В статье поднята проблема малой двигательной активности обучающихся и популяризация физической культуры и спорта. Предложены методы и средства популяризации здорового образа жизни в системе подготовки студентов.
Ключевые слова: гиподинамия, здоровый образ жизни, популяризация здорового образа жизни, способы, методы и подходы.
Следование здоровому образу жизни есть совокупность мероприятий либо процедур (то есть последовательности определенных действий), деятельность, ориентированная на сохранение физического и психического здоровья, обеспечение благоприятной социально–психологической среды, профилактику заболеваний и укрепление организма в целом.
Под способами популяризации здорового образа жизни понимают достаточно широкий спектр действий и мероприятий: от индивидуальных бесед и программ работы со студентами до использования мультимедийных средств массовой информации конкретного образовательного учреждения.
Одним из способов популяризации здорового образа жизни в процессе обучения студентов с полным основанием можно считать работу преподавателя. Поэтому одной из важнейших задач любого преподавательского коллектива учебного учреждения должна стать задача использования в учебно-воспитательном процессе здоровье формирующих и здоровье сберегающих методов. Стоит отметить также используемые преподавателем в своей работе различные здоровьесберегающих приёмы, а именно образовательные технологии: –личностно–ориентированного развивающего обучения; –коллективного способа обучения;–модульного обучения; –разноуровнего обучения.
Следующим способом популяризации здравого образа жизни это создание в образовательных учреждениях своего канала телевещания (по возможности), c широким охватом студенческой аудитории, общедоступный для пользования и нацеленного на формирование у студентов интереса к спорту, как результат потребности в занятиях спортом, желания следовать здоровому образу жизни, выработку социально–психологического иммунитета к употреблению наркотических средств, адекватному отношению к агрессивному рекламированию. Описанным способом проводятся такие виды пропаганды, как: съемка видеороликов, телефильмов, программ и телепередач, посвященных здоровому образу жизни; выпуск печатных и интернет–материалов информационно-образовательного характера.
В копилку способов популяризации здорового образа жизни можно отнести двигательную активность, которая является одним из условий успешного обучения студентов. В качестве примера стоит выделить следующие виды: утренняя зарядка (гимнастика, стретчинг, экспресс–зарядка «пятиминутка»); ходьба; бег на различные дистанции; подвижные перемены и паузы на лекционных и практических занятиях в течение всего учебного дня.
Во время лекционных и семинарских занятий и выполнения домашнего задания, во время работы за компьютером и чтения книг, поездки в транспорте студент как правило находится в неподвижном состоянии достаточно длительное время, это состояние носит системный характер, вследствие чего возникает гиподинамия.
Частично, но системно решить эту проблему могут занятия по физической культуре, проводимые в образовательном учреждении, кроме того, самостоятельные прогулки студентов после занятий, которые также должны быть систематическими.
В этой связи образовательные учреждения должны динамично, комплексно популяризировать массовую физическую культуру и спорт силами штатных и приглашенных преподавателей физической культуры, тренеров, а также с помощью действий со стороны преподавателей учебных дисциплин (путем правильной организации занятия, предупреждением преждевременного наступления утомления и т. д.).
Все это должно включаться в систему подготовки и быть ее составной частью. Надо отметить, что учебные заведения, являясь образовательными, интеллектуальными, культурными, центрами, играют существенную роль в формировании здоровья участников образовательного процесса, в обучении навыкам здорового образа жизни и воспитании духовности как одного из аспектов здорового образа жизни, в повышении трудового потенциала общества в целом.
Можно сделать заключение, что задача популяризации здорового образа жизни будущих специалистов различных профессиональных профилей комплексная и многокомпонентная. Решение её лежит в оптимизации учебной, кружковой и факультативной деятельности всего образовательного учреждения с привлечением не только специалистов физической культуры и спорта и преподавателей учебных дисциплин, но и психологов, специалистов по безопасности масштабах не только образовательного учреждения, но и города, а также создания массированной информационно–пропагандистской кампании с использованием широкого спектра разнообразных средств.
Литература:
- Шарапов А. А. Компетенции в области здорового образа жизни в системе подготовки бакалавров педагогического образования по безопасности жизнедеятельности/А. А. Шарапов // Молодой ученый. — 2016. — № 6.1.
- Якиманская И. С. Технология личностно–ориентированного образования / И. С. Якиманская. — М., 2000. — 239 с.