Движение «Абилимпикс» зародилось в 1971 году в Японии. Наш колледж принимает участие в чемпионатах с 2014 года. В этом году на базе ГАПОУ КО «Калужский колледж сервиса и дизайна» прошли две компетенции: «Парикмахерское искусство» и «Швея».
Мы готовили участников для компетенции «Швея», которые заняли призовые места.
Хочу поделиться опытом подготовки участников и трудностями, с которыми приходится сталкиваться экспертам при подготовке участников и проведении чемпионата.
Начнем с того, что участников отбирали задолго до начала подготовки. Каждый преподаватель понимал ответственность и возможные риски. Ведь все участники таких соревнований имеют проблемы со здоровьем. Их участие может в любой момент отмениться по медицинским показаниям.
Во всех группах было объявлено о предстоящих испытаниях и кандидатурах для участия. Есть студенты, которые отлично владеют искусством пошива и могут мастерски справиться с конкурсным заданием, но у них недостаточно опыта публичного выступления. Они впадают в ступор, пугаются повышенного внимания к своей персоне и это является существенной проблемой, которая ставит под угрозу их выступление. И это понятно. Ведь большинство наших студентов инвалидов пришли к нам с домашнего обучения. Они испытывали большие трудности с адаптацией к образовательному процессу колледжа и долго вливались в коллектив. Некоторые до сих пор испытывают трудности при устных ответах в аудитории и предпочитают отвечать письменно, тестироваться, приходить на индивидуальные дополнительные занятия.
С многими такими студентами работает педагог-психолог. Каждый год в сентябре, в рамках педагогического совета, психолог дает преподавателям краткие характеристики на студентов и рекомендации по корректировке образовательного процесса в зависимости от особенностей студентов-инвалидов.
Мы рекомендуем проводить дополнительную работу с педагогом -психологом при подготовке к чемпионату. Важно донести участнику мысль, что никто не сомневается в его профессионализме, мы верим в его силы, не важно какое место он займет, участие в чемпионате уже достижение. Особую роль здесь имеет поддержка группы.
Атмосфера в группе должна быть направлена на поддержку участников при подготовке к чемпионату. Обычно, при подготовке, мы начинаем работу со всей группой. Все вместе мы отрабатываем технологию каждого узла будущего изделия, повторяем технику безопасности, технологию сборки. Такая работа преследует несколько целей. С одной стороны, снижается напряжение участника; с другой стороны, такой формат — отличная форма повторения пройденного материала и проверки знаний. Я всегда рекомендую создавать себе памятки с пошаговым алгоритмом действий. Это способствует самоорганизации и упорядочиванию знаний. Например, алгоритм нашего рюкзака выглядит так:
Для обработки рюкзака необходимы детали:
Основная деталь, полоска, карман, обтачки кармана, застежка — молния для кармана, донышко, верхняя часть рюкзака (клапан), деталь для шнурка, шнурок, лямки. держатели лямок, липучка, ограничитель для шнурка, подкладка для рюкзака.
Обтачки кармана настрочить на застежку — молнию и обтачки притачать к накладному карману.
На основной детали рюкзака наметить место расположения кармана, настрочить накладной карман ширина шва три мм.
К нижнему срезу основной детали притачать полоску.
Наметить и притачать лямки к верхнему срезу основной детали, держатели к нижнему срезу полоски.
Стачать шов основной детали, совмещая контрольные срезы и швы.
Притачать липучку к верхней части рюкзака.
Обработать подкладку рюкзака обязательно следить за качеством строчки так, как ткань тонкая и скользкая.
Заутюжить деталь для шнурка пополам, изнаночной стороной внутрь, используя паровой утюг.
Соединить основную деталь рюкзака с клапаном, деталью для шнурка и подкладкой ширина шва один см.
Вывернуть рюкзак через отверстие в подкладке. Вставить шнурок, затянуть и поставить ограничители.
Все вместе мы, таким образом, проходим почти все конкурсное задание чемпионата. Дальше начинается индивидуальная работа с участником и группой поддержки. Практика показала, что многим студентов трудно работать самостоятельно. Друзья, находящиеся в роли зрителей и «подсказчиков» снимают напряжение и серьезность момента. Нам важно адаптироваться в мастерской наедине с оборудованием. Отрабатываем последовательность действий у раскройного стола, перемещение к гладильной доске, работа с отпаривателями, швейной машиной, перемещение к оверлоку и др.
Студентам с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо несколько раз пройти эти этапы, чтобы отрегулировать свои действия. Студенты с нарушениями слуха, проходя все эти этапы, решают для себя нужны ли им дополнительное специальное оборудование. Стоит отметить, что студенты не очень любят применять дополнительное оборудование и стараются всячески обходиться без него и работать на равных условиях с остальными студентами. Мы всячески приветствуем это стремление, пока это не мешает и не тормозит процесс работы. Но в данной ситуации лучше подстраховаться.
Параллельно готовим площадку для выступления. К оборудованию площадки выдвигаются жесткие требования. (рис.1)
Рис. 1. часть требований конкурсного задания по оборудованию рабочего места участника
В этом году дополнительное требование по удалению зрителей с площадки и установке специального оборудования для трансляции проведения чемпионата в онлайн режиме. Мы использовали приложение zoom.
Для участников национального чемпионата требования были усилены и приближены к условиям прохождения демонстрационного экзамена. Это добавило нам трудностей. Студенты должны были преодолеть психологический дискомфорт от направленных на них камер. Требованиями Национального комитета было установка 4 камер на каждой зоне работы участника. Камеры транслировали видео на ютуб-канал. Наши студенты делились впечатлениями: «Осознание того, что на тебя сейчас смотрит вся страна сковывает руки. Пальцы становятся чужими. Хочется спрятаться».
Поэтому мы тренировались работать перед камерами. Включали камеры и работали в мастерской на занятиях. Транслировали это все на мониторы, выставленные в коридорах колледжа. Одногруппники смотрели видео в реальном времени и потом просматривали запись вместе с участником, делились впечатлениями, комментировали ошибочные действия или наоборот хвалили удачные моменты.
Хочется отметить важность работы волонтеров при подготовке к чемпионату и его проведении. Их слаженная работа значительно облегчает работу участников и экспертов. Тем более, когда волонтерами становятся друзья участников.
Литература:
- Абилимпикс — международная олимпиада по профессиональному мастерству для людей с инвалидностью [Электронный ресурс]: — Электрон. Текст. дан.— Режим доступа: http://www.eduportal44.ru/koiro/ CROS/fros/KRPO/SiteAssets/SitePages/Конференция-2016/WSR_Abilympix_next_03sm.pdf
- Концепция проведения конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» на 2017–2020 годы [Электронный ресурс]: — Электрон. Текст. Дан.— Режим доступа: https:// бпоото.рф/document/Абилимпикс/Kontseptsia_Abilimpix.pdf
- Официальный сайт Национального чемпионата по профессиональному мастерству для людей с инвалидностью «Абилимпикс» [Электронный ресурс]: — Электрон. Текст. дан.— Режим доступа: http://abilympicspro.ru