В статье автор описывает влияние мер поддержки малого бизнеса, в условиях пандемии 2020 г., на рынок аудиторских услуг.
Ключевые слова: обязательный аудит, аудиторская деятельность, малый и средний бизнес, поддержка бизнеса, бизнес.
Мировое бизнес-сообщество, включая сферу аудиторской деятельности, столкнулось с высокими рисками ведения хозяйственной деятельности, связанными с пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19) [2]. 2020 год стал одним из самых тяжелых для бизнеса, особенно для малых предприятий.
По данным информационного агентства ТАСС, за последние 12 месяцев в России закрылся каждый пятый бизнес [1]. Почти во всех российских регионах количество ликвидированных предприятий малого и среднего бизнеса превысило число открывшихся.
В сложившейся ситуации для властей необходимо любыми способами пытаться поддерживать бизнес, особенно малый, в силу того, что от кризиса он пострадал более всего. Для этого в текущем году разработан набор государственных программ, нацеленных на помощь субъектам предпринимательской деятельности.
Основные виды содействия государства с предприятиями сектора малого и среднего бизнеса являются [3]:
– финансовое — программы поддержки малого бизнеса подразумевают выделение субсидий, суммы которых колеблются от 60 тыс. до 25 млн руб.
– имущественное — предприниматели получают возможность безвозмездно или на льготных условиях пользоваться государственным имуществом (аренда помещений, земельных участков).
– информационное — путем создания федеральных и региональных информационных систем, официальных сайтов для обеспечения субъектов предпринимательства актуальными сведениями.
– консультационное — поддержка малого предпринимательства в 2020 году подразумевает оказание содействия в виде профессиональных консультаций.
– образовательное — разработка программ подготовки специалистов, повышения квалификации сотрудников.
Правительство РФ выделяет первоочередные направления предпринимательства, которым помощь необходима в первую очередь — это зависит от того, какая сфера в регионе наиболее неустойчива.
Так же, власти смягчают критерии для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности [4].
Депутаты предложили повысить финансовые критерии для обязательного аудита:
– по выручке — с 400 до 800 млн рублей;
– по сумме активов бухгалтерского баланса — с 60 до 400 млн рублей.
Таким образом, предприятия, относящиеся к малому бизнесу согласно федеральному закону от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», доход которых за предшествующий календарный год не превышает 800 млн. рублей, освобождаются от обязательного аудита финансовой отчетности.
По итогам данной меры поддержки меньшему количеству компаний придется проводить аудиторские проверки, что повлечет за собой экономию затрат на его проведение и освободится от штрафов (предупреждений) за не предоставления отчета аудиторской проверки.
Также до 1 января 2021 года приостановлено действие п. 3 ч. 1 федерального закона № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. «Об аудиторской деятельности» для социально ориентированных некоммерческих организаций. Этот пункт обязывал проводить аудит годовой отчетности любые фонды, за исключением международных. Теперь благотворительные фонды могут не проводить обязательный аудит и, скорее всего, это правило останется в действии и в дальнейшем.
Однако, перечисленные меры могут негативно отразиться на состоянии рынка аудиторских услуг.
Аудиторские организации были вынуждены подстраивается под ограничения, введенные государством и пользователями аудиторских услуг, что повлекло за собой образование ряда проблем:
– невозможность проведения очной аудиторской проверки;
– освобождение от обязательного аудита ряда предприятий;
– длительные выходные привели к отсрочке выполнения обязательств, остро встала проблема неплатежей;
– перенос сроков сдачи годовой финансовой (бухгалтерской) и налоговой отчетностей;
– усложнение коммуникаций и документообмена.
Данный перечень проблем значительно осложняет оказание аудиторских услуг. В частности, осложнился процесс проведения аудиторских процедур, сроки аудиторских проверок были нарушены.
Перечисленные проблемы отмечались у всех, однако не все аудиторские компании смогли их преодолеть. Значительные сложности возникли в основном у небольших компаний, многие потеряли своих клиентов, и в текущем году можно ожидать сокращения количества игроков на рынке.
В сложившейся обстановке аудиторам целесообразно воспользоваться возможными альтернативными способами для сбора доказательств, включая возможности IT-технологий. Чтобы качественно завершить аудит и выдать заключение, может потребоваться больше времени на сбор аудиторских доказательств, как результат, перенос сроков выдачи аудиторского заключения. Если сроки не перенесли, это может привести к необходимости модифицировать аудиторское заключение в связи с невозможностью получить достаточные и надлежащие аудиторские доказательства.
Таким образом, в сложившейся кризисной ситуации поддержка государства всех пострадавших сфер экономики является очень важной. Антикризисные меры поддержки могут облегчить напряжение, возникшее в настоящий период.
Что касательно рынка аудиторских услуг, то в настоящий момент аудиторы, чтобы продолжать свою деятельность, должны оценить и модернизировать ее согласно реалиям ведения бизнеса на период кризиса, который обусловлен пандемией 2020 г.
Литература:
- Исследование: 1 млн. российских предприятий малого и среднего бизнеса закрылись за год [Электронный ресурс]. — URL: https://tass.ru/ekonomika/9197739 (дата обращения 03.12.2020)
- Стоп коронавирус [Электронный ресурс]. — URL: стопкоронавирус.рф (дата обращения: 03.12.2020)
3. Поддержка малого бизнеса: госпрограммы 2020 года [Электронный ресурс]. — URL: https://www.business.ru/article/1360-podderjka-malogo-biznesa-2019-gos-programmy (дата обращения: 03.12.2020)
- Госдума отменила обязательный аудит бухотчетности для малого бизнеса [Электронный ресурс]. — URL: https://www.glavbukh.ru/news/33625-gosduma-otmenila-obyazatelnyy-audit-buhotchetnosti-dlya-malogo-biznesa (дата обращения: 03.12.2020)