В статье автор пытается провести теоретический анализ правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, рассматривает права и ограничения для иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих в Российской Федерации.
Ключевые слова : права, ограничения, иностранные граждане.
Миграция — важный аспект в жизни государства. Иностранные граждане играют важную роль в экономическом и демографическом положении внутри государства. Положение иностранных граждан и лиц без гражданства регламентировано Конституцией Российской Федерации [1] и Федеральным законом ФЗ-115 «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [2]. Конституция Российской Федерации устанавливает равенство иностранных граждан и лиц без гражданства с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Наличие у гражданина иного гражданства не умаляет его прав и обязанностей в Российской Федерации.
Страны, иностранные граждане которых могут прибыть в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы- страны ближнего зарубежья и бывшего СССР. Граждане стран дальнего зарубежья могу прибыть в Российскую Федерацию посредством приглашения и последующего оформления визы для въезда.
Иностранные граждане, находящиеся в Российской Федерации делятся на временно пребывающих иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, временно проживающих и постоянно проживающих. В юридической литературе выделяют еще четвертую категорию иностранных граждан и лиц без гражданства: незаконно пребывающие. Незаконно пребывающие иностранные граждане и лица без гражданства не имеют разрешения на пребывание либо проживание на территории Российской Федерации.
Временно пребывающие иностранные граждане и лица без гражданства подлежат постоянному надзору со стороны исполнительных органов- иностранный гражданин или лицо без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию подлежат постановке на миграционный учет по месту пребывания в течение 7-ми рабочих дней с момента пересечения границы Российской Федерации.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства не может самостоятельно менять место своего пребывания. Во время пребывания на территории РФ, иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации на основании патента или разрешения на работу — документов, дающих право иностранному гражданину работать на территории РФ.
В случае наличия у иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на временное проживание, он подлежит постоянной регистрации по месту жительства на срок действия разрешения на временное проживание. Разрешение на временное проживание выдается сроком на 3 года, иностранный гражданин вправе находиться в Российской Федерации без выезда до истечения срока действия разрешения. Документ даёт право работать без патента и разрешения на работу, но ограничивает иностранного гражданина или лицо без гражданства в выборе места проживания и работы- проживание и трудовая деятельность должны быть в регионе получения разрешения на временное проживание. Одновременно с разрешением на временное проживание иностранному гражданину дальнего зарубежья оформляется виза на срок действия разрешения.
Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство. Постоянно проживающие имеют национальные документы или вид на жительство. Это наиболее желанный статус для иностранца на территории России. Они свободно выбирают место жительства в Российской Федерации. Особую категорию постоянно проживающих составляют получившие политическое убежище в Российской Федерации. Их правовое положение дополнительно регулируется Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 года № 746. Кроме вида на жительство им выдается еще свидетельство о предоставлении политического убежища. Они имеют право свободно выбирать место жительства в Российской Федерации. Вид на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства является бессрочным документом.
Таким образом, для каждой из перечисленных выше первых трех категорий предусматриваются особые основания пребывания или проживания в Российской Федерации. Так, для временно пребывающих иностранцев, как правило, необходима въездная виза (п. 1 ст. 5 ФЗ). Для временно проживающих граждан — разрешение на временное проживание (п. 1 ст. 6 ФЗ). А иностранцам, входящим в третью группу, закон предписывает иметь вид на жительство (п. 1 ст. 8 ФЗ). Итак, проблемы иностранных граждан и лиц без гражданства сегодня стали неотъемлемым атрибутом демократичности и открытости российского общества, свидетельством установления Россией принципиально новых отношений с государствами мирового сообщества и все более усиливающегося проявления демократического и гуманного отношения к человеку вообще, вне зависимости от его национальности и наличия гражданства.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета.— 1993.— 25 декабря.
- О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.06.2002).
- О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ (принят ГД ФС РФ 30.06.2006) //СЗ РФ.— 2006.— № 30.— Ст. 3285.
- О беженцах: Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528–1 (в ред. от 18.07.2006 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.— 1993.— № 12.— Ст. 425.
- Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища: Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 (в ред. от 21.07.1997 г.) //СЗ РФ.— 1997.— № 30.— Ст. 3601.
- Макарейко Н. В. Административное право / Н. В. Макарейко.— М.: Юрайт-Издат, 2005.
- Попов Л. Л. Административное право: учебник для вузов / Л. Л. Попов.— М.: Юристъ.