В статье авторы анализируют динамику развития рынка ценных бумаг РФ и выявленные ЦБ РФ случаи неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования на рынке.
Ключевые слова: фондовый рынок, ценные бумаги, облигации, акции, инсайдерская информация, манипулирование.
Развитие фондового рынка в РФ и шаги, сделанные со стороны властей на законодательном уровне, направленные на все большее привлечение средств физических лиц, на него приводят к возникновению ряда правонарушений, носящих, как умышленный характер, так и не умышленный.
Все это требует детального изучения и разработки мер, направленных на пресечение нарушений при обороте ценных бумаг, а также пересмотра административной ответственности за данные правонарушения.
Как показывает практика, достаточно часто возникают правонарушения в данной сфере, которые приводят к различным последствиям, вплоть до банкротств организаций и потери средств инвесторов. Необходимость их устранения и как следствие повышение привлекательности рынка ценных бумаг, защиты инвесторов, эмитентов и других заинтересованных сторон, должна быть положена в основу действующего законодательства.
Данные ЦБ РФ и ПАО «Московская биржа» указывают на рост объемов торгов фондового рынка Российской Федерации в 2009–2019 годах с 21 339 млрд. руб. до 40 662 млрд. руб. или почти в 2 раза (рис. 1).
Рис. 1. Динамика объема торгов фондового рынка Российской Федерации за 2009–2019 года, млрд. руб. (по данным ПАО «Московская биржа) [8]
Введение санкций со стороны западных стран в 2014–2015 годах, девальвация национальной валюты, падение цен на сырую нефть и природный газ, спровоцировали падение объемов торгов на фондовом рынке в 2014–2015 годах.
Проводимая со стороны ЦБ РФ, Правительства РФ политика направленная на стабилизацию денежно-кредитной политики (повышение ключевой ставки, предоставление ликвидности, изменение норм обязательного резервирования), развитие внутреннего рынка и экспортного потенциала (программа импортозамещения, предоставление льготного кредитования национальных производителей, поддержка отечественных экспортеров и другие действия), способствовали стабилизации экономической ситуации в стране и адаптации к новым условиям ведения бизнеса.
Вследствие проводимых действий со стороны государства, а так же на фоне восстановления цен на энергоносители наблюдается рост фондового рынка Российской Федерации по итогу 2016 года, который достиг уровня в 23 893 млрд. руб. или на 16,3 % больше, чем в 2015 году.
Развитие экономики, а также привлечение инвестиций со стороны иностранных инвесторов, способствовали росту объемов торгов на фондовом рынке РФ в 2017 году на 48,2 % до 35 414 млрд. руб.
В 2018–2019 годах объем торгов на фондовом рынке РФ стабилизировался на уровне 40,6 трлн. руб., что по сравнению с 2017 годом на 14,8 % выше.
Несмотря на столь значительный рост в рублевом выражении объем торгов по итогу 2018–2019 года превосходит практически на 30 % предыдущий пик — 2011 года, но в долларовом эквиваленте не дотягивает практически на те, же 30 %.
Рынок ценных бумаг, как и любая другая сфера подвержен влиянию рисков, которые приводят к правонарушениям и возникновению ответственности. В соответствии со ст. 51 закона «О рынке ценных бумаг» [2] за нарушения законодательных актов РФ о ценных бумагах лица несут ответственность в случаях и порядке, предусмотренных гражданским, административным или уголовным законодательством РФ.
В соответствии с этим можно выделить три основных вида ответственности: гражданско-правовую, административную и уголовную. В этой же статье, а также в ряде других статьях закона «О рынке ценных бумаг» приводятся и иные виды меры государственного принуждения, которые могут быть применены к нарушителям закона. С учетом этого предлагается выделить четыре вида ответственности за нарушения законодательства о рынке ценных бумаг, представленных на рис. 2.
Рис. 2. Виды ответственности за нарушения законодательства о ценных бумагах [4, 5]
За 2019–2020 года ЦБ РФ было выявлено ряд нарушений на рынке ценных бумаг РФ, подпадающие под административную ответственность (рис. 3).
![Структура выявленных правонарушений на рынке ценных бумаг РФ, подпадающих под административную ответственность за 2019–2020 года (составлено автором на основании обзоров ЦБ РФ) [9]](https://moluch.ru/blmcbn/76185/76185.003.png)
Рис. 3. Структура выявленных правонарушений на рынке ценных бумаг РФ, подпадающих под административную ответственность за 2019–2020 года (составлено автором на основании обзоров ЦБ РФ) [9]
Данные рис. 3, указывает на то, что наибольшее количество административных правонарушений ЦБ РФ фиксирует за нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг (ст. 15.19 КоАП РФ [1]), за 2019 год и 10 месяцев 2020 года было зафиксировано 108 случаев или 81 % от общего числа зафиксированных административных правонарушений в данной сфере.
В рамках данного развития на регулятора рынка ценных бумаг в лице ЦБ РФ возложена повышенная ответственность за соблюдением правил со стороны участников рынка и не допущения процессов с манипуляцией на рынке и использованием инсайдерской информации для данных целей.
За неправомерное использование инсайдерской информации (ст. 15.21 КоАП РФ) со стороны ЦБ РФ было составлено 12 предписаний или 9 % от общего количества выявленных административных правонарушений за 2019 год и 10 месяцев 2020 года в сфере оборота ценных бумаг.
Данные рис. 4, указывают на то, что за 10 месяцев 2020 года ЦБ РФ было зафиксировано наименьшее количество случаев неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком за период 2016–2020 гг.
Рис. 4. Динамика выявленных случаев неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком за период 2016–2020 гг. (составлено автором на основании обзоров ЦБ РФ) [9]
ЦБ РФ преимущественно ограничивается вынесением предупреждений и направлением предписаний для устранения выявленных административных правонарушений, при этом очень редко осуществляет карательные меры в виде наложения штрафа. А вот санкции в виде отзыва лицензий практически не было применения.
Исходя из выше сказанного и учитывая рекомендации многих специалистов [3, 6, 7], необходимо рекомендовать следующие действия направленные на развитие системы контроля и противодействия случаям неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком:
– введение материальных премий для участников торгов за предоставление информации о манипулировании ценами;
– модернизация автоматизированных систем выявления манипуляторных операций;
– децентрализация контрольных органов, создание территориальных представительств в субъектах РФ либо федеральных округах;
– расширение полномочий и обязанностей саморегулируемых организаций;
– передача полномочий биржам по применению к дисциплинарной ответственности, что позволит сократить сроки привлечения нарушителей.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1. с изм. и доп. в ред. от 16.10.2020 г.
- Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 17. Ст. 1918 с изм. и доп. в ред. от 31.07.2020 г.
- Болдырева Н. Б., Черновой Г. В. Финансовые рынки и институты. Учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2019.
- Волков А. М. Актуальные проблемы административного права. Учебное пособие. М.: Проспект, 2020.
- Гузнов А. Г., Рождественская Т. Э. Публично-правовое регулирование финансового рынка в Российской Федерации. Монография. М.: Юрайт, 2019.
- Зубач А. В. Административное право. Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры. М.: Юрайт, 2020.
- Соколинская Н. Э. Финансовый рынок России: поиск новых инструментов и технологий в целях обеспечения экономического роста. Монография. М.: КноРус, 2019. 240 с.
- Официальный сайт Московской биржи // [Электронный ресурс]. URL: www.moex.com/ (дата обращения: 01.12.2020).
- Официальный сайт ЦБ РФ // [Электронный ресурс]. URL: cbr.ru/ (дата обращения: 01.12.2020).