В данной статье рассматривается актуальная проблема развития творческого воображения старших дошкольников с ОНР инклюзивной группы. Рассмотрены теоретические подходы исследователей к данному вопросу, представлены результаты экспериментального исследования роли волшебной сказки в данном процессе.
Ключевые слова: инклюзивное образование, творческое воображение, волшебная сказка.
Воображение — наиважнейший умственный процесс, он присущ только человеку. Человек может изменять окружающий мир, с помощью воображения, создавать произведения искусства и делать всевозможные научные открытия. Силе воображения человека первоначально обязано всё: и первые сказки, услышанные нами в детстве, и самые величайшие открытия.
Одной из задач воспитательного формирования дошкольников, в соответствии с ФГОС ДО (Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования), представляется улучшение общей культуры детей, а также их интеллектуальных, нравственных, эстетических качеств, самостоятельности, инициативности и ответственности. Инклюзивное образование предусматривает объединенное обучение и досягаемость качественного образования для каждого на базе организации общеобразовательного пространства, отвечающего требованиям разного рода потребностям всех детей.
Одним из важнейших направлений в работе педагогов дошкольных образовательных организаций также является расширение воображения воспитанников. Необходимо создавать условия, в которых дошкольники могли бы проявлять творчество и самостоятельность, приобщаться к сказке.
Проанализировав Федеральные государственные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста, можно увидеть, что психическому процессу-воображению уделено мало внимания. Действующая система дошкольного обучения и воспитания по сути не содержит (или содержит не в полной мере) особых средств, нацеленных на последовательное и систематическое развитие воображения у воспитанников.
Исследователи А. Н. Леонтьев, О. М. Дьяченко и др. изучали творческое воображение. Они делали свой акцент на мысли о том, что воображение тесно связано с неконкретностью постигаемой ситуации и значительной необычайностью, разрешение которой предполагает неограниченное разнообразие всевозможных средств [2; 4].
По мнению Л. С. Выготского, становление детского воображения зависит от общих закономерностей созревания данного процесса, но предполагает свои особенности, ведь каждый возрастной период отличается своей формой творчества. Ученые и исследователи отмечают ту достоверность, что творческое воображение в своем формировании шаг за шагом переходит от форм элементарных к более сложным, от легкого свободного комбинирования к рационально аргументированному комбинированию [1, с. 97].
Наибогатейшим ресурсом формирования творческого воображения ребёнка значится сказка, говорил П. И. Яничев. Сказка — это произведение художественное прозаическое волшебного, бытового или авантюрного характера, в котором имеют место быть фантазия, чудесные превращения, вымысел, отмечал он [5].
Психологи все чаще прибегают к анализу сказок объясняя, что сказки способны действовать на поведение и совершенствование личности. Исследователи доказали, что для развития и формирования мышления у малышей необходимо чтение и знакомство со сказками. Сказка учит маленького ребёнка размышлять, оценивать поступки сказочных персонажей, оказывает влияние на развитие речи, участвует в тренировке внимания и памяти. Сказка — это своего рода тренировка жизненных навыков для ребенка, исследующего окружающий мир.
Основываясь на теоретическую часть нашей работы, мы провели следующий эксперимент, который был проведен на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы «Школа № 853».
Состояло исследование из трех этапов: констатирующего (сбор данных об уровне развития воображения детей), формирующего (серия фронтальных занятий по составленной программе), контрольного (контрольного сбора данных и сопоставления результатов с итогами констатирующего этапа, выводы).
Для исследования уровня развития творческого воображения старших дошкольников с ОНР инклюзивной группы нами были подобраны и использованы следующие методики: «Дорисовывание фигур» (Дьяченко О. М.), «Солнце в комнате» (Синельников В. Б., Кудрявцев В. Т.), «Складная картинка» (Синельников В. Б., Кудрявцев В. Т.) [3].
Анализ экспериментального изучении показал, что воображение у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи, посещающих инклюзивную группу имеет в основном показатели среднего и низкого уровня.
По результатам констатирующего этапа нами была определена цель: составить и апробировать выявленные условия развития воображения старших дошкольников с общим недоразвитием речи в результате работы с волшебной сказкой.
В ходе подготовки к практической работе были поставлены следующие задачи:
− с учетом выявленного уровня воображения разработать и составить программу педагогической работы, направленной на развитие воображения старших дошкольников с общим недоразвитием речи инклюзивной группы;
− апробировать программу работы с волшебной сказкой, как одним из условий развития воображения старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
− сделать выводы.
Программа включала серию непосредственной образовательной деятельности, различные методы, формы средства работы. Все виды деятельности проводились в игровой форме с детьми всей инклюзивной группы.
Нами были подобраны волшебные сказки, на наш взгляд, способствующие развитию воображения детей старшего дошкольного возраста и использующие их творческие способности.
Для повторной диагностики интересующих нас показателей уровня развития воображения нами использовались те же методики, что и на констатирующем этапе. Повторная диагностика была проведена с целью сравнительного анализа результатов показателей уровня воображения до проведенных занятий по разработанной программе, фронтальных занятий и после проведенной нами работы.
Сравнительные результаты констатирующего и контрольного эксперимента продемонстрировали положительную динамику развития творческого воображения у детей. Исходя из чего, мы можем сделать следующий вывод о том, что проведенная нами работа с использованием составленной программы занятий на основе волшебных сказок является эффективным условием развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи инклюзивной группы. Данная программа может быть внедрена для реализации в ДОО, а также вполне может применяться самостоятельно родителями для занятий с дошкольниками в домашних условиях.
Таким образом, в ходе нашего исследования предполагаемая гипотеза, что работа с волшебной сказкой будет способствовать развитию творческого воображения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, подтвердилась. Цель работы достигнута. Задачи выполнены.
Литература:
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 2015. 292 c.
- Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. 128 с.
- Кудрявцев В. Т. Воображение ребёнка // Психологический журнал. 2001. № 5. С. 23–29
- Леонтьев А. Н. Развитие воображения дошкольника [Электронный ресурс]. URL: http://iknigi.net/avtor-leytes /74338-razvitie-voobrazheniya-doshkolnika-metodicheskoe-posobie-dlya-vospitateley-i-roditeley-leytes.html (дата обращения 25.11.2020 г.).
- Яничев П. И. Психологические функции волшебной сказки // Журнал практического психолога. 1999. № 10. С.27–37.