В настоящей статье рассматривается совокупность преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ, а также их прекурсоров. Акцент сделан на механизм борьбы с данной преступностью, дана правовая оценка таким преступлениям и соразмерности уголовной ответственности.
Ключевые слова: уголовное законодательство, Уголовный кодекс РФ, наркотические вещества, незаконный оборот наркотиков, латентность.
Незаконное распространение наркотиков — это серьезная глобальная проблема, которая угрожает всему миру. Антинаркотическая политика большинства стран мира придерживается определенных международных соглашений, на основе которых формирует свое национальное законодательство, со свойственной ей спецификой.
Однако каждое государство решает проблему незаконного оборота наркотиков, опираясь не только на законы, но и традиции, принятые в обществе. Одни государства придерживаются жесткой политики противодействия нелегальному распространению наркотиков, другие — более мягкие, например, лечение от наркотической зависимости.
Незаконное распространение наркотиков — это серьезная глобальная проблема, которая ставит под угрозу жизнь общества в любом государстве мира. Незаконный оборот наркотиков — это бизнес, находящийся за правовыми и моральными нормами, но приносящий огромную прибыль его владельцам.
Распространение наркотиков — серьезная угроза практически для всех государств мира, поэтому ООН было принято несколько конвенций, посвященных этой проблеме. Кроме того, в принятой стратегий Организация Договора о коллективной безопасности, незаконный оборот наркотиков был обозначен как одна из угроз национальной безопасности.
Россия, как часть мирового сообщества, разделяет общепринятые нормы международного права, строит свою систему законодательства в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков и формирует органы власти, которые осуществляют противодействие незаконному распространению наркотиков.
За последние несколько лет существенных улучшений в сфере незаконного оборота и потребления наркотических средств не наблюдается, при этом, происходят качественные изменения наркоситуации. Это связано, прежде всего, с таким процессом, как глобализация, которая ведет к упрощению взаимосвязей между различными странами.
Кроме того, увеличиваются возможности изготовления наркотических средств, их распространения с помощью информационно-коммуникационной сети «Интернет». Изменения касаются и состава наркотических средств, которые считаются более «легкими». Именно такие наркотики в последнее время становятся более популярными среди людей, что меняет и само отношению к употреблению наркотиков. Так, складывается мнение, что употребление наркотиков можно сочетать с повседневной деятельностью, не выбиваясь из общественной жизни.
К числу нормативно-правовых актов, регулирующие деятельность в области оборота наркотиков, относятся Указы Президента Российской Федерации.
Так, в целях объединения усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по борьбе с распространением на территории России наркотических средств и психотропных веществ, а также их прекурсоров, Президентом Российской Федерации был подписан Указ № 690 от 9 июня 2010 года об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года. [4]
Необходимость принятия данной Стратегии обуславливается появлением новых угроз, которые связаны с усилением деятельности транснациональной преступности, как в России, так и во всем мире. Происходит усиленное развитие экстремизма, терроризма, появляются новые виды наркотических средств и психотропных веществ. Усиливаются негативные тенденции сокращения численности молодого населения вследствие увеличения масштабов незаконного распространения наркотических средств. Это приводит к ухудшению демографической ситуации в России.
На данный момент в России ситуация с незаконным оборотом наркотических средств и немедицинского применения таких опасных наркотиков, как кокаин, героин или стимуляторы амфетаминового ряда, лекарственных препаратов, обладающих психотропным воздействием, представляет огромную угрозу национальной безопасности Российской Федерации.
Основная причина негативного развития наркоситуации в России — масштабное производство опиатов на территории Афганистана и их последующий транснациональный трафик на территорию России. [4]
Кроме того, в качестве негативного фактора выступает и распространение лекарственных препаратов, содержащих наркотические вещества и находящиеся в свободной продаже, а также — наркотики, изготавливаемые из местного растительного сырья.
Как отмечается в Стратегии антинаркотической политики Российской Федерации, серьезным недостатком является отсутствие государственной системы мониторинга развития наркоситуации. Кроме того, недостаточно эффективна система профилактики и медико-социальной помощи больных наркоманией.
Российское законодательство предусматривает административную и уголовную ответственность за нарушение правил и порядка деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
В соответствии с Кодексом об административных правонарушении, незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление наркотических средств и психотропных веществ, а также растений, содержащих психотропные или наркотические вещества, влекут наложение административного штрафа в размере от 4 до 5 тысяч рублей или административный арест на срок до 15 суток [1]. Кроме того, административная ответственность предусмотрена и за употребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Что касается уголовной ответственности в области незаконного оборота наркотических средств, эти виды правонарушений относятся к преступлениям против здоровья населения и общественной нравственности.
Так, за сбыт и распространение наркотических средств и психотропных веществ предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа или лишения свободы. [2]
Кроме того, Федеральным законом Российской Федерации от 6 апреля 2004 года № 64-ФЗ [3] «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», Федеральным законом № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» предусмотрен административный надзор, осуществляемый органами внутренних дел за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, возложенных судом.
Федеральный закон № 64-ФЗ определяет категории лиц, которые подвергаются административному надзору. К числу лиц относятся те, кто осужден за тяжкие и особо тяжкие преступления, среди которых — преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, кроме того, административному надзору подвержены лица, совершившие преступления средней тяжести. Например, если лицо неоднократно нарушило часть 1 статьи 228 Уголовного Кодекса Российской Федерации, то оно подвергается административному надзору.
Таким образом, Россия, являясь частью мирового сообщества, придерживается норм международного права и формирует свою законодательную базу, регулирующую деятельность в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Говоря о международной практике профилактики наркомании, можно говорить о трех основных моделях: медицинской, ориентированной, в большей степени на информирование аудитории о вреде наркотиков и пользе ведения здорового образа жизни; образовательной, направленной на максимальную информированность о проблемах наркомании; психосоциальная, которая ориентирована на развитие психологических навыков для предотвращения возможного группового давления и склонения к употреблению наркотиков.
В отечественной научной литературе выделяют еще одну модель борьбы с наркоманией — правовую. Ведущая роль в этой модели принадлежит законодательству в сфере оборота наркотических средств и применения санкций к тем лицам, которые его нарушают. Основной причиной распространения наркомании, по мнению отечественных и зарубежных авторов, являются психологические проблемы, с которыми сталкиваются люди.
В современном мире практически у всех государств существует система правовых норм, регулирующих вопросы, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Безусловно, законодательство каждого государства имеет свою специфику, но в целом, можно назвать некоторые общие черты.
Во-первых, это наличие правовых норм, связанных с международными обязательствами, которые устанавливают уголовную ответственность за нарушения в области оборота наркотических средств. Во-вторых, определяя список веществ, подлежащих особому контролю, законодатели учитывают положения международных соглашений о наркотических средствах и психотропных веществах.
Тем не менее, законодательство разных государств существенно отличается, особенно в сфере применения наказания. Анализ зарубежного законодательства позволяет сделать вывод о том, что можно выделить несколько моделей противодействия незаконному обороту наркотических средств.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 4 декабря 2017 г.) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации / Государственная система правовой информации. Режим доступа: http://pravo.gov.ru. (дата обращения: 01.12.2020).
- Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 25 апреля. 2018 г.) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации / Государственная система правовой информации. Режим доступа: http://pravo.gov.ru. (дата обращения: 01.12.2020).
- Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (в ред. от 29 июля 2017 г.) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации / Государственная система правовой информации. Режим доступа: http://pravo.gov.ru. (дата обращения: 03.12.2020).
- Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690 «Об утверждении Стратегии антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации / Государственная система правовой информации. Режим доступа: http://pravo.gov.ru. (дата обращения: 29.12.2020).