Методические аспекты преподавания статистики и теории вероятностей в школьном курсе математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 05.12.2020

Статья просмотрена: 1404 раза

Библиографическое описание:

Потапова, К. С. Методические аспекты преподавания статистики и теории вероятностей в школьном курсе математики / К. С. Потапова, А. А. Вовнянко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 421-423. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76112/ (дата обращения: 19.12.2024).



Автор в статье рассказывает об основных аспектах преподавания теории вероятности в школе.

Ключевые слова: теория вероятностей, событие, статистика, элементарное событие, игральная кость.

Разделы теории вероятностей и статистики новые для российской школы. Задача курса — очертить основные цели, этапы и содержание теории вероятностей и статистики. Статистика первична. Тысячи лет в школьных программах господствовали идеи предопределённости и закономерности. Тем не менее, жизнь полна случайных событий; практически все величины вокруг нас изменчивы. Необходимость изучения изменчивости средствами математики стала очевидной не так давно: начало исчисления вероятностей относится к XVII веку, а строгой математической наукой теория вероятностей становится к середине XX века.

У человека не может сложиться полноценная и непротиворечивая картина мира, если он воспринимает мир упрощённо, не учитывает влияние случайностей, изменчивости явлений, ошибок и погрешностей. Вокруг много числовой информации, поэтому важной частью человеческой культуры становится культура статистическая. Математические методы статистики изучать в школе не следует, но стоит познакомить школьников с началом описательной статистики и обработки данных.

Слово статистика происходит от латинского status положение вещей . Это название, объединяющее сбор, подсчёт и анализ количественных данных предложил немецкий ученый Готфрид Ахенвалль. Статистика — эмпирическая наука о данных, подверженных случайной изменчивости. Собирая данные, описывая их, статистика пытается делать правдоподобные выводы, искать связи и строить прогнозы. Центральное место в статистике занимает идея статистической устойчивости. Она позволяет по изученным свойствам одних совокупностей судить о других подобных совокупностях объектов.

Теория вероятностей является для статистики теоретическим фундаментом. Исчисление шансов, исчисление вероятностей зародилось в играх: людей интересовали шансы выиграть, построение выигрышных стратегий. Сегодня теория вероятностей — серьёзный раздел математики, область её применения уже давно не ограничивается исключительно играми. В настоящее время приложения теории вероятностей имеются во многих областях, например, в экономике, медицине, биологии, физике, страховом деле, лингвистике и т. д.

Вместе теория вероятностей и статистика составляют область знания, которая называется стохастикой. Статистика — эмпирическая её часть, тогда как теория вероятностей — теоретическая. Можно сказать, что статистика и теория вероятностей разными средствами изучают изменчивый мир. Статистика идёт к описанию реальных явлений от эксперимента, а теория вероятностей — от математических моделей. Теория вероятностей объясняет и обосновывает само явление статистической устойчивости, во многих случаях умеет выделять в изменчивых явлениях тенденции и отделять их от бессистемных случайных колебаний. Поэтому теорию вероятностей важно изучать в курсе математики основной школы.

Часто считают, что статистические данные — это обязательно большие массивы. На самом деле, даже одна величина может являться статистическим данным, если её использовать как источник информации.

Представление статистических данных . Статистические данные нужно собрать, систематизировать и представить подходящим образом. Основные виды — текстовое, табличное и графическое представление.

Описательная статистика — обработка собранных данных с помощью подходящих характеристик. Например, частот, средних значений, мер рассеивания или симметрии.

Анализ статистических данных — умение на основе данных и их описания делать выводы, выдвигать, проверять или опровергать гипотезы, исследовать случайную изменчивость первичных данных и описательных характеристик.

Начала теории вероятностей — теоретические основания для изучения закономерностей случайной изменчивости.

Математические методы статистики в школьном курсе не изучаются.

Предметные результаты изучения статистики и вероятности на базовом уровне должны обеспечивать:

– умение оперировать понятиями: столбиковые и круговые диаграммы, таблицы; среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах числового набора;

– умение извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики процессов и явлений;

– умение распознавать изменчивые величины в окружающем мире;

– умение оперировать понятиями: случайный опыт, элементарное событие, случайное событие, вероятность события;

– умение находить вероятности случайных событий в опытах с равновозможными элементарными событиями;

– умение решать задачи методом организованного перебора и с использованием правила умножения;

– умение оценивать вероятности реальных событий и явлений, понимать роль практически достоверных и маловероятных событий в окружающем мире и в жизни;

– знакомство с понятием независимых событий;

– знакомство с законом больших чисел и его ролью в массовых явлениях.

Под законом больших чисел в широком смысле понимается общий принцип, согласно которому совокупное действие случайных факторов приводит к результату, почти не зависящему от случая. Под законом больших чисел в узком смысле понимают ряд математических теорем, в каждой из которых для тех или иных совокупностей условий устанавливается факт приближения средних характеристик большого числа испытаний к некоторым определенным постоянным.

Рассмотрим элементарные события. В каждом опыте можно выделить элементарные события, из которых состоят все остальные события. Здесь можно провести аналогию с геометрией. Геометрические фигуры на плоскости состоят из точек. Точно так же события внутри случайного опыта состоят из элементарных событий. В результате случайного опыта обязательно наступает только одно элементарное событие. Каждому элементарному событию назначается вероятность. Чаще всего это сделать непросто, но есть такие случайные опыты, в которых все элементарные события считаются равновозможными в силу симметрии.

Пример. В случайном опыте бросания монеты два элементарных события: выпадение орла и выпадение решки. Монета симметрична, поэтому оба эти события равновозможны и обоим назначается вероятность 0,5.

Пример. При подбрасывании игральной кости элементарных событий шесть: «выпадет одно очко», «выпадет два очка» и т. д. вплоть до события «выпадет шесть очков». Эти события также равновозможны, каждому из них назначается вероятность 16.

Опытов с равновозможными элементарными событиями не так много, в основном это искусственные опыты: игры, жеребьёвка и т. п.

Пример. Игральную кость бросают дважды. В этом опыте 6⋅6=36 элементарных событий, которые удобно представить таблицей.

Таблица 1

Элементы событий

1;1

1;2

1;3

1;4

1;5

1;6

2;1

2;2

2;3

2;4

2;5

2;6

3;1

3;2

3;3

3;4

3;5

3;6

4;1

4;2

4;3

4;4

4;5

4;6

5;1

5;2

5;3

5;4

5;5

5;6

6;1

6;2

6;3

6;4

6;5

6;6

Элементарное событие нельзя разделить на более простые. Может возникнуть вопрос, почему пару чисел, выпавших при двух бросаниях игральной кости, нельзя разделить на два более простых события: выпадение числа при первом броске и выпадение числа при втором броске. Ответ состоит в том, что выпадение первого числа является элементарным событием, но не в нашем опыте, а в опыте с одним броском. (При этом в нашем опыте это тоже событие, но не элементарное, так как оно отвечает целой строке из клеток таблицы).

Литература:

  1. Тюрин Ю. Н., Макаров А. А., Симонова Г. И. Теория вероятностей. М.: МЦНМО, 2009.
  2. Тюрин Ю. Н., Макаров А. А., Высоцкий И. Р., Ященко И. В. Теория вероятностей и статистика. Экспериментальное учебное пособие для 10 и 11 классов общеобразовательных учреждений. М.: МЦНМО, 2014.
  3. Тюрин Ю. Н., Макаров А. А., Высоцкий И. Р., Ященко И. В. Теория вероятностей и статистика. Методическое пособие для учителя. М.: МЦНМО, 2011
Основные термины (генерируются автоматически): теория вероятностей, событие, элементарное событие, игральная кость, статистик, данные, опыт, случайная изменчивость, случайный опыт, умение.


Ключевые слова

статистика, событие, теория вероятностей, элементарное событие, игральная кость

Похожие статьи

Теория вероятностей и математическая статистика в школьной программе: вчера, сегодня, завтра

В статье автор рассматривает современные программы образования в области в математики, в одной из важнейших тем — теории вероятностей, предлагая новые методы в изучении основных моментов дисциплины.

Изучение комплексных чисел в общеобразовательной школе

В статье обсуждается необходимость и возможность изучения комплексных чисел в старшей школе, анализируются актуальные учебники математики, рассматриваются методические аспекты введения данного раздела в школьный курс математики.

О проблеме использования элементов теории графов в школьном курсе математики

В работе рассматривается проблема использования элементов теории графов в школьном курсе математики, а также описаны интеграционные связи математики с другими науками.

Теоретический подход к решению комбинаторных задач

В статье рассмотрены основные понятия, встречающиеся при решении различных комбинаторных задач школьного курса математики.

Анализ темы «Числовые последовательности» в учебных пособиях по алгебре

В статье автор проводит анализ темы «Числовые последовательности» в различных учебниках алгебры 9-го класса.

Роль математики в физике

В статье рассматриваются основные аспекты взаимосвязи математики и физики, на основе которых могут строиться межпредметные связи при изучении физики в средней школе.

Межпредметные связи физики и математики при изучении вопросов геометрической оптики в школьном курсе физики

В статье приведен анализ возможностей реализации МПС физики и математики при изучении вопросов геометрической оптики в школьном образовании.

Отношение учителей и обучающихся к изучению задач по теории графов на факультативных занятиях по математике

В работе рассматривается отношение учителей математики и обучающихся к изучению задач теории графов на факультативных занятиях по математике в основной школе, а также описаны основные этапы изучения данной теории в школьном курсе математики.

Особенности изучения тождественных преобразований в курсе алгебры основной школы

Статья анализирует важность изучения тождественных преобразований в алгебре, особенности и трудности этого процесса на различных этапах школьного обучения.

Методы и приемы введения математических понятий в начальном курсе математики

В статье автор анализирует виды определения математических понятий, методы и приемы их осознанного усвоения младшими школьниками (на примере УМК «Школа России»).

Похожие статьи

Теория вероятностей и математическая статистика в школьной программе: вчера, сегодня, завтра

В статье автор рассматривает современные программы образования в области в математики, в одной из важнейших тем — теории вероятностей, предлагая новые методы в изучении основных моментов дисциплины.

Изучение комплексных чисел в общеобразовательной школе

В статье обсуждается необходимость и возможность изучения комплексных чисел в старшей школе, анализируются актуальные учебники математики, рассматриваются методические аспекты введения данного раздела в школьный курс математики.

О проблеме использования элементов теории графов в школьном курсе математики

В работе рассматривается проблема использования элементов теории графов в школьном курсе математики, а также описаны интеграционные связи математики с другими науками.

Теоретический подход к решению комбинаторных задач

В статье рассмотрены основные понятия, встречающиеся при решении различных комбинаторных задач школьного курса математики.

Анализ темы «Числовые последовательности» в учебных пособиях по алгебре

В статье автор проводит анализ темы «Числовые последовательности» в различных учебниках алгебры 9-го класса.

Роль математики в физике

В статье рассматриваются основные аспекты взаимосвязи математики и физики, на основе которых могут строиться межпредметные связи при изучении физики в средней школе.

Межпредметные связи физики и математики при изучении вопросов геометрической оптики в школьном курсе физики

В статье приведен анализ возможностей реализации МПС физики и математики при изучении вопросов геометрической оптики в школьном образовании.

Отношение учителей и обучающихся к изучению задач по теории графов на факультативных занятиях по математике

В работе рассматривается отношение учителей математики и обучающихся к изучению задач теории графов на факультативных занятиях по математике в основной школе, а также описаны основные этапы изучения данной теории в школьном курсе математики.

Особенности изучения тождественных преобразований в курсе алгебры основной школы

Статья анализирует важность изучения тождественных преобразований в алгебре, особенности и трудности этого процесса на различных этапах школьного обучения.

Методы и приемы введения математических понятий в начальном курсе математики

В статье автор анализирует виды определения математических понятий, методы и приемы их осознанного усвоения младшими школьниками (на примере УМК «Школа России»).

Задать вопрос