Компонент «Ресурсоэффективность» и его место в образовательной парадигме зарубежных и российских ВУЗов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Болсуновская, Л. М. Компонент «Ресурсоэффективность» и его место в образовательной парадигме зарубежных и российских ВУЗов / Л. М. Болсуновская, Д. С. Найдина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 11 (34). — Т. 2. — С. 170-172. — URL: https://moluch.ru/archive/34/3806/ (дата обращения: 20.12.2024).

В последнее десятилетие проблема экономии ресурсов относится к задачам, требующим незамедлительного решения. Обострению этой проблемы способствовало поднятие цен на нефть и газ международными нефтяными концернами, что позволило им резко увеличить свои прибыли. Разразился так называемый энергетический кризис. Сегодня как никогда встает вопрос об экономии энергоресурсов и рациональном их использовании во всех областях человеческой жизни. «Национальный масштаб этой проблемы обусловлен несовершенством технологических и управленческих процессов, износом материально-технической базы, отсутствием традиций ресурсосбережения, укоренившимися представлениями о «неисчерпаемости» ресурсов». Именно высшее образование может обеспечить «продуцирование, концентрацию и распространение культуры, знаний и технологий ресурсосбережения» [1]. Руководство современных высших учебных заведений, входящих в мировое образовательное пространство, готовят не просто специалистов в определенной области, но будущее нашего общества, от которого будет зависеть, каким будут развиваться технологии. Крайне важно выстроить образовательную линию таким образом, чтобы студенты еще обучаясь в ВУЗе были вовлечены в создание и разработку ресурсоэффективных технологий.

Поэтому целью настоящей статьи является изучение места компонента «Ресурсоэффективность» в образовательных программах зарубежных и российских высших школ. Необходимо разъяснить следующее: в данной статье мы употребляем термин «компонент», однако, в различных учебных заведения «Ресурсоэффективность» изучается в различной степени. Так в некоторых университетах обнаруживаем включение данного компонента в программу обучения только в качестве курса лекций, например в Университете Манчестер. С другой стороны существуют образовательные программы, в которых данный предмет занимает ведущее место в системе обучения, поэтому представляется возможным употреблять термин «модуль».

Рассмотрим степень включения компонента «Ресурсоэффективность» в образовательные программы зарубежных ВУЗов.

В университете в Манчестере, Великобритания, на факультете Наука о Земле, Атмосфере и Окружающей среде, в рамках специальности EART 10262, «Ресурсы Земли», изучение компонента «Ресурсоэффективнось» не предусмотрено в качестве отдельного предмета, однако в процессе обучения видим, что на 1 курсе у студентов проходят лекции на следущие темы: «Типы ресурсов» (1ая неделя обучения), «Основные причины роста потребления» (2ая неделя обучения), «Ресурсы Земли и их история» (3я неделя обучения), «Атомная энергия и альтернативные источники энергии» (7ая неделя обучения), (1ая неделя обучения), «Водные ресурсы» (11я неделя обучения), «Будущее ресурсов» (13я неделя обучения). На 3м курсе в течении двух недель студенты изучают курс, под названием «Ресурсы Атомной энергии» [2]. Можно заключить, что студентам Манчестерского университета предоставляется общирная теоритическая информация о ресурсах Земли, их видах и о существующих альтернативных типах энергии, способствующих экономии невозобновляемых ресурсов. Однако, отсутствуют курсы дающие навыки эффективного использования ресурсов и предоставляющие информацию об уже существующих технологиях ресурсосбережения. Кроме того, не ясно как студенты применяют полученные теоретические знания на практике, проводятся ли у них лабораторные занятия, участвуют ли они в научно-практических экспериментах.

Студенты Imperial College, Великобритания, обучаясь по специальности «Наука о Земле и окружающей среде», изучают различные виды опасностей представляемых антропогенной деятельностью человека, методы борьбы с последствиями воздействия человека на окружающую среду, а также на третьем и четвертом курсе изучают такие курсы, как «Управление энергией», «Минеральные ресурсы» [3]. Студентам предлагается на выбор подготовить курсовые проекты и провести лабороторные испытания на различные темы, например «Уменьшение отходов в производстве энергии», «Экономичное использование ресурсов». Исследовательские проекты студенты готовят основываясь на данных и опыте крупных компаний, сотрудничающих с университетом. Данные проекты составляют индивидуальное портфолио, которое способствует будущему трудоустройству студента.

Анализируя место компонента «Ресурсоэффективность» в учебной программе Imperial College можно сделать вывод, что студентам предоставляют сравнительно поверхностные знания, однока возможность проводить лабороторные исследования вместе с сотрудниками крупных компаний компенсируеют недостаток теоритической подготовки. Считаем, что термин «компонент» не уместен в данном случае, так как студенты знакомяться с проблемой ресурсоэффиктивности лишь обзорно, поэтому следует говорить об ознакомительных лекциях на тему «Ресурсоэффективность» в программе обучения студентов Imperial College. Тем не менее, практическое применение полученных знаний дает студентам возможность познакомиться с методами и принципами ресурсоэффективных технологий, а также может стать началом их профессиональной деятельности.

В российских высших учебных заведениях компонент «Ресурсоэффективность» представлен следующим образом. В Московском институте стали и сплава (МИСиС) в одном из подразделений, Институте металлургии, экологии и качества на Кафедре металлургии стали и ферросплавов существуют следующие направления обучения: «Ресурсосбережение и экология в металлургии», «Вторичная металлургия черных и цветных металлов», а также «Защита окружающей среды и ресурсосбережение в металлургии»[4]. К сожалению, не представляется возможным проанализировать глубину изучения вопроса.

В Международном институте логистики ресурсосбережения и технологической инноватике основаном в 2006 г. на базе кафедры Логистики и экономической информатики, под патронатом ректора РХТУ, среди прочих была поставлена задача подготовить высококвалифицированных специалистов в области логистики ресурсосбережения, менеджмента высоких технологий и управления инновациями [5].

В РФ существует ряд научно исследовательских институтов, занимающихся вопросами ресурсоэффективности, например Институт Ресурсосбережения в Нижнем Новгороде, которые разрабатывают научно-практические рекомендаций по рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов и энергосбережению, активно взаимодействует с ведущими НИИ и КБ области, вузами, по широкому кругу вопросов ресурсопользования [6]. Считаем, что взаимодействие с организациями занимающимися практической деятельностью необходимо для высшей школы, так как только соединение теоритических знаний и практических навыком способно подготовить молодых специалистов к будущей работе.

В 2009 году Томский политехнический университет получил статус научно исследовательского, вошел в число двенадцати победителей и стал единственным томским вузом, получившим категорию «НИУ», и стал называться Национальным исследовательским университетом ресурсоэффективных технологий «ТПУ».

Основная цель ТПУ, стало и разработку технологий для ресурсоэффективной экономики и ориентированное на это кадровое обеспечение. В основу стратегии развития легли результаты инновационной деятельности вуза за последние три года. В число приоритетных направлений, активно развиваемых на базе университета входят: рациональное природопользование и глубокая переработка природных ресурсов, традиционная и атомная энергетика, альтернативные технологии получения энергии, нанотехнологии и пучково-плазменные технологии получения материалов с заданными свойствами [7]. В настоящее время компонент «Ресурсоэффективность» не входит в учебный план в чистом виде, однако студенты изучают темы, касающиеся экономного ресурсопользования в виде курса лекций.

В заключении отметим, что в современном мире рыночных отношений, требования предъявляемые к специалистам постоянно меняются в связи с непрекращающимся развитием технологий, научным прогрессом. Качество образования и профессиональной подготовки молодых специалистов зависит от многих факторов. Однако главным фактором является организация учебного процесса в высшей школе. «Университеты должны адекватно реагировать на вызовы внешней среды, переходить на инновационный путь развития, следовать за рынком, а в ряде случаев самим его формировать» [8]. Считаем, следует обобщить опыт зарубежных коллег и построить учебный процесс таким образом, чтобы «Ресурсоэффективность» изучалась студентами с разных сторон, как в теории, так и на практике. Поэтому считаем необходимо включить в образовательную программу большинства подразделений Томского политихнического университета компонент «Ресурсоэффективность». Естественно глубина изучения вопроса будет различаться в зависимости от профилирующих направлений, однако актуальность изучения данного компонента неоспорима, особенно в свете того, недавнего получения ТПУ статуса «национальноый исследовательский университет».

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры России" на 2009-2013 годы (тема: "Проведение научных лингво-педагогических исследований применения инновационных технологий в области языкового образования высшей технической школы"; ГК №14.740.11.1399)



Литература:

1. Программа создания и развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет ресурсоэффективных технологий «ТПУ» на 2009-2018 годы. – Томск, 2009. – с.2.

2. http://www.manchester.ac.uk

3. http://www3.imperial.ac.uk/

4. http://misis.ru/

5. http://moodle.milrti.ru/

6. http://nnov-gorod.ru/firmy-Novgoroda/institut-resursosberezheniya.html

7. http://www.tpu.ru/

8. Менеджмент качества в ВУЗе./ Под ред. Ю.П. Похолкова и А.И. Чучалина. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – с. 15.

Основные термины (генерируются автоматически): студент, окружающая среда, высшая школа, глубина изучения, знание, ресурс, учебный процесс.


Похожие статьи

Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление в научной среде

Медиаобразовательная среда как важная составляющая современного ВУЗа

Развитие ценностно-смысловой компетентности в процессе обучения на примере дисциплин гуманитарного цикла

Анализ понятия «билингвальная коммуникация» в психолого-педагогической литературе и ее роль в европейской системе высшего образования

Личностная направленность процесса формирования ценностных ориентаций старших подростков при изучении регионального курса «Приамурье: история, география, экономика»

Коммуникативный фактор в преподавании курса «История и методология менеджмента»

Генезис исследовательской деятельности в междисциплинарном пространстве (школа-вуз)

Фреймовая структура концепта ЛЕС, отраженная в текстах филологических словарей русской лингвокультуры

Понятие «интенциональности» в концепции Д.Деннета и ее влияние на проблему соотношения мышления и языка

Условия и факторы реализации предметно-методологической компетентности учителя как ресурса качества образования

Похожие статьи

Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление в научной среде

Медиаобразовательная среда как важная составляющая современного ВУЗа

Развитие ценностно-смысловой компетентности в процессе обучения на примере дисциплин гуманитарного цикла

Анализ понятия «билингвальная коммуникация» в психолого-педагогической литературе и ее роль в европейской системе высшего образования

Личностная направленность процесса формирования ценностных ориентаций старших подростков при изучении регионального курса «Приамурье: история, география, экономика»

Коммуникативный фактор в преподавании курса «История и методология менеджмента»

Генезис исследовательской деятельности в междисциплинарном пространстве (школа-вуз)

Фреймовая структура концепта ЛЕС, отраженная в текстах филологических словарей русской лингвокультуры

Понятие «интенциональности» в концепции Д.Деннета и ее влияние на проблему соотношения мышления и языка

Условия и факторы реализации предметно-методологической компетентности учителя как ресурса качества образования

Задать вопрос