.
Мама ученика. Ой, только не надо нас пугать. Думаете, на вас управы не найдется?
Обсуждение.
Литература:
- Анн, Л. Психологический тренинг с подростками [Текст] /Л. Анн. — СПб.: Питер, 2005.-271с.
- Аутодеструктивное поведение: психологическая характеристика, коррекция, профилактика [Электронный ресурс] Режим доступа: https://mylektsii.ru (дата обращения 01.04.19).
- Белогуров С. Популярно о наркотиках и наркоманиях [Электронный ресурс] Режим доступа http: // high ru (дата обращения 30.01.19).
- Котляков, В. Ю. Профилактика наркозависимости в школе [Текст] / В. Ю. Котляков.- Кемерово, 2011.-360с.
- Лапшин, В. Е. Аутодеструктивное поведение подростков: причины, приводящие к суициду [Текст] / В. Е. Лапшин // Вестник Владимирского юридического института. — 2008. — № 1 (6). — С. 172–173.
- Ольшанский, Г. С. Как предупредить наркоманию и токсикоманию у детей и подростков [Текст] / Г. С. Ольшанский.- Новокузнецк, 2012.- 370с.
- Работа с подростками девиантного поведения [Текст] /авт. сост. И. А. Устюгова.- Волгоград, 2013.- 148с.