В статье рассматривается вопрос о возможности осуществления профессионального развития муниципальных служащих в условиях ограниченных возможностях, которые возникли на фоне новой коронавирусной инфекции.
Ключевые слова: профессиональное развитие, муниципальная служба, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, наставничество, пандемия, кадры, стажировка.
Современное общество двадцать первого века позиционирует себя как информационное, развитое общество. Двадцать первый век — это новый этап в развитии человеческой цивилизации. В это время идет большая нагрузка на все сферы жизнедеятельности. Соответственно повышается спрос на подготовленные и квалифицированные кадры.
Кадры, или же персонал — это штатный состав работников организации, выполняющих различные производственно-хозяйственные функции.
Он характеризуется, прежде всего, численностью, структурой, рассматриваемыми как в статике, так и в динамике, профессиональной пригодностью и компетентностью [1]. Если мы будем рассматривать сотрудника в единственном числе, то мы увидим, что он всего лишь небольшая частица большого механизма, но очень значимая для организации. Данное определение будет аналогично и для муниципальных служащих, ведь они также являются кадрами в своих органах власти.
На сегодняшний день квалифицированные кадры необходимы и для органов местного самоуправления. Именно от квалификации и профессионализма зависит эффективность работы органов местного самоуправления и, конечно, развитие муниципального образования в целом.
В кадрах заключен весь потенциал, следовательно в первую очередь необходимо развивать муниципальных служащих всесторонне.
Для того чтобы получить высококвалифицированные кадры необходимо реализовывать программы профессионального развития.
Однако, современные условия не дают полноценно реализовывать данные программы. 2020 год внес свои коррективы во все сферы жизнедеятельности в том числе затронул и муниципальную службу. Из-за чего необходимо перестраиваться на новый строй трудовой деятельности.
В связи с пандемией в регионах, соответственно и в муниципальных образованиях действуют определенные ограничительные меры, именно поэтому применение дистанционных технологий на сегодняшний день очень актуально. Таким образом профессиональное развитие муниципальных служащих происходит в режиме онлайн.
Пандемия дала толчок в развитии многих направлений. Применение дистанционных технологий совершенствует сферу профессионального развития. Можно сказать, то, что к чему шли годами, достигли в кратчайшие сроки. Так как долгое время перевести профессиональное развитие в режим онлайн ни органы местного самоуправления, ни образовательные площадки не решались.
Стоит упомянуть то, что в профессиональное развитие входят не только программы дополнительного профессионального образования (повышение квалификации и профессиональная переподготовка), но и иные мероприятия [2].
Если рассматривать дополнительное профессиональное образование, то есть повышение квалификации и профессиональная переподготовка, то можно сказать, что данные программы в будущем времени уже не будут рассматриваться как очные и в формате офлайн. Преимуществом в применении дистанционных технологий при реализации образовательных программ является то, что человек экономит собственное время. Стоит посчитать, сколько часов в неделю человек проводит в пути (домой, на учебу, на работу и так далее), обучение в режиме онлайн удобно и просто. Профессионально развиваться можно в комфортных для себя условиях, при этом вести диалог, общаться с коллегами по программам дополнительного профессионального образования. Также большим преимуществом является то, что ведется запись занятия. Если государственный гражданский служащий по определённым причинам не смог присутствовать в режиме онлайн на занятии, то он в удобное для себя время сможет посмотреть полную запись занятия.
Встречается такая практика, когда происходит наслоение прохождения программ по времени. Соответственно в данном случае будет удобно применять дистанционные технологии как для организатора, так и для государственного гражданского служащего.
Если говорить о наставничестве, то здесь также меняется подход. Наставничество можно перевести в режим онлайн (то есть процесс происходит посредством бизнес-инструментов, которые предназначены для общения, могут использоваться все средства связи).
Конечно, вышеперечисленные преимущества и подходы невозможно отнести к служебной стажировке. На данный момент такое направление профессионального развития как служебная стажировка не может реализовываться, так как служебная стажировка является мероприятием по обмену опытом, направленным на изучение передового опыта в соответствующей области профессиональной служебной деятельности в целях профессионального развития муниципального служащего [3].
В процессе становления специалиста, профессионала происходит не только совершенствование, но и разрушение, возникновение деформаций и профессионально нежелательных качеств, также это процесс развития личности, преимущественно ориентированной на повышение уровня профессионализма и профессионального достижения, осуществляемый с помощью обучения и саморазвития, профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействий [4]. Следовательно, существует понимание того, что профессиональное развитие необходимо всегда, так как развитие персонала необходимо рассматривать как мероприятия, которые в свою очередь уже направлены на развитие персонала, то есть данное явление больше, чем просто обучение [5]. Также стоит понимать, что процесс профессионального развития является непрерывным. В любом случае, при получении ежедневно новой информации, муниципальный служащий уже находится в процессе профессионального развития, а такие направления как повышение квалификации, наставничество и так далее. лишь помогают более углубленно рассмотреть определенный материал, вопрос и тому подобное.
Таким образом, нет необходимости в прерывании процесса профессионального развития из-за внешних факторов. Существует возможность рассмотреть подходящие варианты, которые заменят определенные мероприятия, например служебная стажировка.
Также современная ситуация в мире способствует дальнейшему развитию дистанционных технологий в сфере профессионального развития муниципальных служащих.
Литература:
1. Инжиева Д. М. Управление персоналом. Учебное пособие (курс лекций)/Д. М. Инжиева. — Симферополь: АНО «ООВО» «Университет экономики и управления», 2016.-268с. [Электронный ресурс] URL: http://www.iprbookshop.ru/73272.html (дата обращения 27.04.2020).
2. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (в ред. от 16.12.2019). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Об утверждении Положения о прохождении служебной стажировки государственными гражданскими служащими Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2019 г. N 618 // Собрание законодательства РФ. 2019. 27 мая. N 21, ст. 2578.
4. Глоссарий по психологии профессионального развития / Сост. А. М. Павлова, О. А. Рудей, Н. О. Садовникова; Под общ. ред. Э. Ф. Зеера. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. 62 с.
5. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации: учебное пособие / А. Я. Кибанов, И. Б. Дуракова. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2016. — 360 с.