Совершенствование двигательной активности старших дошкольников с ОНР в условиях инклюзивной группы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 07.12.2020

Статья просмотрена: 250 раз

Библиографическое описание:

Князькова, С. А. Совершенствование двигательной активности старших дошкольников с ОНР в условиях инклюзивной группы / С. А. Князькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 396-398. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76168/ (дата обращения: 15.11.2024).



Двигательная активность — неотъемлемая часть образа жизни человека.

От уровня двигательной активности, от образа жизни, от социальных, экономических и экологических условий зависит в целом уровень здоровья.

Феномен движения человека с древних времен изучался различными исследователями, педагогами, психологами, а природа движения ребенка является наиболее сложной и интересной, поскольку имеет колоссальное функциональное значение в его развитии. Анализ научной литературы (Н. А. Бернштейн, А. А. Леонтьев, Э. И. Леонгард, В. И. Лубовский, Н. А. Шивирев и др.) позволяет утверждать, что именно дошкольный возраст является тем важным периодом, когда усиленно формируются все органы и системы организма. И в этот же период развиваются те двигательные навыки и умения ребенка, которые в дальнейшем станут основой его полноценного психического и физического развития.

Для всестороннего развития дошкольников, по мнению Вавиловой Е. Н., чрезвычайно важно выполнять различные движения: бег, прыжки, лазание, ползание, метание и т. д. Они улучшают функции всего организма, укрепляют опорно-двигательный аппарат, регулируют деятельность нервной системы и другие физиологические процессы.

Большое значение двигательной активности придавал профессор доктор медицинских наук Ю. Ф. Змановский, им была разработана технология «Здоровый дошкольник», а которой описывались пути и принципы оптимизации здоровья дошкольников.

М. М. Кольцова, исследуя практику применения с детьми специальной тренировки пальцев — пальчиковой гимнастики, показывает существенное улучшение результатов решения арифметических задач. Было так же доказано, что с развитием движений параллельно идет процесс развития речи. Двигательная деятельность способствует пониманию слов, формированию понятий и увеличивает словарный запас дошкольников.

«Двигательный дефицит» — понятие, которое характерно для современных дошкольников, и оно говорит о том, что в течение дня дети недостаточно двигаются. В детском саду дети много времени проводят сидя за столами, на стульчиках в течение всей непосредственно образовательной деятельности. Дома же заняты просмотром мультфильмов или играми за компьютером. По многочисленным опросам детей, в выходные дни дети очень редко выходят на прогулку, на детскую площадку, прогулка ограничивается лишь посещением торговых центров. Постоянное сидячее положение вызывает утомление, далее — снижение силы и работоспособности скелетной мускулатуры, нарушение осанки, плоскостопие и ухудшение здоровья в целом.

Как показали результаты изучения психолого-педагогической и специальной литературы (Н. П. Вайзман, В. М. Мозговой), у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) имеются определенные особенности в развитии, а так же некоторые отклонения в развитии двигательной активности. Дошкольники с ОНР характеризуются замедленным физическим развитием, отстают в психическом развитии с проявлением общего недоразвития речи, двигательной расторможенностью, нарушениями активного внимания, зрительного и слухового восприятия. По нашим наблюдениям дети на занятиях часто отвлекаются, теряются в мыслях, сбиваются, путаются в высказываниях, не могут дать полного ответа на поставленный вопрос. Чаще всего имеются нарушения в равновесии, координации движений, моторики пальцев рук.

Исследованиями И. П. Павлова, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия было доказано, что общая и речевая моторика тесно взаимосвязаны. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное и динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов.

Для повышения двигательной активности данной категории детей, для ее совершенствования, мы рассматривали такую форму работы в ДОО как досуговая деятельность. Так как жизнь ребенка в ДОО невозможна без веселых, интересных, увлекательных и шумных досугов, праздников и соревнований. Которые воспитывают у ребенка потребность в движениях, эмоциональное восприятие жизни, дружеские отношения. А так же развивают сообразительность, смекалку, воображение и творчество.

Учитывая то, что дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) посещают общеобразовательные дошкольные группы, такая форма работы нам показалась наиболее приемлемой. Исследования проводились на базе ГБОУ Школа № 853 города Зеленограда. На основании проведенного наблюдения за детьми в свободной игровой деятельности в группе и на прогулке в утреннее и вечернее время, диагностики физической подготовленности, использования шагомеров и изучения медицинских карт дошкольников, нами был составлен календарно-тематический план проведения спортивно-музыкальных досугов в течение года.

Таблица 1

Календарно-тематическое планирование досуговой деятельности

Месяц

Тема

Задачи

октябрь

«Юные туристы, или в гости к Лесовичку»

развивать двигательные способности детей, направленные на укрепление здоровья, осваивать простейшие туристические умения и навыки;

«С днем рождения, любимый город!»

развивать положительных эмоций, чувства взаимопомощи, дружбы, сопереживания. Воспитывать патриотические чувства и любовь к родному городу;

ноябрь

«Мамочка любимая моя!»

создавать условия для развития эмоционально — волевой сферы и двигательной деятельности детей;

«Путешествие к игрушкам из разных стран»

побуждать детей к активному участию в подвижных играх;

декабрь

«Снег-снежок, белая метелица».

воспитывать у детей интереса к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через выполнение игровых упражнений и заданий;

«Птицы — наши верные друзья»

совершенствовать технику видов ходьбы, бега.

развивать быстроту, ловкость, совершенствовать координацию движений;

воспитывать чувства сострадания, учить заботиться о братьях наших меньших;

январь

«В поисках волшебного сугроба»

обеспечивать детям полноценный активный отдых на зимней прогулке; способствовать формированию здорового образа жизни; воспитывать интерес к зимним спортивным упражнениям.

«Мы мороза не боимся, от души повеселимся».

приобщать детей к здоровому образу жизни посредством активизации двигательной деятельности.

февраль

«Защитники Отечества»

популяризация здорового образа жизни среди дошкольников.

«К нам Масленица пришла»

знакомить детей с русским обрядовым праздником Масленицей. Развивать выдержку, выносливость, воображение, кругозор

март

«Мамины помощники»

создавать условия для развития интереса у детей к домашнему труду, к помощи старшим по хозяйству, через участие в спортивном мероприятии.

апрель

«Приключения Буратино»

совершенствовать двигательные навыки детей

После всех музыкально-спортивных мероприятий, мы снова провели такие же диагностики: шагометрия, физическая подготовленность и наблюдение за свободной и игровой деятельностью и сделали выводы. Разработанная серия досугов позволила улучшить двигательные качества, повысить двигательную активность и общее физическое состояние у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Также мы подготовили консультацию для родителей по совершенствованию двигательной активности в домашних условиях, рекомендации для педагогов по проведению индивидуальных и групповых занятий, которые будут способствовать возникновению еще более сильной мотивации к общению и взаимодействию, как со своими сверстниками, так и с взрослыми.

Здесь мы рассмотрели работу с детьми с ОНР в условиях общеобразовательной группы.

Таким образом, наше небольшое исследование показало, что:

− двигательная активность является важным компонентом в развитии как нормальных детей, так и дошкольников с ОНР;

− у дошкольников с ОНР двигательная активность не соответствует нормативам;

− разработанная нами программа по развитию двигательной активности дошкольников с ОНР с помощью досуговой деятельности в инклюзивной группе способствовала повышению двигательной активности как дошкольников с ОНР, так и их нормальных сверстников.

Литература:

  1. Дворкина, Н. И. Развитие физических качеств детей дошкольного возраста на основе подвижных игр / Н. И. Дворкина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2013. — № 2. — с. 65–68.
  2. Змановский, Ю. Ф. Авторская программа «Здоровый дошкольник» / Ю. Ф. Змановский // Обруч. 1996. — № 3. — С. 4–5.
  3. Педагогика инклюзивного образования: учебник / Т. Г. Богданова, А. М. Гусейнова, Н. М. Назарова [и др.]; под ред. Н. М. Назаровой. — Москва: ИНФРА-М, 2016. — 335 с.
  4. Рунова, М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду / М. А. Рунова — М.: Мозаика — Синтез, 2006. — 255 с.
  5. Соловьева, Т. В. Модель организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении для детей с нарушением речи // Развитие теоретико-методологических основ физической культуры в условиях Болонского процесса / Материалы науч. практ. конференц. «Герценовские чтения». — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. — С. 99–102.
  6. Стародубцева, И. В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников: пособие / И. В. Стародубцева, Т. П. Завьялова. — Москва: Аркти, 2009. — 72 с.
  7. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Я. Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.
Основные термины (генерируются автоматически): двигательная активность, ребенок, здоровый образ жизни, координация движений, двигательная деятельность, дошкольник, общее недоразвитие речи, развитие, физическая подготовленность, форма работы.


Похожие статьи

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Развитие психофизиологической базы речи у старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленности ДОУ

Повышение уровня речевого развития дошкольников в условиях разновозрастной группы через использование элементов ТРИЗ-технологии

Формирование экологических представлений у дошкольников с ОВЗ в процессе инклюзивного образования

Развитие фонематического восприятия в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР через знакомство со сказкой

Развитие познавательного интереса у детей с ЗПР посредством игровой деятельности

Применение личностно ориентированного подхода в воспитательном процессе по развитию творческого потенциала воспитанников с ОВЗ для их успешной социализации

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС в условиях учреждения социального обслуживания

Похожие статьи

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Развитие психофизиологической базы речи у старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленности ДОУ

Повышение уровня речевого развития дошкольников в условиях разновозрастной группы через использование элементов ТРИЗ-технологии

Формирование экологических представлений у дошкольников с ОВЗ в процессе инклюзивного образования

Развитие фонематического восприятия в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР через знакомство со сказкой

Развитие познавательного интереса у детей с ЗПР посредством игровой деятельности

Применение личностно ориентированного подхода в воспитательном процессе по развитию творческого потенциала воспитанников с ОВЗ для их успешной социализации

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС в условиях учреждения социального обслуживания

Задать вопрос