Подготовка к итоговому собеседованию и письменным заданиям ОГЭ по русскому языку: применение интегрированных упражнений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 05.12.2020

Статья просмотрена: 419 раз

Библиографическое описание:

Первозванский, Р. И. Подготовка к итоговому собеседованию и письменным заданиям ОГЭ по русскому языку: применение интегрированных упражнений / Р. И. Первозванский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 416-418. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76179/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье автор предлагает использовать для подготовки к письменным заданиям ОГЭ и итоговому собеседованию интегрированные упражнения, позволяющие комплексно развивать речевые навыки.

Ключевые слова: русский язык, ОГЭ, итоговое собеседование, изложение.

Итоговое собеседование, изложение, сочинение на основном государственном экзамене (ОГЭ) — каждое из этих заданий так или иначе связано с продуцированием самостоятельного или преобразованного текста. Все эти задания тесно связаны с коммуникативной составляющей обучения русскому языку. Вспомним, что одной из основных целей введения устной части экзамена было усиление коммуникативной направленности в обучении [1, с. 117]. В процессе итогового собеседования обучающиеся должны показать степень владения всеми видами речи (повествование, описание, рассуждение) [3, с. 72], но владение видами речи проверяется и в рамках ОГЭ.

Естественна связка задания № 1 экзаменационной работы по русскому языку (сжатое изложение) и задания № 2 итогового собеседования. И в том, и в другом задании цель ученика — выполнить «преобразующий» пересказ текста: письменного в устном виде, устного — в письменном. Различаются лишь типы речи в текстах: в изложении используется преимущественно рассуждение; в устном собеседовании — преимущественно повествование. Связаны также и критерии оценки двух заданий: смысл критерия оценки ИК1 («Содержание изложения») аналогичен смыслу критерия П1 («Сохранение при пересказе микротем текста»). Оба задания оцениваются по критерию фактологической точности (хотя в изложении этот критерий выносится в общую оценку изложения и сочинения) От девятиклассников на итоговом собеседовании сжатия текста не требуют, но остается первостепенной, как и в изложении, идея сохранения микротем. Требование логично и органично включить в текст устного пересказа цитату дополнительно усложняет задание, но не делает его принципиально отличным от изложения.

Третий вариативный компонент задания № 3 устного собеседования — создание высказывания-рассуждения — также связан с изложением. Обучающиеся должны показать умение высказываться логично, последовательно, связно, достаточно полно, мотивированно [3, с. 72]. То высказывание, которое должно получиться у школьников в результате выполнения этого задания, бывает очень похоже на исходный текст, предлагающийся в рамках сжатого изложения на экзамене.

Параллели между заданием № 9 ОГЭ (сочинение) и заданиями итогового собеседования провести сложнее — но и они вполне закономерны. Задание № 4 по материалу текста-рассуждения — беседа с экзаменатором — требует приведения примеров-аргументов своей позиции. Аргументация тезиса — важная составляющая любых экзаменационных сочинений: как в девятых, так и в одиннадцатых классах.

Таким образом, процессы подготовки к итоговому собеседованию и к письменным заданиям экзаменационной работы могут быть интегрированы в следующем:

— Развитие навыка «мысленного реферирования» текста и работы с реферированным текстом: логическая организация, абзацное членение, включение цитаты. Пересказ текста. Чтение текста с верной интонацией, соответствующей пунктуации и логике.

— Развитие навыка подбора и речевого оформления аргументации своей позиции в устных и письменных текстах;

— Развитие речи, в том числе: владение различными способами организации текста (от тезиса к аргументам, от иллюстрации к выводу, в соответствии с логикой автора, в соответствии с фабулой — течением событий), способность выстраивать композицию текста (вступление — основная часть — заключение).

Мы полагаем, что эти значимые связи между устными и письменными заданиями можно актуализировать и превратить в методическое преимущество с помощью системы упражнений, развивающих одновременно и навыки устной, и навыки письменной речи.

Мы предлагаем следующие варианты интегрированных упражнений, которые помогут ученикам готовиться одновременно и к изложению, и к сочинению, и к итоговому собеседованию — параллельно всесторонне развивая речевые умения. Тексты для этих заданий должны быть невелики по объему (не очень хочется использовать здесь популярное слово «клиповы», хотя необходимость подавать материал для подготовки к экзамену в сжатом и дозированном виде также оспаривать трудно [2, с. 69]):

  1. Прочитайте текст из заданий № 1 и № 2 итогового собеседования по русскому языку.
    1. Выделите ключевые слова, имеющее смыслообразующее значение в тексте.
    2. Выделите слова, на которые в предложениях будет падать интонационное, логическое ударение.
    3. Запишите краткое и основное содержание каждого абзаца текста (микротемы) в одном предложении.
    4. Напишите краткую рецензию на текст в произвольном формате. Вы можете отталкиваться от ваших читательских впечатлений, личного опыта, согласия или несогласия с автором, наличия аргументов «ЗА» или «ПРОТИВ»
  2. Прочитайте текст изложения, представленный в одном из вариантов ОГЭ.
    1. Запишите краткое и сжатое содержание микротем текста.
    2. Подготовьте собственное устное высказывание по теме изложения. Вы можете как пойти по пути, предложенному автором, так и выбрать свой «маршрут» раскрытия темы. Напишите план своего ответа.
    3. Подберите один аргумент из жизненного опыта, подтверждающий авторскую позицию, и один аргумент, ее опровергающий.
  3. Прочитайте текст сочинения из варианта ОГЭ.
    1. Прочитайте текст, определите смысл высказывания, приведенного в задании 9.2, запишите номера предложений-аргументов.
    2. Выполните интонационную разметку одного из фрагментов текста.

Литература:

1. Курбатова, Ю. В. Итоговое собеседование по русскому языку как методическая проблема: опыт региона / Ю. В. Курбатова. — Текст: непосредственный // Вестник Белгородского института развития образования. — 2018. — № 4 (10). — С. 116–122.

2. Никишина, С. А. Принципы подготовки к текстовой части ОГЭ по русскому языку / С. А. Никишина. — Текст: непосредственный // Нижневартовский филологический вестник. — 2017. — № 2. — С. 68–73.

3. Павлова, М. Н. Методика подготовки обучающихся к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе / М. Н. Павлова. — Текст: непосредственный // Русский язык в условиях би- и полилингвизма: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2018. — Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2018. — С. 70–72.

Основные термины (генерируются автоматически): итоговое собеседование, задание, русский язык, изложение, текст, сжатое изложение, сочинение, устное собеседование, экзаменационная работа.


Похожие статьи

Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку на уроках истории и обществознания

В статье авторы выясняют возможности подготовки к Итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе на уроках гуманитарного цикла.

К вопросу о подготовке обучающихся к выполнению задания на формулирование вопросов устной части ЕГЭ по английскому языку

В статье рассматриваются особенности ЕГЭ по иностранному языку как формы итогового контроля иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся старших классов, анализируется учебное пособие, способствующее подготовке к заданию на формулирование вопро...

Система работы по подготовке к ОГЭ по английскому языку

В статье автор дает рекомендации и стратегии подготовки к выполнению задания № 3 устной части.

Педагогические условия развития устной речи на уроках английского языка

Статья посвящена проблеме повышения уровня умений иноязычной устной речи. Для её решения автор предлагает создать ряд педагогических условий, а также дополнить основной учебник по английскому языку дополнительными современными материалами.

Методика обучения иностранному языку с применением различных онлайн-технологий

В статье разбирается технологическая и методологическая подготовка к занятиям иностранным языком в дистанционном формате. Обсуждаются ключевые различия в очном и дистанционном обучении, высказываются предложения по оптимизации процесса обучения в бол...

Совершенствование лексико-грамматических навыков старшеклассников при подготовке к ЕГЭ по английскому языку в учреждениях дополнительного образования

В работе автор исследует вопросы совершенствования лексико-грамматических навыков старшеклассников при подготовке к ЕГЭ по английскому языку в учреждениях дополнительного образования.

Текст как основа обучения подготовленному монологическому высказыванию на практических занятиях по иностранному языку в техническом вузе

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей обучения подготовленному монологическому высказыванию на основе текста на практических занятиях по иностранному языку в техническом вузе. Текст следует рассматривать как важнейшую опору и как средство...

Программа факультативного курса «Научись писать эссе по обществознанию» (для учащихся 10–11 классов)

Предназначена для подготовки учащихся 10–11 классов, ориентированных на подготовку и сдачу ЕГЭ по обществознанию.

Метапредметный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

В статье автор пытается раскрыть особенности использования метапредметного подхода в урочной и внеурочной деятельности по английскому языку в условиях реализации ФГОС.

Методика преподавания иностранного языка для начинающего преподавателя

В статье рассматриваются основные этапы построения урока, выбор целей и задач преподавания иностранного языка, методы оценивания усвоения преподаваемого материала учащимися.

Похожие статьи

Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку на уроках истории и обществознания

В статье авторы выясняют возможности подготовки к Итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе на уроках гуманитарного цикла.

К вопросу о подготовке обучающихся к выполнению задания на формулирование вопросов устной части ЕГЭ по английскому языку

В статье рассматриваются особенности ЕГЭ по иностранному языку как формы итогового контроля иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся старших классов, анализируется учебное пособие, способствующее подготовке к заданию на формулирование вопро...

Система работы по подготовке к ОГЭ по английскому языку

В статье автор дает рекомендации и стратегии подготовки к выполнению задания № 3 устной части.

Педагогические условия развития устной речи на уроках английского языка

Статья посвящена проблеме повышения уровня умений иноязычной устной речи. Для её решения автор предлагает создать ряд педагогических условий, а также дополнить основной учебник по английскому языку дополнительными современными материалами.

Методика обучения иностранному языку с применением различных онлайн-технологий

В статье разбирается технологическая и методологическая подготовка к занятиям иностранным языком в дистанционном формате. Обсуждаются ключевые различия в очном и дистанционном обучении, высказываются предложения по оптимизации процесса обучения в бол...

Совершенствование лексико-грамматических навыков старшеклассников при подготовке к ЕГЭ по английскому языку в учреждениях дополнительного образования

В работе автор исследует вопросы совершенствования лексико-грамматических навыков старшеклассников при подготовке к ЕГЭ по английскому языку в учреждениях дополнительного образования.

Текст как основа обучения подготовленному монологическому высказыванию на практических занятиях по иностранному языку в техническом вузе

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей обучения подготовленному монологическому высказыванию на основе текста на практических занятиях по иностранному языку в техническом вузе. Текст следует рассматривать как важнейшую опору и как средство...

Программа факультативного курса «Научись писать эссе по обществознанию» (для учащихся 10–11 классов)

Предназначена для подготовки учащихся 10–11 классов, ориентированных на подготовку и сдачу ЕГЭ по обществознанию.

Метапредметный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

В статье автор пытается раскрыть особенности использования метапредметного подхода в урочной и внеурочной деятельности по английскому языку в условиях реализации ФГОС.

Методика преподавания иностранного языка для начинающего преподавателя

В статье рассматриваются основные этапы построения урока, выбор целей и задач преподавания иностранного языка, методы оценивания усвоения преподаваемого материала учащимися.

Задать вопрос