В статье показано, что при снижении себестоимости производства одной единицы продукции, относительно тождественных показателей конкурентных организаций, улучшаются финансовые показатели. Это дает возможность сфокусировать поток средств на увеличение производительности, либо обновление оборудования предприятия. Исходя из этого, утверждается положение о том, что одним из основных критериев успешного развития компании является грамотное управление издержками.
Ключевые слова: себестоимость, управление затратами, управление себестоимостью, эффективность деятельности предприятия, рентабельность, затраты.
В современных экономических условиях рост эффективности производства и увеличение прибыли выступают основными целями компании. Без эффективного управления себестоимостью продукции невозможно достижение высоких результатов. В процессе своей деятельности предприятие сталкивается с различного рода затратами, которые относятся на себестоимость продукции. Себестоимость представляет собой важный показатель эффективности деятельности и является основой самоокупаемости.
Важным институтом управления экономикой предприятия выступает исследование себестоимости выпускаемой им продукции. Данное понятие зависит от сферы применения и не имеет единой трактовки. Себестоимость выражается в денежной форме и содержит затраты на материальные ресурсы, оплату труда и отчисления, производимые с оплаты труда, налоги и иные сборы, амортизационные затраты и прочие расходы. Поскольку себестоимость связана с формированием налоговой базы, то определенный состав, входящих в нее затрат, установлен на законодательном уровне [3].
Как экономическая категория себестоимость отражает форму возмещения потребляемых факторов производства, величину текущих производственных затрат, носящих некапитальный производственный характер и обеспечивающий процесс простого воспроизводства на предприятии. Уровень себестоимости позволяет определить объем прибыли и уровень рентабельности организации. Исчисление себестоимости производится при помощи калькулирования. Калькулирование является группировкой затрат и определения себестоимости продукции.
Для улучшения деятельности на каждом предприятии ежедневно принимают многие управленческие решения. В большей степени конкурентоспособность компании зависит от управления соотношением цены и качества данной продукции. Цена, как правило, определяется за счет совокупности затрат, отнесенных на создание данного продукта. Сумма всех затрат прямо воздействует на финансовый результат деятельности предприятия.
При сокращении себестоимости производства единицы продукции улучшаются финансовые показатели, что позволяет сфокусировать поток средств на увеличение производительности или обновление оборудования предприятия. Исходя из этого, можно сказать, что основным критерием успешного развития компании выступает грамотное управление себестоимостью его продукции [2].
Для грамотного и оперативного анализа эффективности деятельности компании и внесения корректировок в производственный процесс следует соблюдать основной принцип, создающий основу конкурентоспособности. Данный принцип заключается в систематизации управления затратами. Системный подход определяет важность применения системного анализа при принятии любого управленческого решения. Под управлением понимают воздействие субъекта управления на объект в целях достижения определенных результатов.
Таким образом, управление затратами — воздействие на них в целях улучшения результатов деятельности предприятия, достижения наиболее высокого экономического результата.
Задачами управления себестоимостью выступают:
− выявление роли себестоимости в качестве фактора повышения экономических результатов деятельности;
− расчет себестоимости по подразделениям;
− определение себестоимости на единицу продукции;
− формирование информационной базы для оценки себестоимости при принятии управленческих решений;
− поиск резервов сокращения себестоимости на всех этапах производственного процесса [4].
Целесообразный баланс между качеством и затратами на всех стадиях производственного процесса достигается при помощи грамотного управления на базе проведения исследований и расчетов, недопущения излишних затрат, внедрения методов их сокращения и т. п. Решение поставленных перед предприятием задач требует конкретизации и систематизации основных методов управления затратами.
Выделяют два метода управления себестоимостью на предприятии:
− метод, базирующийся на определении критического объема продаж (определения точки безубыточности). Данный метод состоит в анализе соотношения выпуска продукции, себестоимости и прибыли на основе прогнозирования уровня данных величин при заданных ограничениях. Он основан на подразделении затрат на переменные и постоянные;
− метод покрытия затрат по продажам (директ-костинг). Данная система основана на четком разграничении затрат на прямые и косвенные, основные и накладные, переменные и постоянные, производственные и периодические [6].
Главными мерами по снижению себестоимости продукции являются:
− повышение технологичности производства. При данном мероприятии себестоимость снижается за счет внедрения прогрессивной техники, которая позволяет изменить вид сырья и материалов, конструкцию и иные характеристики;
− улучшение производства труда. Изменив производство, формы и методы труда можно при помощи специализированного подхода;
− оптимизация использования основных средств;
− изменение материально-технического снабжения [5].
Так же многие специалисты в области управления уделяют особое внимание используемым при производстве природным ресурсам, которые можно найти замену при внедрении мер по снижению себестоимости. Могут так же быть изменены состав и качество сырья, объем добычи и т. п.
Рассмотренные данные, которые отвечают за сокращение себестоимости можно суммировать для определения конечного результата. Только сумма факторов может позволить определить общее воздействие на величину затрат на единицу продукции.
Все факторы, воздействующие на себестоимость товара, должны быть рассмотрены во взаимосвязи, включая сумму изменения нормы расходов и цен на материалы, оплату труда и т. п.
Определив влияние факторов, можно также определить степень воздействия себестоимости, оптимизировать процессы производства, если управленческий персонал видит взаимосвязь и механизмы работы каждой статьи расходов [1].
Таким образом, исследовав экономическую природу возникновения затрат, считаем, что все данные методы направлены на снижение затрат путем внесения изменений на разных стадиях производства и планирования затрат. В совокупности, данные методы позволят грамотно и наиболее углублено понять, что именно необходимо изменить и за счет каких инструментов необходимо внести данные изменения.
Литература:
- Арутюнова Д. В. Финансовые результаты как индикатор стратегии компании // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2017. № 7 (85). C. 24–26.
- Бланк И. А. Основы финансового менеджмента. Т.1. — К.: Ника-Центр; Эльга, 2016. — 592 с.
- Грачев А. В. Анализ и управление финансовыми результатами предприятия: Учебно — практическое пособие. — М.: Издательство «Финпресс», 2017. — 208 с.
- Журкина Т. А., Коротеев В. П. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия // Российское предпринимательство. 2017. № 18.
- Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г. В. Савицкая. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2018. — 378 с.
- Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С., Негашев Е. В. Методика финансового анализа. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 208 с.