В современном российском обществе наблюдается тенденция отказа молодежи от семейной жизни, а также усугубляются многие проблемы связанные с институтом семьи и брака. Одним из источников данных проблем является непросвещенность подрастающего поколения в вопросах половой жизни и семейных отношений в целом. Необходимость подготовка молодых людей к браку является неоспоримой, однако в обществе назрела дискуссия о методах полового образования старших подростков, о том следует ли перенимать опыт западных педагогов или же следует выработать собственный вектор решения проблемы.
В статье рассматриваются основные причины возникновения потребности в половом просвещении школьников и анализируется аргументация против его введения. Основная задача данной статьи- обоснование необходимости полового образования подростков с помощь введения в школьную программу уроков полового воспитания. Статья раскрывает содержание понятия «половое воспитание» и обозначаются его основные задачи и принципы. Особое внимание уделено значению полового воспитания, как части подготовки к семейной жизни подростков. В основу работы положены данные опроса россиян о необходимости введения полового образования (ВЦИОМ), которые говорят, что 60 % россиян поддерживают инициативу внедрения полового воспитания, а также исследование компании «Гедеон Рихтер» (совместно с ВЦИОМ) о влиянии наличия полового образования в зрелом возрасте, которое показало, что 93 % опрошенных согласны, что информированные дети более подготовлены к взрослой жизни и испытывают меньше дискомфорта в семейных отношениях. В качестве вывода, в статье сформулированы основные причины необходимости введения уроков полового просвещения в современных российских школах.
Ключевые слова : половое воспитание, современное российское образование, подростки, программы полового воспитания, подготовка молодежи к семейной жизни.
Введение
Половое воспитание и является неотъемлемой частью образования, однако из-за некоторой табуированности темы физиологии, взгляды на его осуществление неоднозначны. Дискутирующие стороны согласны лишь в том, что знания о семейной жизни необходимы каждому человеку, однако существует множество мнений, когда и как начинать половое просвещение, а также кто должен этим заниматься.
Темой сексуального образования подростков занимались многие педагоги и психологи, такие как Л. Б. Шнейдер, В. С. Торохтий, Г. Навайтис, П. П. Блонский и др. Все они поддерживали идею необходимости образования подростков в сфере половых отношений для поддержания института семьи и брака. Мы согласны с выводом педагогов и психологов и считаем, что половое воспитание не только решает проблемы, касающиеся института семьи, но и оказывают влияние на многие социальные и экономические аспекты благополучия жизни людей. Анализ опросов ВЦИОМ предоставляет доказательство того, что современное российское общество вполне готово к внедрению полового воспитания, однако этот процесс еще не запущен, из-за неоднозначности методов сексуального образования и полового воспитания.
Основная часть
Одной из причин отсутствия полового образования в России является неправильная трактовка самого понятия «половое воспитание», которое ассоциируется с чем-то вызывающим, пошлым, неподходящим для детей и подростков. Однако это понятие связано скорее с межличностными отношениями. Половое воспитание - это процесс систематического, сознательно планируемого и осуществляемого, предполагающего определенный конечный результат направленного воздействия на психическое и физическое развитие мальчика (мужчины) и девочки (женщины) с целью оптимизации их личностного развития и деятельности во всех, связанных с отношениями полов, сферах жизни. [Исаев, Каган,2008. С. 3]
При осуществлении полового воспитания необходимо руководствоваться следующими принципами, выведенными Ю. М. Орловым:
− принцип целеустремленности, т. е. соотношение целей полового воспитания с фазами психосексуального развития ребенка;
− самовоспитание (подросток должен осознавать цели полового воспитания и хотеть достичь их);
− принцип «не навреди»;
− принцип «не стыди»;
− принцип индивидуального подхода;
− принцип единства обучения и воспитания;
− принцип системности, последовательности, комплексности;
− принцип опоры на положительный пример, основанный на положительном эмоциональном подкреплении, которое обеспечивает мотивацию любому поведению и деятельности. [Орлов, 2013. 179 с]
Необходимость осуществления полового просвещения подкрепляется теми задачами, которое оно призвано решить (по В. В. Кагану):
− обучение нормальному общению с представителями противоположного пола;
− подготовка к сознательному и ответственному супружеству;
− подготовка к сознательному и ответственному родительству, выработка оптимальных репродуктивных установок;
− формирование здорового образа жизни; освещение проблем СПИДа, венерических заболеваний, курения, алкоголя, наркомании и их влияние на семейную жизнь;
− профилактика нарушений психосексуального развития, что особенно важно для подростка, как для личности, еще не закончившей свое формирование.
− предупреждение растления и совращения детей и подростков. [Каган, 2004. 268 с.]
Исходя из принципов и задач полового воспитания становится очевидным его необходимость и обязательность его внедрения во все российские школы, причем не в качестве факультатива, а как вполне самостоятельный урок, который будет осуществляться не только в старшей школе, но и в среднем звене, т. к. более половины респондентов при опросе ВЦИОМ отметили, что именно средние классы-наиболее благоприятное время для начала полового просвещения школьников.
Несмотря на все положительные стороны, половое просвещение в школах имеет ряд оппонентов, считающих, что вопросы пола и сексуальной жизни должны или обсуждаться дома, или вовсе не подниматься. Основными тезисами против является- уменьшение рождаемости, растление молодого поколения, прививание подросткам безнравственной модели поведения, боязнь искоренения гендерных различий между юношами и девушками, боязнь распространения нетрадиционных сексуальных отношений. Однако все эти аргументы или являются откровенно антигуманными или происходят от незнания специфики полового и сексуального образования. Например, уменьшение рождаемости неизбежно будет происходить при наличии полового воспитания, но, во-первых, число матерей будет меньше за счет отсутствия ранних беременностей, а, во-вторых, более выгодно, в том числе и для государства, если будет рождаться один ребенок, но он будет обеспечен ресурсами для всестороннего развития, чем было бы рождено четверо детей, но без возможностей обеспеченности высоким уровнем жизни.
Кроме того, в опровержение позиции противников полового воспитания говорят также положительные примеры зарубежных стран, таких как Африка, Малайзия, Филиппины, Таиланд, Монголия, Индонезия, Южная Корея, Япония, Китай, Великобритания, Германия, Нидерланды, Швеция, США, в которых благодаря половому просвещению наблюдается более эффективное и качественное решение социальных проблем, связанных с молодежью. Особое внимание уделяется Голландской модели, которая фокусируется на биологических аспектах полового размножения, ценностях и навыков общения в семейных отношениях, родительстве. Также характерной чертой такой модели является системность и раннее начало полового образования, а также прагматичность родителей в вопросе сексуального воспитания детей и гарантированная анонимность и неосудительное отношение системы здравоохранения. Все это привело к тому, что в Нидерландах один из самых низких показателей ранней беременности и заражения венерическими заболеваниями. [Guus Valk, 2000]
Подводя итоги, мы хотели бы еще раз отметить причины необходимости введения уроков полового просвещения и сексуального образования в российских школах. Из задач полового образования и опыта стран, практикующих половое просвещение, становится очевидным ряд последствий, которые положительно повлияют на жизнь людей:
Во-первых, уменьшится количество ранних беременностей, а, следовательно, и семей с низким достатком. Это произойдет за счет ознакомления с методами контрацепции, принципами здоровых партнерских отношений, с особенностями супружества, а также за счет развенчивания многих мифов, касающихся половой жизни.
Во-вторых, снизится заболеваемость венерическими болезнями, а также ВИЧ и СПИДом, благодаря ознакомленности подростков с контрацепцией, а также признаками этих болезней. Так же профилактике венерических заболеваний поспособствует прививание принципов здорового образа жизни, которые так же включены в курс полового образования.
В-третьих, половое воспитание положительно повлияет и на качество семейной жизни. Обсуждение способов рационализации брака, прививание принципов уважения к человеку в партнерских отношениях, а также знание физиологии и основ сексуальных отношений укрепит брак и поспособствует решению таких проблем, как семейное насилие, большое количество неполных семей, отвлеченность отцов от воспитания детей и многих других.
В-четвертых, несмотря на опасение, что уроки полового воспитания могут сделать подростков безнравственными, скорее всего результат будет ровно противоположным. За счет ознакомления молодежи с браком с помощью достоверных источников у подростков повысится уровень осознанности по отношению к семье и браку, будет формироваться правильное представление о здоровых отношениях и станет менее заметна тенденция объективизации и сексизма по отношению к женщинам.
И, наконец, в-пятых, за счет снятия табуированности с темы половых отношений станет легче предотвращать попытки растления детей и подростков, так как будет легче объяснить, что такое личные границы и какие действия недопустимо совершать посторонним людям.
Из всего вышесказанного следует, что половое воспитание неотъемлемая часть воспитания и образования ребенка и его качество напрямую влияет на последующий уровень жизни подростка, на его будущую семейную жизнь и родительство. Мы считаем, что внедрение уроков полового просвещение в систему современного российского образования даст возможность решить многие социальные проблемы, которые являются актуальными для российского общества уже много лет и чем скорее это случится, тем быстрее мы преодолеем кризис семьи.
Литература:
- Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей. СПб.: Медицина, 2008. 3 с.
- Каган В. Е. Что мы знаем о половом воспитании. М.: Просвещение, 2004. 268 с.
- Орлов Ю. М. Половое воспитание, как звено становления личности. М.: Просвещение, 2013. 179 с.
- Guus Valk, journalist based in the Netherlands, with additional reporting by the UNESCO Courier. The Dutch model, 2000.