В данной статье определена суть и назначение международной торговли технологиями, а также определяются способы проведения таких операций в современном экономическом пространстве. В виде схемы представлена система организаций, которые регулируют процессы обеспечения международной торговли товарами и услугами, имеющими техническое превосходство над аналогами.
Ключевые слова: торговля, обмен, технологии, процесс, система, рынок.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что международный технологический обмен и торговля трактуется с точки зрения двух основных позиций. В широком смысле слова под этим механизмом понимается процесс проникновения различных знаний и научно-технических данных, а также обмен производственным опытом между государствами. В узком смысле слова международная торговля технологиями представлена как передача знаний и опыта, которые относятся к воспроизводству технологических процедур и систем.
В общем смысле слова технология является умением и возможностью человека сделать конкретные вещи на базе установленного процесса. Другими словами, это является практическим умением или навыками человека, которые выступают основным объектом организации международного обмена. Стоит отметить, что не все технологии могут попадать под международный обмен и торговлю. Тем самым, исходя из этого тезиса нужно сделать вывод о том, что международный обмен технологиями является процессом по перемещению информации, которая касается способов и методов преодоления различных барьеров управленческого, производственного и экономического характера. [1]
Технический обмен между странами можно осуществлять как на базе использования денежных средств, так и на безвозмездной основе. Происходит обмен технологиями в основном бесплатно, поскольку распространение может осуществляться на основании некоммерческих каналов, путём выставок или конференций, а также используется промышленный шпионаж.
В рамках передачи и продажи любых технологии в коммерческой форме подразумевается, что она будет представлена неким специфическим товаром. Сам покупатель этой технологии имеет возможность использовать все научно-технические разработки и процессы. Применение подобных разработок в ходе образования важнейшего элемента производственного капитала направлено на создание и выпуск новой продукции. У неё имеется высокий уровень конкурентоспособности, и представляется возможным в течении конкретного периода времени получать дополнительный объём прибыли вследствие уникального характера этого товара, а также меньшего объёма издержек при производстве.
Существует проблема, которая связана с недостаточным формированием законодательной базы во многих странах по охране интеллектуальной собственности.
Технологическую торговлю и обмен осуществляют разнообразные международные организации. На представленном рисунке ниже отражены две самые крупнейшие организации, которые осуществляют такую деятельность:
Рис. 1. Система международных организаций, которые регулируют технологический обмен [2]
Далее необходимо выделить несколько основных форм, которые позволяют обеспечивать международную торговлю и обмен технологиями:
– Проведение исследовательской кооперации в области технологии и науки.
– Распределение технологического набора данных в рамках продажи патентов, лицензий или специальных контрактов.
– Технологическая поддержка и содействие конкретному государству.
– Оказание разнообразных услуг в виде инжиниринга и консалтинга.
– Вывоз за границу человеческого капитала.
Высокий уровень конкурентоспособности той продукции, которую создают благодаря новым технологиям, будет располагаться в обратной зависимости от объёма и доступности этих технологических новинок. Дополнительный объём прибыли будет исчезать только тогда, когда технологические новшества станут достоянием большинства основных предприятий в этой отрасли, или технология улучшится. Если увеличивается уровень монополизации различных знаний в научно-технической сфере, то собственник обладает высокой позицией по защите своей технологии на конкретном товарном рынке. Следовательно, страны и отдельные фирмы желают сохранять свою монополию на новейшие технологии.
Технологии можно передавать двум категориям покупателей: иностранные филиалы или дочерние предприятия, а также независимые фирмы. Новые технологии в большей степени будут предоставлены международным корпорациям, и впоследствии их распределяют на филиалы, а также дочерние фирмы. Связано это с тем, что на основании передачи таких технологий филиалам, осуществляются следующие действия:
1. Во многом можно ликвидировать основные противоречия между ключевым применением базовых технологий для приобретения максимальной прибыли, а также созданными угрозами, которые могут быть определены благодаря утрате монопольной собственности на все научно-технические изменения.
2. Снижаются удельные расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки.
3. Увеличивается размер прибыли материнских компаний, поскольку в большинстве стран платежи за полученную технологию не попадают под процедуру налогообложения. [3]
Достаточно часто принимающие государства могут ограничивать в разнообразных формах и видах процедуры импорта тех товаров, которые обладают технологическим назначением. В процессе продажи технологий есть возможность обеспечивать проникновение на закрытый рынок другой стороны, в виду того, что за этой технологией будут приходить на новый рынок услуги или товары.
Продажа разнообразных технологий независимым компаниям говорит о том, что имеется полная утрата монопольного права на её применение. Вместе с этим, тот покупатель технологии, у которого есть существенные потенциальные возможности в рамках научно-технической деятельности, в будущем может быть крупным конкурентом. Многие продавцы, которые осуществляют продажу технологий независимым компаниям, стараются получить долю в структуре акционерного капитала, и объединить передачу любых технологий с поставками собственного оборудования. Вместе с этим, есть возможность компенсировать утрату всех технологий путём приобретения максимального объёма доходов от продаж.
Подводя итоги нужно отметить, что передача различных технологий в мировой экономической системе происходит за счёт связей и контактов между различными экономическими субъектами. Вместе с этим стоит добавить, что подобная продажа может быть обеспечена благодаря комплексному взаимодействию всех участников экономического процесса. На международном уровне подобная продажа сулит получению конкурентных преимуществ и возможности монополизировать рынок с использованием доминирующей технологией.
Литература:
1. Шуйский В. П. Международная торговля в условиях цифровизации мировой экономики //Российский внешнеэкономический вестник. — 2019. — №. 7. –С.7–20.
2. Стрелкова И. А., Стрелков А. В. Влияние цифровых технологий на динамику международной торговли //Экономика устойчивого развития. — 2019. — №. 4. — С. 292–296.
3. Гамзатова С. А. Роль цифровых технологий в международной торговле //Актуальные вопросы права, экономики и управления. — 2019. — С. 91–94.