Рассмотрена роль железнодорожного транспорта углеводородов в общем объеме грузоперевозок ОАО «РЖД». Приведен анализ структуры объема железнодорожного транспорта углеводородов. Приведен статистический анализ причин и локализации возгораний на железнодорожном транспорте.
Ключевые слова: нефть, нефтепродукты, железнодорожный транспорт углеводородов, пожар, взрыв, возгорание, пожарный риск
The role of railway transport of hydrocarbons in the total volume of cargo transportation of JSC «Russian Railways» is considered. The structure of the volume of railway transport of hydrocarbons is analyzed. A statistical analysis of the causes and localization of fires in railway transport is given.
Key words: oil, petroleum products, railway transport of hydrocarbons, fire, explosion, fire, fire risk
Железнодорожный транспорт углеводородов, как показывает практика, нашел наиболее широкое распространение при транспортировки светлых жидких продуктов нефтепереработки, на его долю приходится транспортировка более 70 % всего объема транспортируемого автомобильного топлива и иных светлых продуктов нефтепереработки, номенклатура которых составляет порядка 3000 наименований. При этом подавляющее большинство светлых продуктов нефтепереработки представлены легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, что предопределяет повышенную взрыво- и пожарную опасность процессов их хранения и транспортировки. Несмотря на широкое развитие трубопроводного транспорта углеводородов за последние 10 лет, железнодорожный транспорт углеводородов, за счет реализации активных тарифных мер и работы с грузоотправителями, до сих пор занимает лидирующие позиции по объему транспортировки углеводородов. Высокая заинтересованность ОАО «РЖД» в сохранении лидирующих позиций на рынке транспорта углеводородных ресурсов, обусловлена высокой долей грузоперевозок последних в общей структуре доходов и объемах перевозок предприятия в целом (рис. 1) [1].
Рис. 1. Доля нефтяных грузов в структуре перевозки и доходов ОАО «РЖД» [1]
Так, доля транспорта углеводородов в общем объеме перевозок ОАО «РЖД» составляет почти 20 %, в то время, как, в структуре доходов предприятия от перевозок, доля доходов от железнодорожных перевозок углеводородов составляет уже 34,6 %. В зависимости от вида транспортируемого продукта, структура общего объема железнодорожного транспорта углеводородов, будет иметь вид, представленный на рисунке 2 [2].
Рис. 2. Структура объема железнодорожного транспорта углеводородов ОАО «РЖД» [2]
Таким образом, большую долю общего объема грузоперевозок составляют легковоспламеняющиеся углеводородные жидкости и газы, среди которых дизельное топливо, бензин, энергетические газы и т. д., на долю перевозки таких веществ приходится более половины от всего объема железнодорожного транспорта углеводородов. Высокая доля объемов транспорта углеводородов в общей структуре объема железнодорожных грузоперевозок, наряду с высокой долей легковоспламеняющихся газов и жидкостей в структуре объема перевозок углеводородов, определяет повышенную опасность таких перевозок, что выражается в соответствующей частоте возникновения аварийных ситуаций при железнодорожном транспорте углеводородов.
Так, например, анализ новостной сводки, представленной на портале предприятия ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», показал, что в 2019 году на железнодорожном подвижном составе произошло 105 возгораний и пожаров, 23 из которых были зарегистрированы на железнодорожных нефтеналивных эстакадах и 82 на подвижном составе. Общая статистика локализация возгораний углеводородов на объектах железнодорожного транспорта за период с 2006 по 2019 г.г. представлена на рисунке 3 [3, 4].
Рис. 3. Структура числа возгораний при транспортировке углеводородов по объектам железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» [3, 4]
Так, из диаграммы, представленной на рисунке 3, следует, что в течение всего рассматриваемого периода, за исключением 2011 года, в общем объеме возгораний при транспортировке углеводородов преобладают возгораний на подвижном составе. При этом, наблюдается устойчивая тенденция к снижению числа возгораний в течение всего рассматриваемого периода, несмотря на это, число аварийных ситуаций остается на достаточно высоком уровне, что определяет необходимость дальнейшего совершенствования мер, направленных на обеспечения пожарной безопасности железнодорожного транспорта углеводородов, в частности, по отношению к подвижному составу.
Литература:
- Савчук В. Б. Возможные направления привлечения грузов и повышения конкурентоспособности ЖД перевозок // Железнодорожные перевозки продукции нефте- и газопереработки: тр. VII Прак. конф. М., 2016. [электронный ресурс] URL: http://www.ipem.ru/files/files/ other/savchuk_neft_15_06_2016_g__bs.pdf (дата обращения: 04.11.2020).
- Транспортная отрасль России: Предварительные итоги 2017 года. Перспективы развития в 2018–2020 годах. [электронный ресурс] URL: http://infoline.spb.ru/upload/iblock/c90/ c906ceed93eed2d25d86e6f4ccc60675.pdf (дата обращения: 04.11.2020).
- Портал предприятия ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» // Новости. [электронный ресурс] URL: http://zdohrana.ru/news-9-novosti.html
- Анализ состояния пожарной безопасности на объектах и подвижном составе ОАО «РЖД» в 2019 году. — М.: ОАО «РЖД», 2020. — 21 с.