В Уголовном кодексе Вьетнама ответственность за преступление, совершенное в соучастии, существенно выше по сравнению с единичным преступлением. Значительно повышается и уголовная ответственность организатора преступления, для которого объем наказания может вдвое превышать меру уголовно-правовой санкции, назначенной иным соучастникам преступления. Таким способом вьетнамский законодатель демонстрирует отношение государства к организаторам преступлений, признавая их наиболее опасными субъектами групповых преступных деяний.
В то же время, анализ норм уголовного закона Вьетнама показывает, что понятие организатора преступления нуждается в дальнейшей научной разработке. Законодатель обозначает организатора такими терминами, как «лидер», «инициатор», «руководитель», придавая им различные значения, что представляется весьма спорным.
В настоящей статье проводится анализ уголовно-правовой роли организатора преступлений, совершенных в соучастии, по уголовному законодательству Вьетнама, вносятся предложения, направленные на совершенствование рассматриваемого института.
Ключевые слова: Уголовный кодекс Вьетнама, соучастие, организатор преступления, «лидер», «инициатор», «руководитель», преступная роль.
По данным Министерства общественной безопасности Вьетнама, за период 2019 года по всей стране выявлено 105367 преступлений, на долю преступлений, совершенных в составе организованных преступных формирований и иных преступных формирований приходится около 35 % [2].
Сравнение количества преступлений, совершенных в разных формах соучастия, в т. ч. организованными группами, во Вьетнаме за указанный год с показателями за 2018 г., свидетельствует о снижении их числа на 476. Думается, что это связано с тем, что с 2014 г. Министерство общественной безопасности СРВ приняло план № 03/KH-BCA «Об усилении предупреждения и борьбы с организованной преступностью» [3], направленный на усиление предупреждения создания, раскрытия и устранения организованных преступных групп. В особенности данный план направлен против широкого распространения и функционирования преступных групп в форме «черного сообщества».
Это привело к снижению количества преступных группировок во Вьетнаме. Продолжая закреплять успех плана № 03/KH-BCA, 14 ноября 2017 г. министр общественной безопасности СРВ утвердил проект плана № 02 «О предупреждении и борьбе с организованной и транснациональной преступностью» в рамках Национальной стратегии по предупреждению преступности и борьбе с ней на период 2016–2025 гг., с пролонгацией до 2030 г., принятой Правительством СРВ [1].
Хотя ситуация с организованной преступностью в СРВ улучшается, но с точки зрения качественных характеристик она становится все сложнее, поскольку преступные организации стали более разветвленные, действуют изощреннее, профессионально скрываются от преследования. Организованные преступные группы часто создают подпольные организации, имеющие законную «оболочку» для управления преступной деятельностью. Многие организованные преступные группы связываются с коррумпированными служащими и сотрудниками, чтобы те содействовали сокрытию преступной деятельности, маскировке последствий преступлений.
Формирование понятия соучастия в преступлении в уголовном праве Вьетнама имеет длительную историю развития. Впервые институт соучастия во вьетнамском праве был упомянут в Своде законов Хонг Дык (в другом варианте — Куок Чиеу Хинь Луат) в1483 г. [9] В частности, в данном нормативном акте указывалось, что «если несколько лиц совершают одно и то же преступление, организатор будет наказан в соответствии с законом, а остальные соучастники будут наказаны половиной наказания организатора. Если члены семьи совершают одно и то же преступление, наказан будет только глава семьи [4].
Развитие уголовного права Вьетнама привело к изданию второго Свода законов, принятого в XIX веке, под названием «Хоанг Вьет: законы и обычаи» (в другом варианте — Cвод Зя Лонг, 1812г.) [5]. В этом своде ответственность соучастников устанавливалась схожим образом, однако дифференциации на виды соучастников еще не происходило.
Впервые повышенная ответственность организатора преступления была установлена статьей 68 Центрального уголовного кодекса Вьетнама, принятого в 1933г. Судьям предписывалось выявлять организаторов преступления и назначать им наиболее строгое наказание, предусмотренное законом. Для иных сообщников наказание должно было составлять не менее половины срока или объема наказания, назначенного организатору [7] .
Последующий этап развития уголовного права Вьетнама характеризуется усилением уголовной ответственности за соучастие. На судебно-обзорной конференции Вьетнамского суда в 1963 г. соучастие было определено как преступная деятельность двух или более лиц, объединенных общей преступной целью и действующих в форме организации, подстрекательства, пособничества либо непосредственного участия в преступлении [8, с. 30].
Тем не менее, официальная дефиниция соучастия появилась только в Уголовном кодексе Вьетнама 1985 г. Законодатель сформулировал понятие соучастия следующим образом: это «двое или более лиц, совместно умышленно совершающие преступление». Эта же формулировка без изменений перешла и в Уголовный кодекс Вьетнама 2015 года (далее — УК СРВ).
В уголовно-правовой литературе Вьетнама соучастие дифференцируется по различным основаниям. По наличию сговора выделяется соучастие с предварительным соглашением и соучастие без предварительного соглашения.
Следующая классификация сводится к разделению соучастия на «простое» и «сложное», при котором имеет место распределение ролей между соучастниками. Соучастие с распределением ролей предполагает, что в совершении преступления вместе с исполнителем принимает участие еще хотя бы один из остальных соучастников (организатор, подстрекатель или пособник). Данные субъекты не принимают непосредственного участия в совершении преступления, но своими действиями облегчают его совершение или могут подтолкнуть к его совершению.
Очередная классификация подразделяет соучастие на « обычное » и «особое», то есть «организованное соучастие». Классификационным основанием выделения форм соучастия при таком подходе является степень сплоченности соучастников. Сплоченность — это социально-психологическая характеристика преступного сообщества, она отражает общность участников в реализации преступных целей. Чем теснее связь между соучастниками, тем выше степень организованности их действий, а, следовательно, тем опаснее преступление, совершенное ими.
В УК СРВ получили законодательное определение и соучастники преступления: организатор (Người tổ chức), исполнитель (Người thực hành), подстрекатель (Người xúi giục) и пособник (Người giúp sức).
В частности, «организатор» определен как: «инициатор, лидер и руководитель в совершении преступления» (ч. 3 ст. 17 УК СРВ).
Из приведенного выше определения видно, что понятия «инициатор», «лидер» и «руководитель» одновременно обозначают именования и роли организатора в преступном сообществе, а также отражают его сущность и деятельность.
Приведенные характеристики организатора не получили расшифровки в УК СРВ, однако активно разрабатываются в уголовно-правовой доктрине. В частности, в юридической литературе инициатором именуется лицо, создавшее замысел преступления и наставления к преступной деятельности. Таким образом, «инициатор» — это лицо, которое порождает преступный замысел и указания соучастникам к противозаконной деятельности, активно провоцирует преступление. Он может непосредственно руководить или контролировать преступную деятельность, либо стоять в стороне, наблюдая за преступной деятельностью соучастников [7].
Инициатор является автором преступного сговора. В действительности, инициатор, породивший намерение учинить преступление, также может быть и тем лицом, которое совершенствует и прорабатывает этот замысел посредством планирования, поручая задачи своим сообщникам.
Лидер является главой преступной группы, лицом, которое формирует преступные намерения и передает их соучастникам, осуществляющим выполнение полученных указаний. Реализация сговора с намерением совершения преступления может быть осуществлена посредством планирования. Это может быть план вербовки людей в преступную группу, план поручения задач соучастникам преступления и т. п. [7].
На практике часты случаи, когда субъект (лицо) одновременно является тем, кто породил сговор и разработал инструкции по совершению преступных действий, и вместе с тем является лицом, которое осуществляет этот преступный сговор и наставления к противозаконных действиям (как инициатор и как лидер).
Наконец, «руководитель» — это человек, который непосредственно контролирует воплощение преступного замысла силами соучастников. Руководитель создает устойчивые связи между участниками преступной группы и поддерживает их.
Итак, по отношению к другим соучастникам организатор преступления может одновременно исполнять роли инициатора, лидера и руководителя, то есть совмещать в одном лице три преступные функции. Однако организаторами могут быть и три разных человека, каждый из которых выполняет собственную задачу.
В любом случае, организатор преступления по УК СРВ считается наиболее опасным типом участников преступной группы, подлежащий максимально строгому наказанию.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что вьетнамский законодатель, относя организатора преступления к самостоятельным участникам преступного сообщества, в то же время, недостаточно четко проводит разграничение между формами организаторской деятельности. Представляется, что такие термины, как «лидер» и «руководитель» являются синонимами, а понятие «инициатор» в большей степени соотносится с ролью подстрекателя.
В этой связи необходимо более точно сформулировать понятие организатора преступления, исключить указание в УК СРВ на дублирующие функции, которые может исполнять организатор, в том числе — по отношению к иным соучастникам, а также рассмотреть возможность заимствования положительного зарубежного опыта, в частности — положений УК РФ, регулирующих уголовную ответственность организатора преступления.
Литература:
- Bộ Công an Việt Nam. Đề án về phòng chống các loại tội phạm có tổ chức, tội phạm xuyên quốc gia. 2017. № 02/ĐA-BCA.
- Bộ Công an. Tổng kết công tác năm phòng chống tội phạm năm 2019, triển khai nhiệm vụ 2020.
- Chính phủ Việt Nam. Kế hoạch về tăng cường đấu tranh phòng, chống tội phạm có tổ chức trong tình hình mới. 2014. № 03/KH-BCA
- Điều 35, Chương Danh lệ, Quyển 1 — Quốc triều Hình luật (1995), Nhà xuất bản Chính trị quốc gia, Hà Nội — tr. 126// (Источник переведен автором: Куок Чиеу Хинь Луат. Ханой: Изд-ство Государственная политика, 1995. Ст. 35, Том. I. — С.126).
- Hoàng Việt Luật lệ (1994) Nhà xuất bản Văn hóa Thông tin, Hà Nội. (Источникпереведен автором: Хоанг Вьет закон и обычаи. Ханой: Издательство Культура иИнформация, 1994. — С.981).
- Nguyễn Ngọc Hòa, Bàn về các giai đoạn thực hiện tội phạm và vấn đề đồng phạm, 2012, Hà Nội, tr. 83. (Источник переведен автором: Нгуен Нгок Хоа, Об стадиях совершения преступления и проблеме соучастия, 2012, Ханой. — С. 83).
- Nguyễn Văn Hào, Bộ Hình luật Việt Nam, Sài Gòn, 1962, tr. 273. (Источник переведен автором: Нгуен Ван Хао, Уголовный кодекс Вьетнама, Сайгон, 1962. — С.273).
- Tòa án nhân dân tối cao, Tập hệ thống hóa luật lệ về hình sự, 1975, tr. 30. // (Источник переведен автором: Верховный народный суд, «Кодификация уголовного закона», 1975. — С. 30.
- Нормы Свода законов Хонг Дык былы созданы и применены с 1428 г. до 1843г. во время царствования династии Ле. В 1483 г. Свод законов Хонг Дык был официально опубликован королем Ле Тхань Тонг на основе собирания, дополнения и изменения всех изданных предыдущими королями норм.