В статье автор предлагает использовать для подготовки к письменным заданиям ОГЭ и итоговому собеседованию интегрированные упражнения, позволяющие комплексно развивать речевые навыки.
Ключевые слова: русский язык, ОГЭ, итоговое собеседование, изложение.
Итоговое собеседование, изложение, сочинение на основном государственном экзамене (ОГЭ) — каждое из этих заданий так или иначе связано с продуцированием самостоятельного или преобразованного текста. Все эти задания тесно связаны с коммуникативной составляющей обучения русскому языку. Вспомним, что одной из основных целей введения устной части экзамена было усиление коммуникативной направленности в обучении [1, с. 117]. В процессе итогового собеседования обучающиеся должны показать степень владения всеми видами речи (повествование, описание, рассуждение) [3, с. 72], но владение видами речи проверяется и в рамках ОГЭ.
Естественна связка задания № 1 экзаменационной работы по русскому языку (сжатое изложение) и задания № 2 итогового собеседования. И в том, и в другом задании цель ученика — выполнить «преобразующий» пересказ текста: письменного в устном виде, устного — в письменном. Различаются лишь типы речи в текстах: в изложении используется преимущественно рассуждение; в устном собеседовании — преимущественно повествование. Связаны также и критерии оценки двух заданий: смысл критерия оценки ИК1 («Содержание изложения») аналогичен смыслу критерия П1 («Сохранение при пересказе микротем текста»). Оба задания оцениваются по критерию фактологической точности (хотя в изложении этот критерий выносится в общую оценку изложения и сочинения) От девятиклассников на итоговом собеседовании сжатия текста не требуют, но остается первостепенной, как и в изложении, идея сохранения микротем. Требование логично и органично включить в текст устного пересказа цитату дополнительно усложняет задание, но не делает его принципиально отличным от изложения.
Третий вариативный компонент задания № 3 устного собеседования — создание высказывания-рассуждения — также связан с изложением. Обучающиеся должны показать умение высказываться логично, последовательно, связно, достаточно полно, мотивированно [3, с. 72]. То высказывание, которое должно получиться у школьников в результате выполнения этого задания, бывает очень похоже на исходный текст, предлагающийся в рамках сжатого изложения на экзамене.
Параллели между заданием № 9 ОГЭ (сочинение) и заданиями итогового собеседования провести сложнее — но и они вполне закономерны. Задание № 4 по материалу текста-рассуждения — беседа с экзаменатором — требует приведения примеров-аргументов своей позиции. Аргументация тезиса — важная составляющая любых экзаменационных сочинений: как в девятых, так и в одиннадцатых классах.
Таким образом, процессы подготовки к итоговому собеседованию и к письменным заданиям экзаменационной работы могут быть интегрированы в следующем:
— Развитие навыка «мысленного реферирования» текста и работы с реферированным текстом: логическая организация, абзацное членение, включение цитаты. Пересказ текста. Чтение текста с верной интонацией, соответствующей пунктуации и логике.
— Развитие навыка подбора и речевого оформления аргументации своей позиции в устных и письменных текстах;
— Развитие речи, в том числе: владение различными способами организации текста (от тезиса к аргументам, от иллюстрации к выводу, в соответствии с логикой автора, в соответствии с фабулой — течением событий), способность выстраивать композицию текста (вступление — основная часть — заключение).
Мы полагаем, что эти значимые связи между устными и письменными заданиями можно актуализировать и превратить в методическое преимущество с помощью системы упражнений, развивающих одновременно и навыки устной, и навыки письменной речи.
Мы предлагаем следующие варианты интегрированных упражнений, которые помогут ученикам готовиться одновременно и к изложению, и к сочинению, и к итоговому собеседованию — параллельно всесторонне развивая речевые умения. Тексты для этих заданий должны быть невелики по объему (не очень хочется использовать здесь популярное слово «клиповы», хотя необходимость подавать материал для подготовки к экзамену в сжатом и дозированном виде также оспаривать трудно [2, с. 69]):
-
Прочитайте текст из заданий № 1 и № 2 итогового собеседования по русскому языку.
- Выделите ключевые слова, имеющее смыслообразующее значение в тексте.
- Выделите слова, на которые в предложениях будет падать интонационное, логическое ударение.
- Запишите краткое и основное содержание каждого абзаца текста (микротемы) в одном предложении.
- Напишите краткую рецензию на текст в произвольном формате. Вы можете отталкиваться от ваших читательских впечатлений, личного опыта, согласия или несогласия с автором, наличия аргументов «ЗА» или «ПРОТИВ»
-
Прочитайте текст изложения, представленный в одном из вариантов ОГЭ.
- Запишите краткое и сжатое содержание микротем текста.
- Подготовьте собственное устное высказывание по теме изложения. Вы можете как пойти по пути, предложенному автором, так и выбрать свой «маршрут» раскрытия темы. Напишите план своего ответа.
- Подберите один аргумент из жизненного опыта, подтверждающий авторскую позицию, и один аргумент, ее опровергающий.
-
Прочитайте текст сочинения из варианта ОГЭ.
- Прочитайте текст, определите смысл высказывания, приведенного в задании 9.2, запишите номера предложений-аргументов.
- Выполните интонационную разметку одного из фрагментов текста.
Литература:
1. Курбатова, Ю. В. Итоговое собеседование по русскому языку как методическая проблема: опыт региона / Ю. В. Курбатова. — Текст: непосредственный // Вестник Белгородского института развития образования. — 2018. — № 4 (10). — С. 116–122.
2. Никишина, С. А. Принципы подготовки к текстовой части ОГЭ по русскому языку / С. А. Никишина. — Текст: непосредственный // Нижневартовский филологический вестник. — 2017. — № 2. — С. 68–73.
3. Павлова, М. Н. Методика подготовки обучающихся к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе / М. Н. Павлова. — Текст: непосредственный // Русский язык в условиях би- и полилингвизма: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2018. — Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2018. — С. 70–72.