Рост технического прогресса и существующая на рынке конкурентная борьба требуют от предприятий малого и среднего бизнеса все больше финансовых вложений. Для того, чтобы предприятия могли иметь больший доход им необходимо производить более качественные товары. Для того чтобы производить качественные товары необходимо высокотехнологичное оборудование. Для закупки нового оборудования или его модернизации нужны достаточно высокие вливания денежных средств.
Проблематика лизинга судов в России
На данный момент времени, лизинг в России еще не получил должного развития. сновные средства, приобретенные по лизинговым схемам, составляют лишь 9 до 15 %, тогда как производственные фонды изношены на 60- 80 % [1]. Это обусловлено тем, что участники лизинговых отношений не могут воспользоваться в полной мере возможностями и преимуществами лизинга, как инструмента инвестиционной деятельности.
Лизинг способен стать одним из стимулов развития российской отрасли информационных технологий.
Речной и морской транспорт является стратегически важными элементами транспортной системы государства. Что обусловлено географическими характеристиками России.
Лизинговые компании неохотно занимаются лизингом морских и речных судов. Причиной служат особенности водного транспорта как бизнеса. Суда, по сути, являются очень дорогими и сложными инженерными сооружениями, они относятся по правилам гражданского законодательства к объектам недвижимости, которые непосредственно требуют наличие государственной регистрации и регулярное обязательное получение разрешений на эксплуатацию от соответствующих государственных органов.
Согласно классификации амортизируемого имущества, суда относят к основным средствам со сроком полезного использования в 20 и более лет, что влечет за собой достаточно большие сроки лизинговых сделок, учитывая при этом, период строительства, например, не менее 8 лет [2].
Необходимость наличия в штате квалифицированных специалистов и экспертов у лизинговой компании, объясняется потребностями в организации для лизингодателя таких процессов как: проектирование судна, необходимых ему условий финансирования строительства, технический контроль за постройкой, и дальнейшее сопровождение и контроль за надлежащей технической и коммерческой эксплуатацией судна. Если в наличии таких специалистов нет, допускается привлечение их на основе «аутсорсинга» [3].
В свою очередь, транспортная судоходная деятельность всегда относилась к отраслям повышенного риска. Это обусловливается как с технической точки зрения — безопасность предмета лизинга и экологии, так и с коммерческой — существует вероятность потери прибыли грузоперевозчика из-за колебаний фрахтового рынка.
На сегодняшний день, лизинговые компании определяют средний размер аванса лизингополучателей в 25–30 %, что является для малых и средних российских судоходных компаний, при достаточно высокой строительной цене непосильным финансовым бременем. Поэтому многие крупные судоходные компании, суда которых, как правило, работают под «удобными» для них флагами на международных грузоперевозках, используют типичные для мировой практики схемы финансирования постройки судов за счет кредитов зарубежных банков [4].
В связи с чем существует необходимость автоматизация лизинговых процессов. Особо остро данный вопрос встал благодаря недавним событиям, когда дистанционная работа и совершение сделок стало актуальным.
Автоматизация была и в ближайшее время останется основным камнем преткновения лизинговых компаний. Уникальность и особенности деятельности в сфере лизинга определяют специфику требований к информационным технологиям и системам, которые они используют в своей деятельности. Уровень проникновения ИТ в лизинговом секторе сегодня достаточно велик, и отказаться от них уже невозможно [5].
Наиболее автоматизированными функциями по-прежнему остаются бухгалтерия и финансовая служба, на достаточно высоком уровне автоматизация работы отдела продаж, отдела по работе с клиентами и системы управления рисками. Поддержку и текущее сопровождение ИС компании предпочитают как полностью передавать на обслуживание сторонних организаций, так и применяют подход, основанный на эффективности и возможностях — собственными и привлеченными ресурсами.
Заключение
Информационные ресурсы развиваются с большой скоростью, объем доступных данных продолжает увеличиваться, а аналитические технологии становятся еще более информативными. Таким образом, можно сделать вывод, что лизинговые компании, предоставляющие услуги организациям, имеющим в эксплуатации суда, которые, в свою очередь, рассмотрят цифровые платформы как стратегический актив, будут процветать, а те, кто проигнорирует эту революцию, рискуют оставаться позади.
Литература:
- Жмачинский В. И., Котов Ю. С. Лизинг как эффективная форма пополнения флота судами смешанного «река-море» плавания // Транспортное дело России. — 2019. — № 2. — С. 48–51.
- Агафонов М. Н. Аренда, лизинг, безвозмездное пользование. Правовые основы. Бухгалтерский учет. Налогообложение. Практические рекомендации. М.: Юстицинформ, 2016.
- Философова Т. Г. Управление механизмом поддержки лизинга // Генеральный директор. 2017. № 4.
- Чугунов В. Предпосылки внедрения лизинговых схем. / В. Чугунов. Журнал «Морская биржа» № 3(13), — 2005 (Судоходство) URL: https:// //www.maritimemarket.ru/article.phtml?id=276 (дата обращения 11.11.2020).
- Консалтинговое агентство «Территория лизинга». Автоматизация лизинговой деятельности 2012 г. Состояние, тенденции и перспективы. Итоги открытого исследования. Режим доступа: URL: http://kleasing.ru/index.php?module=articles&c=deyatel&b=4&a=225