В статье автор пытается выявить эффективные способы формирования хронологических умений по истории в основной школе.
Ключевые слова: история, хронология, методы и приемы.
История — живая и многогранная наука, при изучении которой появляется возможность увидеть прошлое и изучить его. По мнению Малышевой Т. Н., «основной поддержкой локализации исторических фактов во времени является система знаний о хронологии и умений ими пользоваться. Лишь выяснив время свершения событий, можно определить их связи с предшествующими и последующими событиями, их последовательность» [8, с. 4].
В свое время Алексей Иванович Стражев писал: «Не помещенные во времени и пространстве исторические события представляются нам пустой абстракцией, лишенной реального содержания, не отражающей исторической действительности» [6, с.14].
Проблема изучения хронологии волновала многих ученых, методистов и педагогов, они связывали ее с наглядными средствами обучения. Вагин Александр Андреевич использовал в хронологии такие средства наглядности, как ленту времени и хронологические ряды таблицы различного типа. Петр Васильевич Гора также выделил основные приемы работы с хронологией: составление хронологических и синхронистических таблиц, календарей, составление лент времени, образное обозначение дат. В свою очередь Георгий Израилевич Годер, автор многочисленных работ по истории древнего мира и средних веков, использовал в своей методике наглядный материал — создавал диафильмы и диапозитивы как для учителей, так и для учеников. Его система была основана на заданиях и упражнениях по ленте времени. Современные методисты Стрелова О. Ю. и Вяземский Е. Е. выделяют в работе с хронологией тесты.
Приемы и средства изучения хронологии
Приемов и средств изучения хронологии на уроках истории и внеклассных мероприятиях много:
- Лента времени, задания и упражнения для работы по ней.
- Календарь событий.
- Хронологические и синхронистические таблицы.
- Образное обозначение дат, опорные конспекты и схемы.
- Хронологический комплекс, хронологический ряд.
- Задания в тестовой форме. Хронологические упражнения.
- Хронологические задачи. Нестандартные вопросы.
- Игры [7, с.11].
Давно известен факт того, что запоминанию способствуют связь с событиями, тем самым даты заучиваются механически. Зная главные факты и причинно-следственные связи, учащиеся легко могут разместить во времени события, не вошедшие в школьный курс. Для этого всего лишь нужно помнить самые основные события того или иного века.
Существует большое разнообразие хронологических тестов и других типов заданий:
− Соотнесение года с веком;
− Выбор даты из нескольких предложенных;
− Восстановления соответствия;
− На исключение лишней даты из перечня;
− Задание на определение последовательности;
− Кроссворды с датами [2, с.32].
Интересны и актуальны в применении хронологические уравнения, напоминающие сложные арифметические примеры:
Задание: В каком году закончил свое правление царь Хаммурапи? Найдите значение выражения, составленного из исторических дат.
(Год разгрома фараон Тутмосом III войск антиегипетской коалиции + год основания Карфагена + начало правления Ассирийского царя Ашшурбанапала + год победы царя Кира над Вавилоном +): 2 = X
Ответ: (1480 г. до н. э. + 814 г. до н. э. + 668 г. до н. э. + 538 г. до н. э.): 2 = 1750 г. до н. э. — окончание правления царя Хаммурапи.
Что касается тестовых заданий, то их можно использовать на всех этапах обучения от первичного закрепления и систематизации до их первичного контроля и оценки знаний — в этом их преимущество. Также их можно использовать во всех формах ученической работы: фронтальной, групповой, индивидуальной, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей школьников [5, с.23].
Стоит, однако, помнить, что тесты не дают полной картины знаний учащихся, ведь высока вероятность того, что правильный ответ будет ими угадан. Весомый аргумент за использование тестов в минимальных количествах состоит в том, что такие задание не дают раскрыться потенциалу ученика, узнать его мысли и рассуждения, сделать самостоятельных выводов и оценить различные факты, невозможно воспринять его личное отношение к противоречащим его взглядам убеждениям.
Короткова В. М. и Студеникин М. Т. советуют использовать игры для запоминания хронологии, когда учащимися накоплен богатый хронологический багаж: «Роль игр трудно переоценить в процессе повторения пройденного материала» [3, с.51]. Существует множество вариантов игр по датам:
- Эстафета по датам: каждый член команды пишет дату события, названного ведущим.
- Игра «Сквозные даты»: назвать события, происходящие в разных странах в один и тот же год.
- Игра «Кто раньше?»: фишки команд передаются по игровому полю. Надо назвать событие, дата которого написана в клетке. При неверном ответе, фишка отодвигается на исходные позиции.
- Игра «Смекалка»: из записанных на доске цифр, ученикам предлагается составить дату и переставить цифры так, чтобы получилась историческая дата.
- Игра «Поймай рыбку»: на вырезанных из твердой бумаги нарисованных рыбках пишутся даты. Они используются в качестве дополнительных заданий. Учащиеся должны пояснить, с каким событием связана данная дата.
- Игра «Молчанка»: учащиеся заранее готовят таблички с написанными датами (10–15 дат). Учитель называет событие, а ученики молча показывают карточки с нужной датой.
- Игра «Чья цепочка длиннее?»: применяется в качестве домашнего задания. Учащиеся составляют цепочку дат, в которой последняя цифра даты должна быть первой в следующей дате, например — 12113713881461 [3, с. 53].
Запоминанию помогает стихотворная форма изложения исторических событий, данных в четкой хронологической последовательности. Примером такого изложения может быть кантата в честь трехсотлетия царствования дома Романовых Е. Федотовой [1, с. 2].
Волкова Т. В. отмечает, что «продуманная и четко организованная система работы с учащимися по формированию хронологических знаний и умений из урока в урок, из года в год, позволяет ученикам легко справиться с любыми предложенными заданиями по хронологии».
Таким образом, все вышеизложенные приемы помогают ученикам овладевать знаниями хронологии. На первом этапе обучения устанавливается последовательность и длительность исторических событий на основе их дат. Затем ученики знакомятся с римскими цифрами, соотносят год с веком, узнают о событиях нашей эры и проходивших до нашей эры, соотносят век с тысячелетием. В 6–7 классах они учатся устанавливать длительность и синхронность событий, соотносить события отечественной и всеобщей истории, составляют тематические и синхронистические таблицы. В старшеклассники соотносят исторические процессы с периодом, эпохой на основе знаний периодизации курсов истории [3, с. 6].
Итак, на теоретическом уровне наиболее эффективными можно выделить такие способы как, решение хронологических задач, лента времени, хронологические таблицы. Хронологические задачи могут привнести необычный этап на уроке, интегрируя с математикой и показывая, что в гуманитарной дисциплине есть место точным вычислениям и доказательствам. Хронологические таблицы помогают ученикам систематизировать материал, выделить главное, кратко и емко заполнить таблицу, не теряя сути задания.
По мнению Осадчей Е. В., «следует помнить, что формированию хронологических представлений у учащихся способствует систематическая и непрерывная работа в данном направлении. В методике и практике преподавания могут применяться различные приемы и методы формирования хронологических представлений» [4, с.8].
Восприятие времени и пространства не всегда легко дается для понимая школьников, поэтому успех в формировании хронологических умений у учащихся по истории в основной школе во многом зависит от правильно подобранного метода и приема изучения, например, начать можно с эмоционально-зрелищной презентации главных свойств времени, а также от опыта и творческого подхода педагога.
Литература:
- Волкова Т. В. Методическое пособие: Формирование хронологических знаний и умений на уроках истории. — М., 2016. 16 с.
- Горяйнов С. Г. Задачник по истории России. — Ростов-на-Дону., 1997. 320 с.
- Короткова В. М., Студеникин М. Т. Практическое пособие для учителей: Практикум по методике преподавания истории в школе. — М., 2000. 191 с.
- Осадчая Е. В. Формирование хронологических знаний, умений и навыков на уроках истории в 5 классе в рамках ФГОС. — М., 2014. 8 с.
- Смирнов С. Г. Задачник по истории России. — М., 1995. 208 с.
- Стражев А. И. Методика преподавания истории. М., 1964. 167 с.
- Хуснутдинова А. В. Специфика приемов изучения хронологии на уроках истории. — М., 2017. 15 с.
- Малышева Т. Н. Приемы изучения хронологических событий в начальной школе. — Текст: электронный // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум»: [Информационный студенческий ресурс]. — URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017036299 (дата обращения: 02.12.2020).
- Методика о формировании хронологических знаний и умений. — Текст: электронный // [Информационный студенческий ресурс]. — URL: https://studopedia.net/10_28962_metodika-o-formirovanii-hronologicheskih-znaniy-i-umeniy.html (дата обращения: 08.09.2020).