В статье авторы анализируют динамику развития рынка ценных бумаг РФ и выявленные ЦБ РФ случаи неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования на рынке.
Ключевые слова: фондовый рынок, ценные бумаги, облигации, акции, инсайдерская информация, манипулирование.
Развитие фондового рынка в РФ и шаги, сделанные со стороны властей на законодательном уровне, направленные на все большее привлечение средств физических лиц, на него приводят к возникновению ряда правонарушений, носящих, как умышленный характер, так и не умышленный.
Все это требует детального изучения и разработки мер, направленных на пресечение нарушений при обороте ценных бумаг, а также пересмотра административной ответственности за данные правонарушения.
Как показывает практика, достаточно часто возникают правонарушения в данной сфере, которые приводят к различным последствиям, вплоть до банкротств организаций и потери средств инвесторов. Необходимость их устранения и как следствие повышение привлекательности рынка ценных бумаг, защиты инвесторов, эмитентов и других заинтересованных сторон, должна быть положена в основу действующего законодательства.
Данные ЦБ РФ и ПАО «Московская биржа» указывают на рост объемов торгов фондового рынка Российской Федерации в 2009–2019 годах с 21 339 млрд. руб. до 40 662 млрд. руб. или почти в 2 раза (рис. 1).
Рис. 1. Динамика объема торгов фондового рынка Российской Федерации за 2009–2019 года, млрд. руб. (по данным ПАО «Московская биржа) [8]
Введение санкций со стороны западных стран в 2014–2015 годах, девальвация национальной валюты, падение цен на сырую нефть и природный газ, спровоцировали падение объемов торгов на фондовом рынке в 2014–2015 годах.
Проводимая со стороны ЦБ РФ, Правительства РФ политика направленная на стабилизацию денежно-кредитной политики (повышение ключевой ставки, предоставление ликвидности, изменение норм обязательного резервирования), развитие внутреннего рынка и экспортного потенциала (программа импортозамещения, предоставление льготного кредитования национальных производителей, поддержка отечественных экспортеров и другие действия), способствовали стабилизации экономической ситуации в стране и адаптации к новым условиям ведения бизнеса.
Вследствие проводимых действий со стороны государства, а так же на фоне восстановления цен на энергоносители наблюдается рост фондового рынка Российской Федерации по итогу 2016 года, который достиг уровня в 23 893 млрд. руб. или на 16,3 % больше, чем в 2015 году.
Развитие экономики, а также привлечение инвестиций со стороны иностранных инвесторов, способствовали росту объемов торгов на фондовом рынке РФ в 2017 году на 48,2 % до 35 414 млрд. руб.
В 2018–2019 годах объем торгов на фондовом рынке РФ стабилизировался на уровне 40,6 трлн. руб., что по сравнению с 2017 годом на 14,8 % выше.
Несмотря на столь значительный рост в рублевом выражении объем торгов по итогу 2018–2019 года превосходит практически на 30 % предыдущий пик — 2011 года, но в долларовом эквиваленте не дотягивает практически на те, же 30 %.
Рынок ценных бумаг, как и любая другая сфера подвержен влиянию рисков, которые приводят к правонарушениям и возникновению ответственности. В соответствии со ст. 51 закона «О рынке ценных бумаг» [2] за нарушения законодательных актов РФ о ценных бумагах лица несут ответственность в случаях и порядке, предусмотренных гражданским, административным или уголовным законодательством РФ.
В соответствии с этим можно выделить три основных вида ответственности: гражданско-правовую, административную и уголовную. В этой же статье, а также в ряде других статьях закона «О рынке ценных бумаг» приводятся и иные виды меры государственного принуждения, которые могут быть применены к нарушителям закона. С учетом этого предлагается выделить четыре вида ответственности за нарушения законодательства о рынке ценных бумаг, представленных на рис. 2.
Рис. 2. Виды ответственности за нарушения законодательства о ценных бумагах [4, 5]
За 2019–2020 года ЦБ РФ было выявлено ряд нарушений на рынке ценных бумаг РФ, подпадающие под административную ответственность (рис. 3).
Рис. 3. Структура выявленных правонарушений на рынке ценных бумаг РФ, подпадающих под административную ответственность за 2019–2020 года (составлено автором на основании обзоров ЦБ РФ) [9]
Данные рис. 3, указывает на то, что наибольшее количество административных правонарушений ЦБ РФ фиксирует за нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг (ст. 15.19 КоАП РФ [1]), за 2019 год и 10 месяцев 2020 года было зафиксировано 108 случаев или 81 % от общего числа зафиксированных административных правонарушений в данной сфере.
В рамках данного развития на регулятора рынка ценных бумаг в лице ЦБ РФ возложена повышенная ответственность за соблюдением правил со стороны участников рынка и не допущения процессов с манипуляцией на рынке и использованием инсайдерской информации для данных целей.
За неправомерное использование инсайдерской информации (ст. 15.21 КоАП РФ) со стороны ЦБ РФ было составлено 12 предписаний или 9 % от общего количества выявленных административных правонарушений за 2019 год и 10 месяцев 2020 года в сфере оборота ценных бумаг.
Данные рис. 4, указывают на то, что за 10 месяцев 2020 года ЦБ РФ было зафиксировано наименьшее количество случаев неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком за период 2016–2020 гг.
Рис. 4. Динамика выявленных случаев неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком за период 2016–2020 гг. (составлено автором на основании обзоров ЦБ РФ) [9]
ЦБ РФ преимущественно ограничивается вынесением предупреждений и направлением предписаний для устранения выявленных административных правонарушений, при этом очень редко осуществляет карательные меры в виде наложения штрафа. А вот санкции в виде отзыва лицензий практически не было применения.
Исходя из выше сказанного и учитывая рекомендации многих специалистов [3, 6, 7], необходимо рекомендовать следующие действия направленные на развитие системы контроля и противодействия случаям неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком:
– введение материальных премий для участников торгов за предоставление информации о манипулировании ценами;
– модернизация автоматизированных систем выявления манипуляторных операций;
– децентрализация контрольных органов, создание территориальных представительств в субъектах РФ либо федеральных округах;
– расширение полномочий и обязанностей саморегулируемых организаций;
– передача полномочий биржам по применению к дисциплинарной ответственности, что позволит сократить сроки привлечения нарушителей.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1. с изм. и доп. в ред. от 16.10.2020 г.
- Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 17. Ст. 1918 с изм. и доп. в ред. от 31.07.2020 г.
- Болдырева Н. Б., Черновой Г. В. Финансовые рынки и институты. Учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2019.
- Волков А. М. Актуальные проблемы административного права. Учебное пособие. М.: Проспект, 2020.
- Гузнов А. Г., Рождественская Т. Э. Публично-правовое регулирование финансового рынка в Российской Федерации. Монография. М.: Юрайт, 2019.
- Зубач А. В. Административное право. Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры. М.: Юрайт, 2020.
- Соколинская Н. Э. Финансовый рынок России: поиск новых инструментов и технологий в целях обеспечения экономического роста. Монография. М.: КноРус, 2019. 240 с.
- Официальный сайт Московской биржи // [Электронный ресурс]. URL: www.moex.com/ (дата обращения: 01.12.2020).
- Официальный сайт ЦБ РФ // [Электронный ресурс]. URL: cbr.ru/ (дата обращения: 01.12.2020).