Государственно-частное партнерство включает множество форм, которые имеют различные наименования и используются в широком спектре инфраструктурных отраслей и инвестиционных сделок.
Министерство экономического развития РФ была сформулирована следующая классификация организационно-правовых форм государственно-частного партнерства, в которых возможна реализация инфраструктурных проектов с применением механизмов ГЧП:
– концессионные соглашения — в соответствии с Федеральным Законом от 21.07.2005 № 115 — ФЗ «О концессионных соглашениях»;
– соглашения о государственно-частном партнерстве — в соответствии с законами субъектов России об участии в государственно-частном партнерстве;
– договоры аренды с инвестиционными обязательствами и/или льготными условиями — реализации проектов на основе долгосрочных договоров аренды имущества, в которых капитальные вложения осуществляются за счет средств частного инвестора;
– контракты жизненного цикла — в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг», постановлением Правительства РФ № 1087 «О случаях заключения КЖЦ»;
– договоры (соглашения), обладающие признаками ГЧП, при условии, что на стороне публичного партнёра выступают государственные предприятия, компании или организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, МО в совокупности составляет более 50 %, т. е. договоры заключенные в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц».
Выделенные формы ГЧП имеют отличительные характеристики, на которые представители органов государственной власти должны опираться при структурировании отношений в рамках конкретного проекта.
Основные различия между рассмотренными формами ГЧП могут быть систематизированы и представлены в таблице 1 «Классификация основных форм ГЧП».
Разнообразие форм государственно-частного партнерства позволяет достаточно широко использовать возможности частного капитала в решении государством многих проблем, связанных с публичным интересом. В отраслях производственной, транспортной и социальной инфраструктуры применяются все варианты концессионных соглашений, совместные предприятия с участием государственного и частного капитала, а также проекты, основанные на договорах гражданского и публичного права.
Таблица 1
Основные формы ГЧП и контрактные формы, близкие к ГЧП
Форма ГЧП |
Предмет контракта между государством и бизнесом, суть |
Форма собственности на имеющееся/ создаваемое имущество |
Законодательный акт |
Количество реализуемых проектов по состоянию на 2020г. |
Плюсы и минусы использования конкретной формы ГЧП |
Соглашение о ГЧП (далее — СГЧП) |
Передача публичной стороной права владения и пользования государственной собственности частному партнеру. Проектирование+ Строительство +Эксплуатация +Финансирование |
Частная / государственная |
ФЗ 224-ФЗ «О ГЧП, МЧП и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» |
75 |
+ гибкость в структурировании проекта; + возможность использования в случае неприменимости КС; + наличие успешного опыта реализации СГЧП; — неурегулированное законодательство СГЧП; — сложности синхронизации с бюджетным планированием — минимальный срок СГЧП — 3 года |
Концессионное соглашение (далее — КС) |
Передача публичной стороной государственной собственности частному партнеру на праве владения и пользования на определенный срок с последующим возвращением объекта государству. Проектирование+ Строительство + Эксплуатация + Финансирование |
Государственная |
ФЗ от 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» |
3983 |
+ регламентация условий отдельным ФЗ; + наличие большой практики реализации КС; + применение механизмов поддержки государства (например, концессионные облигации). — ограничение выбора обеспечительных инструментов КС; — закон не охватывает все остальные связанные с КС области права (бюджетное, земельное, налоговое, другие) |
Контракт жизненного цикла (далее -КЖЦ) |
Создание или реконструкция частной стороной объекта инфраструктуры/технических средств и оборудования, начиная со стадии проектирования, передача его в право собственности государства и дальнейшее его обслуживание до утилизации объекта (15–30 лет). Оплата публичной стороной стоимости работ по договору в период эксплуатации. Проектирование+ строительство + эксплуатация +финасирование |
Государственная |
44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственный и муниципальных нужд» Постановление правительства РФ от 28.11.2018 № 1087 «Об определении случаев заключения КЖЦ» |
50 |
+ отсутствие спроса на услуги объекта КЖЦ не влияет на финансовые взаимоотношения участников КЖЦ; + оплата по договору только с наступлением эксплуатационной фазы; — не проработан вопрос гарантий возмещения средств частному партнеру при изменении условий КЖЦ публичной стороной или отказа от него. |
Аренда (лизинг) государственной собственности с инвестиционными обязательствами |
Передача публичной стороной права использования государственного (муниципального) объекта общественной инфраструктуры физическому или юридическому лицу на длительное определенное время и за установленную плату с целью его модернизации (реконструкции, реставрации). Эксплуатация + техническое перевооружение или модернизация |
Государственная |
ГК РФ, ч. 2, гл. 34 ст.606–625 |
330 |
+ возможность выкупа объекта аренды частным партнером у государственного; —запрет для арендатора на изменение целевого назначения объекта; — наличие помимо арендных платежей обязанности арендатора по модернизации арендуемого объекта — невозможность софинансирования проекта из средств бюджета |
Корпоративная форма партнерства (совместное юридическое лицо) |
Передача публичной стороной в собственность создаваемой с ее участием компании (SPV- компании) части имущества и финансовых ресурсов с участием ее представителей в органе управления компании. Софинансирование акционерного капитала + строительство + эксплуатация |
Частная / государственная |
208-ФЗ «Об акционерных обществах» |
49 |
- отсутствует четкое разделение рисков между сторонами; — не регулируются законами ГЧП; + подходит при реализации крупного инфраструктурного проекта, где требуются значительные финансовые инвестиции (например, развитие аэропорта «Большое Савино» в г.Перми) |
Специальный инвестиционный контракт (далее — СПИК) |
Обязательство частной стороны по реализации инвестиционного проекта (СПИК) с целью внедрения или разработки и внедрения современной технологии, позволяющей производить конкурентоспособную на мировом уровне промышленную продукцию в России при этом публичный партнер обязуется осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные федеральным и региональным законодательством. |
Государственная |
488-ФЗ |
41 |
- ограниченный срок контракта до 10 лет; — стабильность совокупной налоговой нагрузки, режима для частной стороны при выполнении условий договора |
Источник: составлено автором по данным портала ГЧП-Инфо (https://rosinfra.ru)
В мировой практике ГПЧ включает множество различных форм, в Российской федерации законодательно выделены 2 формы ГЧП — это концессионное соглашение и соглашение ГЧП. Также выделены приближенные к ГЧП формы, которые соответствуют признакам ГЧП, а именно: КЖЦ, аренда с инвестиционными обязательствами, СПИК, корпоративная форма партнерства, соглашение о разделе продукции. Основной формой ГЧП в России является концессионное соглашение.