Анализ причин снижения безопасности железнодорожного транспорта углеводородов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 05.12.2020

Статья просмотрена: 168 раз

Библиографическое описание:

Васильев, К. С. Анализ причин снижения безопасности железнодорожного транспорта углеводородов / К. С. Васильев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76144/ (дата обращения: 15.11.2024).



Рассмотрена роль железнодорожного транспорта углеводородов в общем объеме грузоперевозок ОАО «РЖД». Приведен анализ структуры объема железнодорожного транспорта углеводородов. Приведен статистический анализ причин и локализации возгораний на железнодорожном транспорте.

Ключевые слова: нефть, нефтепродукты, железнодорожный транспорт углеводородов, пожар, взрыв, возгорание, пожарный риск

The role of railway transport of hydrocarbons in the total volume of cargo transportation of JSC «Russian Railways» is considered. The structure of the volume of railway transport of hydrocarbons is analyzed. A statistical analysis of the causes and localization of fires in railway transport is given.

Key words: oil, petroleum products, railway transport of hydrocarbons, fire, explosion, fire, fire risk

Железнодорожный транспорт углеводородов, как показывает практика, нашел наиболее широкое распространение при транспортировки светлых жидких продуктов нефтепереработки, на его долю приходится транспортировка более 70 % всего объема транспортируемого автомобильного топлива и иных светлых продуктов нефтепереработки, номенклатура которых составляет порядка 3000 наименований. При этом подавляющее большинство светлых продуктов нефтепереработки представлены легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, что предопределяет повышенную взрыво- и пожарную опасность процессов их хранения и транспортировки. Несмотря на широкое развитие трубопроводного транспорта углеводородов за последние 10 лет, железнодорожный транспорт углеводородов, за счет реализации активных тарифных мер и работы с грузоотправителями, до сих пор занимает лидирующие позиции по объему транспортировки углеводородов. Высокая заинтересованность ОАО «РЖД» в сохранении лидирующих позиций на рынке транспорта углеводородных ресурсов, обусловлена высокой долей грузоперевозок последних в общей структуре доходов и объемах перевозок предприятия в целом (рис. 1) [1].

Доля нефтяных грузов в структуре перевозки и доходов ОАО «РЖД» [1]

Рис. 1. Доля нефтяных грузов в структуре перевозки и доходов ОАО «РЖД» [1]

Так, доля транспорта углеводородов в общем объеме перевозок ОАО «РЖД» составляет почти 20 %, в то время, как, в структуре доходов предприятия от перевозок, доля доходов от железнодорожных перевозок углеводородов составляет уже 34,6 %. В зависимости от вида транспортируемого продукта, структура общего объема железнодорожного транспорта углеводородов, будет иметь вид, представленный на рисунке 2 [2].

Структура объема железнодорожного транспорта углеводородов ОАО «РЖД» [2]

Рис. 2. Структура объема железнодорожного транспорта углеводородов ОАО «РЖД» [2]

Таким образом, большую долю общего объема грузоперевозок составляют легковоспламеняющиеся углеводородные жидкости и газы, среди которых дизельное топливо, бензин, энергетические газы и т. д., на долю перевозки таких веществ приходится более половины от всего объема железнодорожного транспорта углеводородов. Высокая доля объемов транспорта углеводородов в общей структуре объема железнодорожных грузоперевозок, наряду с высокой долей легковоспламеняющихся газов и жидкостей в структуре объема перевозок углеводородов, определяет повышенную опасность таких перевозок, что выражается в соответствующей частоте возникновения аварийных ситуаций при железнодорожном транспорте углеводородов.

Так, например, анализ новостной сводки, представленной на портале предприятия ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», показал, что в 2019 году на железнодорожном подвижном составе произошло 105 возгораний и пожаров, 23 из которых были зарегистрированы на железнодорожных нефтеналивных эстакадах и 82 на подвижном составе. Общая статистика локализация возгораний углеводородов на объектах железнодорожного транспорта за период с 2006 по 2019 г.г. представлена на рисунке 3 [3, 4].

Структура числа возгораний при транспортировке углеводородов по объектам железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» [3, 4]

Рис. 3. Структура числа возгораний при транспортировке углеводородов по объектам железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» [3, 4]

Так, из диаграммы, представленной на рисунке 3, следует, что в течение всего рассматриваемого периода, за исключением 2011 года, в общем объеме возгораний при транспортировке углеводородов преобладают возгораний на подвижном составе. При этом, наблюдается устойчивая тенденция к снижению числа возгораний в течение всего рассматриваемого периода, несмотря на это, число аварийных ситуаций остается на достаточно высоком уровне, что определяет необходимость дальнейшего совершенствования мер, направленных на обеспечения пожарной безопасности железнодорожного транспорта углеводородов, в частности, по отношению к подвижному составу.

Литература:

  1. Савчук В. Б. Возможные направления привлечения грузов и повышения конкурентоспособности ЖД перевозок // Железнодорожные перевозки продукции нефте- и газопереработки: тр. VII Прак. конф. М., 2016. [электронный ресурс] URL: http://www.ipem.ru/files/files/ other/savchuk_neft_15_06_2016_g__bs.pdf (дата обращения: 04.11.2020).
  2. Транспортная отрасль России: Предварительные итоги 2017 года. Перспективы развития в 2018–2020 годах. [электронный ресурс] URL: http://infoline.spb.ru/upload/iblock/c90/ c906ceed93eed2d25d86e6f4ccc60675.pdf (дата обращения: 04.11.2020).
  3. Портал предприятия ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» // Новости. [электронный ресурс] URL: http://zdohrana.ru/news-9-novosti.html
  4. Анализ состояния пожарной безопасности на объектах и подвижном составе ОАО «РЖД» в 2019 году. — М.: ОАО «РЖД», 2020. — 21 с.
Основные термины (генерируются автоматически): железнодорожный транспорт углеводородов, железнодорожный транспорт, подвижной состав, JSC, доля, рассматриваемый период, транспортировка углеводородов.


Ключевые слова

нефть, нефтепродукты, пожар, взрыв, пожарный риск, железнодорожный транспорт углеводородов, возгорание

Похожие статьи

Методы борьбы с потерями нефтепродуктов

В статье рассмотрены основные методы, применяемые для уменьшения потери нефтепродуктов, изучены нюансы их применения, выявлен ряд недостатков, позволяющий понять в каких условиях следует применять тот или иной метод. При транспортировке нефти на пере...

Анализ пассажирских перевозок железнодорожным и авиационным транспортом, возможные пути повышения спроса на дальние пассажирские перевозки железнодорожным транспортом

В рамках статьи рассматривается анализ перевозок авиа- и железнодорожным транспортом на территории РФ, их плюсы и минусы. Авторами подняты вопросы повышения спроса на железнодорожный транспорт дальнего следования и повышение конкурентоспособности на ...

Повышение безопасности транспортировки нефти

В статье рассмотрена проблема безопасности при транспортировке углеводородов путём использования трубопроводов.

Экологические проблемы при транспортировке углеводородного сырья в Западном Казахстане

В данной статье изучены проблемы экологической ситуации в нефтедобывающем регионе Западно-Казахстанской области. Выполнен анализ загрязнения воздушного бассейна городов Западного Казахстана. Сделаны выводы о загрязнении окружающей среды в процессе тр...

Снижение стоимости доставки готовой трубной продукции на территории Российской Федерации железнодорожным транспортом

Изучены способы снижения стоимости доставки трубной продукции и предложены пути выхода из сложившейся ситуации.

Подходы к моделированию потребности автозаправочных станций в нефтепродуктах

Статья посвящена моделированию потребностей в нефтепродуктах на автозаправочных станциях. Была исследована неравномерность в потреблении светлых нефтепродуктов потребителями и построена модель, прогнозирующая потребности автозаправочных станций в кра...

Исследование транспортного процесса при доставке светлых нефтепродуктов на автозаправочные станции

Данная статья посвящена анализу системы доставки светлых нефтепродуктов на автозаправочные станции Московской агломерации и поиску путей повышения эффективности работы подвижного состава.

Анализ влияния железнодорожной отрасли на национальную экономическую безопасность

В статье проводится анализ состояния железнодорожной отрасли в РФ, выявляются проблемы, существующие на данном уровне. Даются рекомендации по решению данных проблем. Определяется влияние железнодорожной отрасли на национальную экономическую безопасно...

Экологическая эффективность применения сжиженного углеводородного газа на автомобильном транспорте в качестве моторного топлива

В данной статье рассмотрены проблемы загрязнения атмосферного воздуха Республики Таджикистан (РТ) выбросами автомобильного транспорта (АТ), работающего на разном моторном топливе, его влияние на окружающую среду и состояние здоровья человека. Отмечен...

Автомобильный парк предприятия и показатели его использования

В статье представлена методика расчета оптимального количества автомобилей транспортного подразделения, что в свою очередь непосредственно влияет на рост общей прибыли предприятия.

Похожие статьи

Методы борьбы с потерями нефтепродуктов

В статье рассмотрены основные методы, применяемые для уменьшения потери нефтепродуктов, изучены нюансы их применения, выявлен ряд недостатков, позволяющий понять в каких условиях следует применять тот или иной метод. При транспортировке нефти на пере...

Анализ пассажирских перевозок железнодорожным и авиационным транспортом, возможные пути повышения спроса на дальние пассажирские перевозки железнодорожным транспортом

В рамках статьи рассматривается анализ перевозок авиа- и железнодорожным транспортом на территории РФ, их плюсы и минусы. Авторами подняты вопросы повышения спроса на железнодорожный транспорт дальнего следования и повышение конкурентоспособности на ...

Повышение безопасности транспортировки нефти

В статье рассмотрена проблема безопасности при транспортировке углеводородов путём использования трубопроводов.

Экологические проблемы при транспортировке углеводородного сырья в Западном Казахстане

В данной статье изучены проблемы экологической ситуации в нефтедобывающем регионе Западно-Казахстанской области. Выполнен анализ загрязнения воздушного бассейна городов Западного Казахстана. Сделаны выводы о загрязнении окружающей среды в процессе тр...

Снижение стоимости доставки готовой трубной продукции на территории Российской Федерации железнодорожным транспортом

Изучены способы снижения стоимости доставки трубной продукции и предложены пути выхода из сложившейся ситуации.

Подходы к моделированию потребности автозаправочных станций в нефтепродуктах

Статья посвящена моделированию потребностей в нефтепродуктах на автозаправочных станциях. Была исследована неравномерность в потреблении светлых нефтепродуктов потребителями и построена модель, прогнозирующая потребности автозаправочных станций в кра...

Исследование транспортного процесса при доставке светлых нефтепродуктов на автозаправочные станции

Данная статья посвящена анализу системы доставки светлых нефтепродуктов на автозаправочные станции Московской агломерации и поиску путей повышения эффективности работы подвижного состава.

Анализ влияния железнодорожной отрасли на национальную экономическую безопасность

В статье проводится анализ состояния железнодорожной отрасли в РФ, выявляются проблемы, существующие на данном уровне. Даются рекомендации по решению данных проблем. Определяется влияние железнодорожной отрасли на национальную экономическую безопасно...

Экологическая эффективность применения сжиженного углеводородного газа на автомобильном транспорте в качестве моторного топлива

В данной статье рассмотрены проблемы загрязнения атмосферного воздуха Республики Таджикистан (РТ) выбросами автомобильного транспорта (АТ), работающего на разном моторном топливе, его влияние на окружающую среду и состояние здоровья человека. Отмечен...

Автомобильный парк предприятия и показатели его использования

В статье представлена методика расчета оптимального количества автомобилей транспортного подразделения, что в свою очередь непосредственно влияет на рост общей прибыли предприятия.

Задать вопрос