Подготовка к итоговому собеседованию и письменным заданиям ОГЭ по русскому языку: применение интегрированных упражнений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 05.12.2020

Статья просмотрена: 412 раз

Библиографическое описание:

Первозванский, Р. И. Подготовка к итоговому собеседованию и письменным заданиям ОГЭ по русскому языку: применение интегрированных упражнений / Р. И. Первозванский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 416-418. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76179/ (дата обращения: 18.10.2024).



В статье автор предлагает использовать для подготовки к письменным заданиям ОГЭ и итоговому собеседованию интегрированные упражнения, позволяющие комплексно развивать речевые навыки.

Ключевые слова: русский язык, ОГЭ, итоговое собеседование, изложение.

Итоговое собеседование, изложение, сочинение на основном государственном экзамене (ОГЭ) — каждое из этих заданий так или иначе связано с продуцированием самостоятельного или преобразованного текста. Все эти задания тесно связаны с коммуникативной составляющей обучения русскому языку. Вспомним, что одной из основных целей введения устной части экзамена было усиление коммуникативной направленности в обучении [1, с. 117]. В процессе итогового собеседования обучающиеся должны показать степень владения всеми видами речи (повествование, описание, рассуждение) [3, с. 72], но владение видами речи проверяется и в рамках ОГЭ.

Естественна связка задания № 1 экзаменационной работы по русскому языку (сжатое изложение) и задания № 2 итогового собеседования. И в том, и в другом задании цель ученика — выполнить «преобразующий» пересказ текста: письменного в устном виде, устного — в письменном. Различаются лишь типы речи в текстах: в изложении используется преимущественно рассуждение; в устном собеседовании — преимущественно повествование. Связаны также и критерии оценки двух заданий: смысл критерия оценки ИК1 («Содержание изложения») аналогичен смыслу критерия П1 («Сохранение при пересказе микротем текста»). Оба задания оцениваются по критерию фактологической точности (хотя в изложении этот критерий выносится в общую оценку изложения и сочинения) От девятиклассников на итоговом собеседовании сжатия текста не требуют, но остается первостепенной, как и в изложении, идея сохранения микротем. Требование логично и органично включить в текст устного пересказа цитату дополнительно усложняет задание, но не делает его принципиально отличным от изложения.

Третий вариативный компонент задания № 3 устного собеседования — создание высказывания-рассуждения — также связан с изложением. Обучающиеся должны показать умение высказываться логично, последовательно, связно, достаточно полно, мотивированно [3, с. 72]. То высказывание, которое должно получиться у школьников в результате выполнения этого задания, бывает очень похоже на исходный текст, предлагающийся в рамках сжатого изложения на экзамене.

Параллели между заданием № 9 ОГЭ (сочинение) и заданиями итогового собеседования провести сложнее — но и они вполне закономерны. Задание № 4 по материалу текста-рассуждения — беседа с экзаменатором — требует приведения примеров-аргументов своей позиции. Аргументация тезиса — важная составляющая любых экзаменационных сочинений: как в девятых, так и в одиннадцатых классах.

Таким образом, процессы подготовки к итоговому собеседованию и к письменным заданиям экзаменационной работы могут быть интегрированы в следующем:

— Развитие навыка «мысленного реферирования» текста и работы с реферированным текстом: логическая организация, абзацное членение, включение цитаты. Пересказ текста. Чтение текста с верной интонацией, соответствующей пунктуации и логике.

— Развитие навыка подбора и речевого оформления аргументации своей позиции в устных и письменных текстах;

— Развитие речи, в том числе: владение различными способами организации текста (от тезиса к аргументам, от иллюстрации к выводу, в соответствии с логикой автора, в соответствии с фабулой — течением событий), способность выстраивать композицию текста (вступление — основная часть — заключение).

Мы полагаем, что эти значимые связи между устными и письменными заданиями можно актуализировать и превратить в методическое преимущество с помощью системы упражнений, развивающих одновременно и навыки устной, и навыки письменной речи.

Мы предлагаем следующие варианты интегрированных упражнений, которые помогут ученикам готовиться одновременно и к изложению, и к сочинению, и к итоговому собеседованию — параллельно всесторонне развивая речевые умения. Тексты для этих заданий должны быть невелики по объему (не очень хочется использовать здесь популярное слово «клиповы», хотя необходимость подавать материал для подготовки к экзамену в сжатом и дозированном виде также оспаривать трудно [2, с. 69]):

  1. Прочитайте текст из заданий № 1 и № 2 итогового собеседования по русскому языку.
    1. Выделите ключевые слова, имеющее смыслообразующее значение в тексте.
    2. Выделите слова, на которые в предложениях будет падать интонационное, логическое ударение.
    3. Запишите краткое и основное содержание каждого абзаца текста (микротемы) в одном предложении.
    4. Напишите краткую рецензию на текст в произвольном формате. Вы можете отталкиваться от ваших читательских впечатлений, личного опыта, согласия или несогласия с автором, наличия аргументов «ЗА» или «ПРОТИВ»
  2. Прочитайте текст изложения, представленный в одном из вариантов ОГЭ.
    1. Запишите краткое и сжатое содержание микротем текста.
    2. Подготовьте собственное устное высказывание по теме изложения. Вы можете как пойти по пути, предложенному автором, так и выбрать свой «маршрут» раскрытия темы. Напишите план своего ответа.
    3. Подберите один аргумент из жизненного опыта, подтверждающий авторскую позицию, и один аргумент, ее опровергающий.
  3. Прочитайте текст сочинения из варианта ОГЭ.
    1. Прочитайте текст, определите смысл высказывания, приведенного в задании 9.2, запишите номера предложений-аргументов.
    2. Выполните интонационную разметку одного из фрагментов текста.

Литература:

1. Курбатова, Ю. В. Итоговое собеседование по русскому языку как методическая проблема: опыт региона / Ю. В. Курбатова. — Текст: непосредственный // Вестник Белгородского института развития образования. — 2018. — № 4 (10). — С. 116–122.

2. Никишина, С. А. Принципы подготовки к текстовой части ОГЭ по русскому языку / С. А. Никишина. — Текст: непосредственный // Нижневартовский филологический вестник. — 2017. — № 2. — С. 68–73.

3. Павлова, М. Н. Методика подготовки обучающихся к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе / М. Н. Павлова. — Текст: непосредственный // Русский язык в условиях би- и полилингвизма: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2018. — Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2018. — С. 70–72.

Основные термины (генерируются автоматически): итоговое собеседование, задание, русский язык, изложение, текст, сжатое изложение, сочинение, устное собеседование, экзаменационная работа.


Похожие статьи

Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку на уроках истории и обществознания

В статье авторы выясняют возможности подготовки к Итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе на уроках гуманитарного цикла.

К вопросу о подготовке обучающихся к выполнению задания на формулирование вопросов устной части ЕГЭ по английскому языку

В статье рассматриваются особенности ЕГЭ по иностранному языку как формы итогового контроля иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся старших классов, анализируется учебное пособие, способствующее подготовке к заданию на формулирование вопро...

Педагогические условия развития устной речи на уроках английского языка

Статья посвящена проблеме повышения уровня умений иноязычной устной речи. Для её решения автор предлагает создать ряд педагогических условий, а также дополнить основной учебник по английскому языку дополнительными современными материалами.

Методика обучения иностранному языку с применением различных онлайн-технологий

В статье разбирается технологическая и методологическая подготовка к занятиям иностранным языком в дистанционном формате. Обсуждаются ключевые различия в очном и дистанционном обучении, высказываются предложения по оптимизации процесса обучения в бол...

Совершенствование лексико-грамматических навыков старшеклассников при подготовке к ЕГЭ по английскому языку в учреждениях дополнительного образования

В работе автор исследует вопросы совершенствования лексико-грамматических навыков старшеклассников при подготовке к ЕГЭ по английскому языку в учреждениях дополнительного образования.

Текст как основа обучения подготовленному монологическому высказыванию на практических занятиях по иностранному языку в техническом вузе

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей обучения подготовленному монологическому высказыванию на основе текста на практических занятиях по иностранному языку в техническом вузе. Текст следует рассматривать как важнейшую опору и как средство...

Программа факультативного курса «Научись писать эссе по обществознанию» (для учащихся 10–11 классов)

Предназначена для подготовки учащихся 10–11 классов, ориентированных на подготовку и сдачу ЕГЭ по обществознанию.

Метапредметный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

В статье автор пытается раскрыть особенности использования метапредметного подхода в урочной и внеурочной деятельности по английскому языку в условиях реализации ФГОС.

Методика преподавания иностранного языка для начинающего преподавателя

В статье рассматриваются основные этапы построения урока, выбор целей и задач преподавания иностранного языка, методы оценивания усвоения преподаваемого материала учащимися.

Творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка в 5–6 классах

В статье автором рассматривается творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка в 5–6 классах. Определено понятие творческого диктанта и этапы его написания. Сделан вывод, ...

Похожие статьи

Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку на уроках истории и обществознания

В статье авторы выясняют возможности подготовки к Итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе на уроках гуманитарного цикла.

К вопросу о подготовке обучающихся к выполнению задания на формулирование вопросов устной части ЕГЭ по английскому языку

В статье рассматриваются особенности ЕГЭ по иностранному языку как формы итогового контроля иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся старших классов, анализируется учебное пособие, способствующее подготовке к заданию на формулирование вопро...

Педагогические условия развития устной речи на уроках английского языка

Статья посвящена проблеме повышения уровня умений иноязычной устной речи. Для её решения автор предлагает создать ряд педагогических условий, а также дополнить основной учебник по английскому языку дополнительными современными материалами.

Методика обучения иностранному языку с применением различных онлайн-технологий

В статье разбирается технологическая и методологическая подготовка к занятиям иностранным языком в дистанционном формате. Обсуждаются ключевые различия в очном и дистанционном обучении, высказываются предложения по оптимизации процесса обучения в бол...

Совершенствование лексико-грамматических навыков старшеклассников при подготовке к ЕГЭ по английскому языку в учреждениях дополнительного образования

В работе автор исследует вопросы совершенствования лексико-грамматических навыков старшеклассников при подготовке к ЕГЭ по английскому языку в учреждениях дополнительного образования.

Текст как основа обучения подготовленному монологическому высказыванию на практических занятиях по иностранному языку в техническом вузе

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей обучения подготовленному монологическому высказыванию на основе текста на практических занятиях по иностранному языку в техническом вузе. Текст следует рассматривать как важнейшую опору и как средство...

Программа факультативного курса «Научись писать эссе по обществознанию» (для учащихся 10–11 классов)

Предназначена для подготовки учащихся 10–11 классов, ориентированных на подготовку и сдачу ЕГЭ по обществознанию.

Метапредметный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

В статье автор пытается раскрыть особенности использования метапредметного подхода в урочной и внеурочной деятельности по английскому языку в условиях реализации ФГОС.

Методика преподавания иностранного языка для начинающего преподавателя

В статье рассматриваются основные этапы построения урока, выбор целей и задач преподавания иностранного языка, методы оценивания усвоения преподаваемого материала учащимися.

Творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка в 5–6 классах

В статье автором рассматривается творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка в 5–6 классах. Определено понятие творческого диктанта и этапы его написания. Сделан вывод, ...

Задать вопрос