Анализ спортивной деятельности с позиции особенностей, выражающихся в ее экстремальном характере | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 05.12.2020

Статья просмотрена: 295 раз

Библиографическое описание:

Кузнецов, А. В. Анализ спортивной деятельности с позиции особенностей, выражающихся в ее экстремальном характере / А. В. Кузнецов, К. Г. Поспелов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 521-522. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76130/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье авторы, анализируя спортивную деятельность как экстремальную деятельность, акцент ставят на тех состояниях, которые испытывает спортсмен, т. к. в основе действия экстремальной ситуации лежит влияние ее на эмоциональные и волевые характеристики человека.

Ключевые слова: деятельность, спортивная деятельность, соревнование, экстремальность, психические состояния.

Анализ психологических характеристик спортивной деятельности необходимо осуществлять в контексте анализа спортивной деятельности, который можно проводить в трех аспектах:

— анализ спортивной деятельности с позиции понятия «деятельности»;

— анализ спортивной деятельности как целостной системы;

— анализ спортивной деятельности с позиции ее особенностей, выражающихся в ее экстремальном характере.

Понятие «деятельность» является общим по отношению к спортивной деятельности, определяющей ее основные структурные компоненты и их психологические характеристики. Анализ спортивной деятельности с позиции общепсихологической теории деятельности проводился в работах А. Ц. Пунина, В. А. Демина, А. В. Родионова, О. В. Дашкевич.

Деятельность, в широком смысле слова, система различных форм реализации отношений человека к миру, в результате которых отдельные объекты этого мира выделяются субъектом как предметы его направленной активности, изменяются или преобразовываются им и отражаются на смысловом уровне. Обе функции на ранних генетических этапах развития деятельности неотделимы друг от друга, тогда как на более высоких этапах развития деятельности они могут обособляться друг от друга и в нормальных условиях ориентировка субъекта в мире «забегает вперед» исполнения. В узком смысле деятельность называется отдельная «единица жизни», побуждаемая конкретным мотивом, или предметом потребности субъекта (А. Н. Леонтьев).

Проводя анализ спортивной деятельности с позиции ее особенностей, выражающихся в ее экстремальном характере можно выделить следующие характеристики: публичность, значимость для спортсмена, ограниченность числа зачетных попыток, ограниченность времени, непривычные условия осуществления соревновательной деятельности при смене мест соревнований. Именно эти характеристики определяет спортивную деятельность как экстремальный вид деятельности, поскольку все вышеописанные особенности соревновательной деятельности предъявляют повышенные требования к личности спортсмена.

В спорте экстремальность ситуации обусловлена объективными факторами: большие физические и психические нагрузки, ограничения, свойственные тренировочному режиму, опасные ситуации, жесткие условия отбора в команду и предсоревновательной подготовки, высокая конкуренция, характерная для любого вида современного спорта.

Среди наиболее типичных субъективных факторов экстремальности ситуаций современного спорта можно назвать:

1) индивидуальные реакции на несоответствие между выполняемой работой и эффектом в виде спортивного результата,

2) степень напряжения деятельности, по-разному оцениваемая спортсменами с различными индивидуальными особенностями,

3) индивидуальная динамика состояния тренированности и особенно спортивной формы, которая провоцирует различные оценки такого состояния со стороны спортсмена.

Для спортивной деятельности, так же как и для любой стрессовой ситуации характерны такие состояния как «стресс-утомление», «монотония-пресыщение», «усталость-астения» и т. д. Например, в состоянии стресса фиксируются максимальные значения активации, психомоторного тонуса и мотивации. А при состоянии утомления значения активации минимальны, значения психомоторики находятся в зоне гипотонуса [2].

При анализе спортивной деятельности как экстремальной деятельности акцент должен ставиться на тех состояниях, которые испытывает спортсмен т. к. в основе действия экстремальной ситуации лежит влияние ее на эмоциональные и волевые характеристики человека.

Среди психических состояний, наиболее исследованных в спорте, можно назвать состояния стресса, тревоги, утомления, монотонии и психического пресыщения. Описания этих состояний, их смысловые и количественные характеристики достоверно различны и по-разному влияют на эффективность тренировочной и соревновательной деятельности [3, с. 19].

Состояния могут классифицироваться по доминирующему в их структуре уровню:

— по величине возбуждения ЦНС (психическая напряженность, стресс, предстартовое возбуждение, монотония);

— по характеру переживания отношения к значимому событию (депрессия, тревога, сосредоточенность, восторг);

— по характеру реализуемой двигательной деятельности (болевой финишный синдром, психосоматический срыв, оптимальное боевое состояние).

Условия экстремальной деятельности в спорте высших достижений провоцируют дистресс, к которому спортсмен должен адаптироваться. Такая адаптация определяется некоторыми генетически обусловленными типичными нейродинамическими свойствами, присущими каждому индивиду, и в определенной мере, — представителям конкретного вида спортивной деятельности [1]. При специальных воздействиях, адекватных психотипу спортсмена, повышается реактивность центральной нервной системы и совершенствуются психофизиологические механизмы обеспечения адекватных ситуации действий. Состояние, поведение и специфическая деятельность в условиях тренировки и особенно соревнования во многом зависят от характерного для спортсмена соотношения таких нейродинамических свойств, как сила (выносливость), лабильность, динамичность, подвижность и баланс нервных процессов. Эти свойства являются и основой формирования индивидуального стиля деятельности. Для формирования индивидуального стиля деятельности следует учитывать, что адекватное поведение в экстремальных условиях осуществляется не только на уровне осознанного поведения, но и на уровне неосознанного поведения (установки).

Наиболее стрессогенными являются соревнования, включающие предстартовый этап, исследователи выделяют предстартовые состояния, как отдельный вид стресса. Те эмоции, которые испытывает спортсмен в этом состоянии, с одной стороны, способствуют его мобилизации и раскрытию внутриличностных ресурсов, а с другой стороны, могут мешать эффективности деятельности: все зависит от уровня оптимального волнения, который у каждого человека разный. Негативное влияние на включение внутриличностных ресурсов при выполнении спортивной деятельности оказывает как отсутствие волнения, что является признаком эмоционального перегорания, так и слишком высокий уровень волнения, который приводит к возникновению «тоннельного мышления», невозможности объективной оценки ситуации [4].

Анализирую спортивную деятельность, которая носит экстремальный характер можно сделать следующие выводы, что экстремальность ситуации обусловлена объективными факторами: большие физические и психические нагрузки, ограничения, свойственные тренировочному режиму, опасные ситуации, жесткие условия отбора в команду и предсоревновательной подготовки, высокая конкуренция, характерная для любого вида современного спорта.

Литература:

  1. Вяткин, Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности // Б. А. Вяткин. — М.: 1987. — 187 с.
  2. Геселевич, В. А. Предстартовые состояния спортсмена // В. А. Геселевич — М.: 1969. — 297 с.
  3. Ильин, Е. П. Психология спорта // Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2008. — 352 с.
  4. Кузнецов А. В. Проблемы подготовки военнослужащих к соревнованиям в процессе служебно-боевой деятельности // А. В. Кузнецов. — Новосибирск, Сибирский педагогический журнал. — 2015. — № 1. — С. 88.
Основные термины (генерируются автоматически): спортивная деятельность, современный спорт, соревновательная деятельность, экстремальная деятельность, экстремальный характер, волевая характеристика человека, высокая конкуренция, жесткое условие отбора, тренировочный режим, экстремальная ситуация.


Похожие статьи

Влияние спортивной подготовки на формирование устойчивости к стрессовым ситуациям

В данной статье рассматриваются такие понятия как стресс и спортивная подготовка. В процессе исследования удалось сформулировать вывод о том, что спортивная подготовка оказывает огромное влияние на формирование устойчивости к стрессу и ситуациями, к ...

Влияние спортивных игр на формирование личностных особенностей занимающихся

В статье рассматривается и обосновывается влияние занятий спортивными играми на индивидуально-психологические особенности личности занимающихся. Автор исследования выявил, что занятия спортивными играми предопределили статистически значимое влияние н...

Психологическая подготовка и стрессоустойчивость в профессиональном спорте

В статье рассматривается психологическая подготовка и стрессоустойчивость в профессиональном спорте. Изучается отрицательное влияние стресса на деятельность, которую совершает спортсмен во время соревнований. Дается определение понятию «спорт», опред...

Развитие силовых качеств спортсменов, занимающихся силовыми видами спорта (армрестлинг)

В данной статье анализируются силовые качества спортсмена, которые зависят от большого числа факторов. Исходя из этого, их развитие должно осуществляться комплексно, т. е. необходимо целенаправленно воздействовать на все системы организма и звенья дв...

Роль физической культуры в формировании основных качеств и свойств личности

В статье говорится о физической культуре, которая даёт определенное представление о чертах личности, формы поведения человека или формы общественной или другой деятельности. С одной стороны это материальный и духовный процесс деятельности людей, а с ...

Факторы, влияющие на уровень стресса у старших подростков, включенных в спортивную деятельность

Данная статья посвящена исследованию факторов, влияющих на уровень стресса у старших подростков, занимающихся спортивной деятельностью. Авторы рассматривают множество факторов, таких как семейное окружение, уровень физической и психологической подгот...

Анализ форм и методов развития внутриличностных ресурсов курсантов-спортсменов в процессе подготовки к соревнованиям

В статье авторы приводят данные анализа форм и методов развития внутриличностных ресурсов курсантов. Данный анализ показывает, что процесс подготовки спортсмена — это, прежде всего, педагогический процесс, в основе которого положены психологические з...

Психофизиологические характеристики индивидуума как группа факторов его личной безопасности

В статье рассматриваются психофизиологические характеристики индивидуума как важная группа факторов, влияющих на его личную безопасность. Исследование посвящено анализу того, как особенности психофизиологии, включая уровень стресса, когнитивные спосо...

Психолого-педагогические аспекты физкультуры

В статье анализируются педагогический и психологический аспекты физического воспитания студентов. Рассматриваются факторы, влияющие на психологическое состояние и то, чему в целом происходит обучение студентов на занятиях физкультуры. Также, описывае...

Индивидуально-психологические особенности квалифицированных боксёров, способствующие успешной спортивной деятельности

В работе исследовано влияние сбивающих факторов (помех) напсихологическую устойчивость спортсмена в экстремальных условиях соревнований.Выявлены показатели, характеризующиеобъемы и результативность боевых действий квалифицированных боксеров, в услови...

Похожие статьи

Влияние спортивной подготовки на формирование устойчивости к стрессовым ситуациям

В данной статье рассматриваются такие понятия как стресс и спортивная подготовка. В процессе исследования удалось сформулировать вывод о том, что спортивная подготовка оказывает огромное влияние на формирование устойчивости к стрессу и ситуациями, к ...

Влияние спортивных игр на формирование личностных особенностей занимающихся

В статье рассматривается и обосновывается влияние занятий спортивными играми на индивидуально-психологические особенности личности занимающихся. Автор исследования выявил, что занятия спортивными играми предопределили статистически значимое влияние н...

Психологическая подготовка и стрессоустойчивость в профессиональном спорте

В статье рассматривается психологическая подготовка и стрессоустойчивость в профессиональном спорте. Изучается отрицательное влияние стресса на деятельность, которую совершает спортсмен во время соревнований. Дается определение понятию «спорт», опред...

Развитие силовых качеств спортсменов, занимающихся силовыми видами спорта (армрестлинг)

В данной статье анализируются силовые качества спортсмена, которые зависят от большого числа факторов. Исходя из этого, их развитие должно осуществляться комплексно, т. е. необходимо целенаправленно воздействовать на все системы организма и звенья дв...

Роль физической культуры в формировании основных качеств и свойств личности

В статье говорится о физической культуре, которая даёт определенное представление о чертах личности, формы поведения человека или формы общественной или другой деятельности. С одной стороны это материальный и духовный процесс деятельности людей, а с ...

Факторы, влияющие на уровень стресса у старших подростков, включенных в спортивную деятельность

Данная статья посвящена исследованию факторов, влияющих на уровень стресса у старших подростков, занимающихся спортивной деятельностью. Авторы рассматривают множество факторов, таких как семейное окружение, уровень физической и психологической подгот...

Анализ форм и методов развития внутриличностных ресурсов курсантов-спортсменов в процессе подготовки к соревнованиям

В статье авторы приводят данные анализа форм и методов развития внутриличностных ресурсов курсантов. Данный анализ показывает, что процесс подготовки спортсмена — это, прежде всего, педагогический процесс, в основе которого положены психологические з...

Психофизиологические характеристики индивидуума как группа факторов его личной безопасности

В статье рассматриваются психофизиологические характеристики индивидуума как важная группа факторов, влияющих на его личную безопасность. Исследование посвящено анализу того, как особенности психофизиологии, включая уровень стресса, когнитивные спосо...

Психолого-педагогические аспекты физкультуры

В статье анализируются педагогический и психологический аспекты физического воспитания студентов. Рассматриваются факторы, влияющие на психологическое состояние и то, чему в целом происходит обучение студентов на занятиях физкультуры. Также, описывае...

Индивидуально-психологические особенности квалифицированных боксёров, способствующие успешной спортивной деятельности

В работе исследовано влияние сбивающих факторов (помех) напсихологическую устойчивость спортсмена в экстремальных условиях соревнований.Выявлены показатели, характеризующиеобъемы и результативность боевых действий квалифицированных боксеров, в услови...

Задать вопрос