В статье рассматривается деятельность Джона Брауна, одного из лидеров аболиционистского движения в США накануне Гражданской войны. оценивается роль восстания Джона Брауна в развитии аболиционистского движения и в начале Гражданской войны.
Ключевые слова: Джон Браун, США, рабство, Гражданская война, аболиционизм, восстание Джона Брауна.
На протяжении всей истории в разных странах по-разному определялись и с неодинаковой решительностью защищались личные права и привилегии граждан. Соединенные Штаты представляли собой государство, которое изначально строилось на фундаменте гражданских прав, высоких идеалов, которые получили закрепление в Декларации независимости, и механизмов правовой защиты, содержащихся в Конституции и в первых 10 поправках к ней, которые в совокупности получили название Билль о правах американского народа.
И все же значительной частью жителей США были люди, которые не могли воспользоваться этими правами и защитой. И если у иммигрантов из Европы в Новом Свете были беспрецедентные экономические возможности и более широкая личная, политическая и религиозная свобода, чем на оставляемой ими родине, то чернокожие африканцы были завезены сюда против их воли, в цепях. Они продавались в качестве рабов, движимого имущества, принуждались к труду на «хозяев», как правило, на крупных сельскохозяйственных плантациях южных штатов. Рабство лишило их свободы, которой пользовались американцы европейского происхождения. Лишь в середине ХХ века чернокожее население добилось равноправия и признания своих личных и гражданских прав и свобод.
Однако борьба за свободу и равенство в США началась задолго до того, как Роза Паркс в знак протеста отказалась уступить место в отведенной для белых части автобуса и более чем за сто лет до того, как знаменитую речь о своей мечте произнес Мартин Лютер Кинг [1, с.12]. Путь к расовому равенству был долгим и сложным — не в последнюю очередь потому, что рабство и угнетение чернокожих представляло собой своеобразный междугрупповой политический компромисс, подкреплявший национальное единство.
Уже в первой половине 19-го столетия чернокожее население Америки и их белые защитники различными путями стремились покончить с рабством, а уже потом — добиться юридического равноправия для «освобожденных». Это привело к распространению в США аболиционистских идей.
Аболиционистское движение не было единым. Среди его лидеров можно назвать Уильяма Ллойда Гаррисона, Леви Коффина, Фредерика Дугласа и Джона Брауна. Несмотря на то, что всех их объединяло неприятие института рабства, они значительно расходились во взглядах на то, какими методами добиваться своей цели.
Одним из наиболее радикальных аболиционистов был Джон Браун. В современной историографии и общественном мнении сложился неоднозначный образ Джона Брауна. Одни рассматривают его как героя, самоотверженно боровшегося против рабства. Но этот ореол борца за справедливость рассеивается, если рассмотреть способы его борьбы. Многие считают его преступником и фанатиком, действовавшим чрезвычайно жесткими, даже жестокими, насильственными методами [2, с.6].
В отличие от многих противников рабства, Джон Браун был практиком, а не теоретиком. Пик его деятельности и известности пришелся на так называемый «Кровавый Канзас», под таким названием в историю вошли столкновения в Канзасе между сторонниками и противниками рабства, которые фактически вылились в малую гражданскую войну. Эту войну спровоцировало решение конгресса, в соответствии с которым, конституция нового штата принималась голосованием местных поселенцев. Эта конституция была призвана дать ответ: будет ли новый штат свободным или рабовладельческим. В результате Канзас стали заселять фермеры, а с Юга прибывать «приграничные головорезы» (Border Ruffians), между которыми началась самая настоящая ожесточенная война [6, с.37].
В 1855 году Браун прибыл на Территорию Канзас, где происходили ожесточенные столкновения между сторонниками и противниками рабства. Остро стоял вопрос, будет ли Канзас принят в Союз как «свободная земля» или как рабовладельческий штат. Каждая группировка строила собственные поселения. Браун и четверо его сыновей 24 мая 1856 года устроили «резню в Поттаватоми», нагрянув в рабовладельческую деревню Поттаватоми и убив пять человек. Затем Браун и его сторонники предприняли серию партизанских вылазок против вооруженных отрядов сторонников рабства. После этого Джон Браун успешно оборонял город Прерия-Сити и даже захватил в плен капитана противников Генри Пейта, обменяв его на своих арестованных сыновей.
Вскоре он возвращается в Новую Англию в надежде набрать боевую негритянскую дружину, однако этим планам не дано было осуществиться. Более успешными были его действия по сбору средств у крупных аболиционистов. Готовящееся им восстание требовало серьезной подготовки: значительных средств, оружия, продовольствия и обмундирования. Деньги на это жертвовали богатые аболиционисты Севера. В Канаде было проведено «временное конституционное собрание народа Соединённых Штатов», на котором была принята «Временная конституция», защищавшая права чернокожего населения [4, с.16].
После того, как на съезде сторонников Брауна в Канаде он был провозглашен верховным главнокомандующим временного правительства, призванного свергнуть власть южных рабовладельцев, Браун создал тайную базу в Мэриленде, неподалеку от Харперс-Ферри, штат Вирджиния (ныне Западная Вирджиния). Там он дожидался своих сторонников, однако, большинство из них так и не прибыли. 16 октября 1859 года его отряд, состоявший примерно из двадцати человек, как белых, так и чернокожих, захватил федеральный арсенал в Харперс-Ферри, взяв в качестве заложников около 60 известных местных жителей. План его действий заключался в вооружении групп беглых рабов, с которыми он должен был направиться на юг, освобождая по дороге новых рабов. Но Браун слишком долго мешкал и вскоре был окружен ротой морских пехотинцев во главе с подполковником Робертом Ли (будущий командующий южными силами во время Гражданской войны). Фактически мятеж был провален, поскольку его не удалось сохранить в тайне, и мятежники были вынуждены обороняться. Браун получил ранение, но отказывался сдаваться. Тем не менее, силы были неравными, он был взят в плен и предан суду в Вирджинии. Суд признал его виновным в измене, заговоре и убийствах.
На суде Браун обратился к присяжным, вынесшим обвинительный вердикт, со словами: «Я уверен, что мои действия, которые я совершал, открыто признавая, что совершал их ради убогих сих, были не злом, но добром. И если теперь мне придется поплатиться жизнью за дело справедливости и смешать свою кровь с кровью моих детей и кровью миллионов, проливаемой в этой рабской стране, чьи права попираются подлыми, жестокими и несправедливыми установлениями, я подчиняюсь; да будет так!» [4, с.16].
Арест Брауна всколыхнул общественное мнение. Стало известно о почти беспрецедентной военной подготовке в Виргинии, связанной с возможными беспорядками из-за казни Брауна. Предстоящая казнь Брауна пугала многих его врагов, поэтому даже они высказывались о том, что необходимо заменить повешение пожизненным тюремным заключением. Так, в «Journal of Commerce» (Нью-Йорк) писалось: «Повесить фанатика — значит превратить его в мученика и воодушевить его последователей. Лучше заключить этих субъектов в тюрьму и сделать из них жалких уголовников. При настоящем положении дел в стране второй путь, разумеется, мудрее. Чудовища мятежа, как гидра, многоголовы, и если рубить одну голову, то лишь способствуешь возникновению новых» [4, с.17].
Первым осмелившимся открыто заявить свою позицию в защиту восставших, стал знаменитый писатель Г. Торо. 30 октября 1859 года он созвал набатом жителей Конкорда и произнес пламенную речь в защиту капитана Джона Брауна: «Я пришел сюда, чтобы защитить перед вами его дело. …Нужны века, чтобы создать такого человека, и еще века, чтобы понять его» [1, с.105].
Торо открыто заявил, что восхищён подвигом Джона Брауна: «Я счастлив, что жил в одном веке с ним, что я был его современником». Слова Торо ясно демонстрирует, какое революционизирующее воздействие оказало восстание Джона Брауна на умы современников. Торо, который в течение долгого времени был убежденным сторонником ненасильственных действий, открыто призвал к вооруженной борьбе. «Те, кому отвратительно рабство, не должны ужасаться насильственной смерти рабовладельцев. Их жизнь гораздо отвратительнее смерти. Я не считаю порочным метод, если он ведет к освобождению раба в кратчайший срок». Торо говорил о том, что глубоко ошибаются те, кто считает, что восставших было лишь 22 человека. На их стороне было сочувствие, по меньшей мере, миллиона американцев.
Постепенно и в печати стали появляться сочувственные публикации о восстании и его участниках. Так, в «New York Times» писалось: «Не может быть сомнений, что личное поведение Брауна во время суда, его мужество, выдержка, его поразительное самообладание и твердое убеждение в правоте своих действий возбудили симпатии к нему даже в сердцах тех, кто ненавидит его».
В адрес губернатора Уайза приходили тысячи писем, обращений, петиций с требованием помиловать Брауна или смягчить приговор. Авторы таких писем с восхищением высказывались о Брауне, утверждая, что такой человек не должен погибнуть на виселице. Среди писем, адресованных губернатору, были и послания от врагов аболиционизма, однако, и в них звучали требования о помиловании, призывы не превращать Брауна в мученика [3, с. 21].
2 декабря 1859 года приговор был приведен в исполнение. «New York Tribune» подчеркивала то необычайное мужество и твердость, с которыми Браун держался во время казни. «Героизм, с которым Джон Браун перед лицом смертельных врагов, не имея ни одного сочувствующего друга рядом, поднялся твердой поступью с ровным биением пульса на эшафот и скрепил своей смертью верность величественной идее, не имеет сравнений в анналах мученичества». «Рабство убило Брауна… В данный момент оно является победителем… — писала «Tribune» 3 декабря 1859 года, — Джон Браун умер, но он будет жить в сердцах миллионов. …Для всех, кто страдал за общее дело, кто преследовался за идею, …память о нем не умрет». В газете открыто утверждалось, что эта жертва «ускорит приближение «неотвратимого конфликта» и конец рабства в Америке [1, с.106].
Казнь Джона Брауна, действительно, всколыхнула весь Север. Практически по всем Северо-восточным и Северо-западным штатам в этот день прокатились массовые митинги, сопровождавшиеся звоном колоколов и памятными залпами салюта.
На Севере с речами в память о Брауне и его деле выступали известные писатели, политики, общественные деятели. Восстание Джона Брауна вызвало горячий отклик и в сердцах негритянского народа. По словам чернокожего аболициониста Роберта Парвиса, в «белой Америке один только Джон Браун — мученик и святой, бескорыстный герой Харперс-Ферри, веривший в свое призвание и отдавший жизнь за то, во что он верил. Он мужественно пытался осуществить то, что задумал, и своей смертью преподал урок всем. Он верил, что негр является человеком, и отдал жизнь, чтобы обеспечить ему равные права с белым» [1, с.106]. Юг охватила новая волна бунтов среди рабов.
Как бы ни воспринималось сегодня восстание Джона Брауна, безусловно, что оно всколыхнуло не только Юг, но и Север, мало кого оставив равнодушным. В этом заключался его вклад в освободительное движение. Оно еще больше углубило раскол в общественном мнении, еще более сплотило южан, сторонников рабства, вплотную подведя их к идее об отделении. Значительные расхождения во мнениях имели место и на Севере, что было связано с предшествующей тактикой компромиссов. Все больше северян выступали за отказ от дальнейших уступок Югу, смотрели враждебно на этот регион. Это, конечно, не значило, что они одномоментно превратились в аболиционистов, большинство из них не выступало за незамедлительную отмену рабства, однако, смотрели на него неодобрительно [1, с.108].
Среди северян были те, кого называли молчаливым большинством, их позиции не нашли выражения в газетах или пламенных речах ораторов. Но именно это молчаливое большинство читало прессу, слушало ораторов, объяснявших суть аболиционистских идей. Постепенно общественное мнение формировалось в духе, враждебном рабству.
Во время Гражданской войны, начавшейся год спустя, солдаты Союза маршировали под различные мелодии на слова стихотворения «Тело Джона Брауна» (одна из версий, автором которой была Джулия Уорд Хоу, стала впоследствии «Боевым гимном Республики»). Вот характерный куплет:
Тело старого Джона Брауна лежит в сырой земле,
Винтовка старого Джона Брауна ржавеет в красныхпятнах крови,
Копье старого Джона Брауна нанесло последнийрешительный удар,
Его душа продолжает поход! [4, с.16]
Литература:
- Алентьева, Т. В. Восстание Джона Брауна в оценке современников / Т. В. Алентьева // Вопросы истории. — 2005. — № 10. — С. 98–109.
- Алентьева Т. В. Надвигающийся кризис союза и борьба мнений в США в 1859–1861 гг. — Курск.: Роси, 2004. — 316 с
- Алентьева, Т. В. Общественное мнение в США в период назревания Гражданской войны: 1828–1861: автореферат дис.... доктора исторических наук: 07.00.03 / Ин-т всеобщ. истории РАН. — Москва, 2006. — 50 с.
- Свободны наконец. Движение за гражданские права в США / под ред. Фридмана М.Дж. — Издательство: U. S. Department of State, 2008. — 72 с.
- Согрин В. В. Мир американских рабовладельцев: Кэлхун, Фицхью и другие // Новая и новейшая история. 1990. № 5. С. 67–82.
- Тайгильдин, А. В. Общественно-политическая мысль по вопросу о рабстве накануне гражданской войны в США [Текст] / А. В. Тайгильдин // Вестник Марийского государственного университета. Сер.: Исторические науки. Юридические науки. — 2018. — Т. 4, № 1. — С. 35–46.