Семья является важнейшей ценностью человеческой жизни, это первый социальный мир ребенка, в котором он получает опыт взаимодействия с окружающими людьми, навыки межличностного общения, в ней зарождаются основы нравственности и морали, формируются нормы поведения. Таким образом, именно в семье происходит первичная социализация ребенка.
На сегодняшний день социальное неблагополучие семей становится печальным и широко распространенным явлением нашей действительности, это тесно связано с такими проблемами нашего социума, как: падение жизненного уровня, резкий поворот в ценностных ориентациях общества и снятие многих моральных запретов и т. д.
У понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения в научной литературе. Во многих публикациях употребляются синонимы данного понятия: семья группы риска, негармоничная семья, деструктивная семья. Проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются совершенно разных сторон жизни: материальной и правовой, социальной и медицинской, педагогической и психологической и т. д. При этом один вид проблем у семей встречается редко, поскольку все они взаимосвязаны. Например, социальная неустроенность приводит к психологическому напряжению, что порождает семейные конфликты; материальная ограниченность не позволяет удовлетворять насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом здоровье детей и взрослых и т. д.
В Федеральном законе от 24.06.1999 г. «Об основных системах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ не дано определение «неблагополучной семьи», акцент ставится на «семье, находящийся в социально опасном положении». В данном нормативном правовом акте в качестве источника социально опасного положения семьи рассматриваются не только состояние субъектов-родителей, но и состояние объектов-детей. Таким образом, под неблагополучными семьями понимаются семьи, имеющие детей, находящиеся в социально опасном положении, а также семьи, где родители или законные представители не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению, и содержанию, а также отрицательно влияют на их поведение, либо жестко обращаются с ними [1, ст.11].
Сегодня существуют разные классификации неблагополучных семей, одна из самых известных предложена профессором Б. Н. Алмазовым [2]:
- Семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К ним относятся разрушенные или неполные семьи. В таких семьях наблюдается недостаточно высокий общий уровень развития родителей, которые не имеют возможности оказывать детям помощь в учебе.
- Конфликтные семьи, где наблюдается напряженная обстановка между родителями, и дети держатся оппозиционно.
- Нравственно неблагополучные семьи. В таких семьях наблюдаются различия в мировоззрении, стремление подчинить своей воли другого, использовать чужой труд и пр.
- Педагогически некомпетентные семьи. В них придуманные представления о ребенке заменяют настоящую картину его развития, что может привести к безнадзорности, слепому подчинению и т. д.
Все вышеперечисленные виды неблагополучных семей имеют в той или иной степени дефекты воспитания и вызывают тревогу, так как семья очень сильно влияет на развитие и становление личности ребенка. Несомненно, именно семейное неблагополучие является первой причиной неблагополучия ребенка. Трудно спрогнозировать и последствия негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка, чаще всего с детьми из таких семей очень сложно установить доверительные отношения и душевный контакт.
В колледже, в группах, где я работаю, только примерно у 30 % детей полные семьи, но назвать некоторые из них в полной мере благополучными нельзя. В остальных — родители находятся в разводе, либо воспитывает одна мама, либо опекуны/приемные родители. Я думаю, что при любом неблагополучии семьи ребенку в ней плохо и это не может не сказываться на его развитии. Главная трудность здесь заключается в том, что семьям не объясняют, как можно избежать всех проблем, а начинать это нужно еще в школе на воспитательных часах по данной тематике.
Современное семейное неблагополучие разнообразно и тесно связано с проблемами современного общества. Как отмечает академик Д. И. Фельдштейн [3], в современном социуме прослеживается интенсивная напряженность в развитии растущих людей, с которой связан, с одной стороны, рост их цинизма, грубости, жестокости, а с другой, за этими внешними проявлениями кроются внутренние переживания современного ребенка — чувства одиночества, неуверенности, страха. Исследователи наблюдают также прогрессирующий эгоизм, инфантилизм, опустошенность духовную, то есть такие приобретения детства, которые являются тяжелым новообразованием и потерей, как для него, так и для общества в целом.
Устойчивым фактором, сильно усугубляющим процесс социализации ребенка и его благополучие, являются ошибки воспитания в семье. Чаще всего это связано с позицией родителей, где отмечается низкий уровень развития родительской мотивации. Многие родители переносят на детей свои личные проблемы, лишают ребенка с детства ощущения успеха, это создает барьеры для его социализации и подрывает уверенность. В результате это приводит к разрушению связи между ребенком и родителем, суицидальным проявлениям, росту безнадзорности и криминализации среды. Сильнее всего на ребенка влияет не состав семьи, не уровень ее материального благополучия, а сложившейся в ней психологический климат и недостаток в семье доверительного общения ребенка с родителями.
В сегодняшних условиях актуальной задачей является формирование новой государственной политики профилактики семейного неблагополучия. Это должно способствовать реализации прав семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства.
Задача же образовательного учреждения — приложить максимальные усилия, чтобы заметить первые признаки неблагополучия, однако, стратегия раннего выявления кризисных семей еще недостаточно разработана. Помощь социального педагога, педагога-психолога, специалистов социальных центров должна быть ориентирована на то, чтобы ситуация в семье не ухудшалась и вопрос о лишении родительских прав не смог бы стать актуальным. Для этого необходимо осуществлять профилактику безнадзорности несовершеннолетних детей в семье, поддерживать семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, создавать условия для духовного и нравственного развития семьи. Часто бывает, что ребенок «сопровождается до совершеннолетия», далее семья снимается с учета. Однако, затем может последовать новый виток: на учет встает уже молодая семья, созданная таким ребенком, и система продолжает поддерживать следующее поколение социально неблагополучной семьи, что говорит нам о проблемах в существующей системе. Часто дети из неблагополучных семей, даже получая поддержку от государства, образовательного учреждения, не используют в полной мере все представленные им возможности в силу отсутствия мотивации, инфантильности в соблюдении обязанностей и защите своих прав, поэтому наша задача помочь им в этом. Возможно, со временем в таких семьях установятся гармоничные внутрисемейные отношения, повысится социально-правовая грамотность и улучшаться условия жизни.
Литература:
- Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120 –ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
- Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. — Свердловск: Уральский университет, 2006.
- Фельдштейн Д. И. Функциональная нагрузка Академии образования в определении принципов и условий развития растущего человека на исторически новом уровне движения общества. — Москва, РАО.- Доклад 29 октября 2013 г.