В статье рассматриваются различные методы и показатели оценки эффективности технологического обслуживания предприятия. В частности, в работе проведена взаимосвязь между используемыми материалами, степенью планирования эксплуатации и обслуживания машин и механизмов, и их конечное влияние на качество выполнения договорных обязательств промышленным предприятием.
Ключевые слова: экономика, управление, оценка эффективности, показатели, анализ.
Чтобы компании могли гарантировать достижение своих целей и задач, показатели эффективности используются для оценки, анализа, контроля и улучшения производственных процессов. Менеджеры проектов также используют их для оценки производительности различных организаций, заводов, отделов, команд и отдельных лиц, а также для оценки сотрудников [1].
Выбор подходящих параметров и процедур измерения эффективности очень важен для получения хорошего метода мониторинга, контроля и оценки изменений и улучшений. Определение параметров, которые будут использоваться в качестве показателей эффективности, зависит от конкретных характеристик каждого случая. Для изучаемой компании ряд важных параметров необходим для определения характеристик, связанных с ее производительностью, качеством, эффективностью и техническим обслуживанием оборудования, чтобы получить общий сценарий развития инвестиционного проекта (рис. 1).
Рис. 1. Модель взаимозависимости причин и факторов на нормальную работу предприятия
Показатели эффективности очень важны, поскольку они могут означать разницу между достижением общих бизнес-целей и объяснением того, как неожиданные поломки вызвали очередную задержку производства. Рассмотрим ключевые показатели эффективности.
- Процент планового обслуживания (ППО). Этот показатель представляет собой процент времени, затраченного на плановые работы по обслуживанию, по сравнению с незапланированными. В хорошей системе 90 % обслуживания следует планировать. Расчет выглядит следующим образом:
PPC = (время планового обслуживания / общее количество часов обслуживания) x 100 %
Плановое обслуживание предприятия значительно эффективнее реагирующего, что наглядно проиллюстрировано на следующем графике (рис. 2):
Рис. 2. Изменение издержек при переходе от реагирующего обслуживания к плановому
- Общая эффективность оборудования (ОЭО).
Это показатель производительности единицы оборудования. Он предоставляет информированные данные о том, насколько эффективны процессы обслуживания в организации, на основе таких факторов, как качество оборудования, производительность и доступность [4].
100 % ОЭО означает, что система не производит дефектов при увеличении скорости производства и без его остановок. Понимание сущности показателя ОЭО и связанные с ним потери, организации могут получить существенное представление о том, как улучшить свои производственные процессы.
- Среднее время ремонта (СВР)
Это показатель ремонтопригодности элементов, подлежащих ремонту. СВР начинают отсчитывать, когда начинается ремонт, и идут до полного восстановления работы всего комплекса оборудования. Сюда входит время ремонта, период тестирования и возврат к нормальному рабочему состоянию [2].
Для расчета среднего времени простоя необходимо разделить период простоя на общее количество простоев:
СВР = (сумма простоев / общее количество ремонтов)
Или
(1)
где t i — время восстановления i-го отказа
m — число отказов оборудования за определенную наработку
- Среднее время наработки на отказ (СВН)
Среднее время безотказной работы — это мера прогнозируемого времени между отказом от одного отказа во время нормальной работы. По сути, этот показатель представляет собой ожидаемый срок службы конкретной единицы оборудования. Более высокое значение СВН означает, что купленная деталь (или продукт) будет работать дольше, прежде чем выйдет из строя.
Если знать, как долго прослужит конкретная деталь / оборудование, будет намного проще предсказать и подготовиться к отказу или запланировать некоторые профилактические работы. Чтобы рассчитать СВН, необходимо разделить общее время работы на количество отказов:
СВН = (сумма времени работы / общее количество отказов)
- Соответствие профилактического обслуживания (СПО)
Определяется как процент профилактических работ, запланированных и завершенных в установленное время. Например, может быть запланировано 60 рабочих заданий (которые являются частью плана), но 51 выполнено в конце месяца [3]. Это говорит о том, что за выбранный месяц было покрыто 85 % всех профилактических работ. Недостатком этого показателя является то, что он не сообщает, были ли профилактические работы завершены вовремя.
Разработав стратегию обслуживания и замены важнейших узлов и деталей, компания значительно сократит финансовые и временные издержки на профилактику. В свою очередь, стратегия техобслуживания позволяет усовершенствовать систему обеспечения запасными частями. Добившись прозрачности в ремонтной деятельности, предприятие сможет создать осмысленную систему обеспечения запчастями и на основе четких экономических параметров определять, как часто менять запчасти, какие из них целесообразнее хранить на складе, а какие — заказывать по мере необходимости.
Литература:
- Воронина О. В. Разработка стратегии развития топливно-энергетических компаний // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 5. C. 58–61.
- Кулоян Т. Л. Об оценке эффективности использования топливно- энергетических ресурсов // Промышленная энергетика. 1982. № 1. С. 5–6
- Хусаинова Е. К. Совершенствование подхода к оценке эффективности энергосберегающих проектов [Текст] // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2015. № 2. С. 76–84.